среда, 18 февраля 2015 г.

Невеликая красота (о фильме "Великая красота")

Яркие картинки с примесью извращённого сэкса, с большим количеством соплей и претэнзией на философию. Мы такое видели не раз. Первым делом на ум приходит Альмодовар. Но у того был несколько иной антураж. Более демократичный, если так можно выразиться. Была, в основном, молодая ушлая публика. А тут - шикарные интэрьеры,  травертин, старость.  И на таком вот фоне - карнавал бездельников, дураков и извращенцев. Главный герой как бы объединяет два мира: он замечательно смотрится среди мрамора и дорогой посуды,  но не менее органично - в окружении стриптизёрш и старых дураков, кричащих на каждом шагу “я тебя трахну!” Впрочем, хоть главный герой и вращается среди озабоченной публики, им владеет, кажется, только одна страсть - страсть к самолюбованию. Выглядит он действительно блестяще. Тем не менее, любоваться на него лично мне быстро надоело, а больше смотреть было особо не на что. Истории типа “она всю жизнь любила одного тебя, а обо мне за 35 лет написала в  дневнике только два предложения” и шутки вроде “Флобэр мечтал написать про ничто. Если бы он встретил тебя, то написал  бы великий роман” энтузиазма у меня не вызвали. Что там ещё было? А, ну да, полезные советы: “подогретый рис всегда вкуснее свежесваренного”; пикантные физиологические наблюдения : “моя мать спросила мою невесту: “ты видела, как он испражняется?”;  захватывающие откровения: “расскажи мне про свой самый первый раз” (далее - романтическая сумеречная ретро-сцена на берегу моря с демонстрацией сись-пись). Кульмитнация фильма - шикарный ужин с “почти святой”. Святая напоминает оживший труп из фильма ужасов. Её окружают: помощник, в свою очередь напоминающий проходимца, и кардинал, увлечённо раскрывающий секреты приготовления кролика по-лигурийски. Когда святая произносит фразу “Знаешь, почему я ем коренья? Потому что корни - это очень важно!”, остаётся только теряться в догадках: это философская квинтэссенция фильма или юмор а ля Флобэр?..   

Фильм якобы рифмован со “Сладкой жизнью” Феллини, но мне ближе версия “Джинджер и Фрэда”. Поздний фильм Феллини снят про тот же мир энтэртэймента, про делание денег на скучающих идиотах. Но если у Феллини это жестокий конвейер для эффективных манагеров, то у Соррэнтино - необременительный карнавал для престарелых дэнди. Плохо ли: выяснять у бьющихся лбом о стену девиц природу испытываемых ими “вибраций”, и иметь за это квартирку с огромной террасой напротив самого Колизея. Сплошное соединение прикольного с доходным. Единственное, что представляет угрозу, - перспектива шизануться от такой красивой жизни. Но даже если кто-то шизанулся на самом деле,  не стоит принимать это близко к сердцу. Просто отрепетируйте перед зеркалом фразу: "Дорогая! Если тебе когда-нибудь станет трудно, ты всегда можешь опереться на моё плечо!" ... Что вы сказали, господин Феллини? "Жестокий, бездушный мир" ? Ах, ну зачем вы так! КРАСИВЫЙ мир!

Впрочем, не всё так просто с этой красотой. Если вдуматься, бОльшая её часть взята на прокат у Джованни Фонтана и прочих “кудесников травертина”. Если вычеркнуть из фильма их фонтаны, их фарфор и хрусталь, то что останется? Дискотеки с криками "я тебя трахну"? Спектакли с выгравированными на гениталиях серпами и молотами? Если это и красота, то не великая.

среда, 11 февраля 2015 г.

К вопросу об угрозе замены естественного разума искусственным


Папочка увидал у соседки по даче невиданный агрегат: газовый керамический обогреватель. Докладывает мне: вот это вещь! Жаром так и пышет, а ты покупаешь всякую электрическую хрень. Интонация при этом у папочки триумфальная: “ну ты и дурак!”. 

Под “хренью” имелись в виду конвекторы фирмы Нуаро - бесшумные и без раскалённых поверхностей. Я вообще-то предлагал папочке купить норвежскую буржуйку Ётул, но папочка отказался: от неё, видете ли, дым будет. Ну ладно, подожди, говорю, я про эти обогреватели разузнаю. Полез в интернет, посчитал расход газа, объём и цену баллона… В результате получилось, что стоимость киловатта практически такая же, как и у конвекторов (и намного выше чем у дров). При том что баллона хватает  всего на пару дней,  выхлоп идёт прямо в комнату (а печной дым уходил бы в трубу) и пожароопасность по любому выше чем у конвекторов. Принёс я папе листок с расчётом, но оказалось что опоздал. Игрушка уже куплена - и дня не мог подождать. Ну что делать... 

Я конечно знал, что папа не станет посыпать голову пеплом, но всё оказалось ещё веселее. На следующий день слышу, как папочка звонит по телефону той соседке по даче и слово в слово читает ей расчёт с моей бумажки. Интонация у папочки при этом триумфальная: “ну ты и дура!”

воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Верхкумёны

На сей раз речь пойдёт о памятнике очень известном.  Впрочем, несмотря на известность, информации о нём в интернете мало, да и люди с фотоаппаратом посещают этот затерянный среди вятских просторов храм, судя по всему, нечасто. Ваш покорный слуга решил исправить эту досадную оплошность и в прошлом году  посетил верховья реки Кумёны.
Расположен храм в довольно населённых местах, среди обрабатываемых полей, при этом заброшен, и село давно вымерло. Дорога очень живописна. Сначала по асфальту вдоль запруженной реки




потом по грунтовке




и далее километров 5 по полям. В сухое время проезд, тем не менее, без проблем.
В конце концов чуть в стороне от дороги между  деревьев появляется силуэт храма - с этой точки не слишком впечатляющий.




Дальше по дороги видны руинированные избы брошенного села и красное каменное здание




Здание на удивление шикарное, больше подошло бы губернскому городу. Но лучшие его дни остались в далёком прошлом.




Если повернуть налево чуть не доходя до красного здания, то открывается вид на храм с востока. Вот он уже определённо хорош, хоть и против солнца.


Пока мы ехали в Верхкумёны, погода была солнечной, но постепенно появилась “дымка” - тонкий слой облаков, заслоняющий солнце  полупрозрачной вуалью. Это очень портит качество фотографий:  небо кажется белёсым, а освещение “крадёт” цвета и формы объектов - получается “неестественно пасмурный солнечный день”.  Тем не менее даже при таком освещении в Верхкумёнах есть на что посмотреть




Храм построен в 1770 году в традиционно для этих мест стиле. Его принято называть “вятским” или “сибирским” барокко, но я его предпочитаю термин “постманьеризм”. Пропорции что храма, что колокольни - само совершенство:




декор - в лучших вятских традициях: красота без излишеств




Наличники тонко проработаны




кое-где видны остатки полихромной росписи стен




Вид с юга (как, впрочем, и с севера) ограничен деревьями. Снять можно  только с широкого угла. Бросается в глаза относительно свежая кровля южного придела: вероятно, были попытки храм восстановить:




При перемещении к западу на первый план начинает выходить колокольня:




Вход в неё предваряют сени




оставшиеся ныне без кровли:




Внутрь храма ведут старинные двери:




При входе открывается не слишком привлекательный вид:




И чем дальше, тем менее привлекательный:




В кровле трапезной видны дыры. Стены выглдят ужасно, на них почти полностью отсутствует штукатурка.
Вид трапезной с противоположной стороны:




Слева обширная деревянная перегородка отделяет трапезную от южного придела. У перегородки свалены закоченелые мешки цемента, следы давней неудачной попытки оживить умирающего. Через дверцу в перегородке можно попасть в придел.




Судя по всему, именно его пытались оживить в первую очередь. Даже, кажется, стены отштукатурили по новой.
Пройдём в основной обьъём храма. Вид как после бомбардировки:




Кто бы мог подумать, что за изящным фасадом скрывается такая разруха:




Впрочем, здесь хотя бы частично сохранилась штукатурка:




На росписях, тем не менее, можно разглядеть только контуры фигур:




Отдельные фрагменты узоров всё же сохранили былой вид:



В месте перехода купола в нижний барабан-восьмерик - остатки деревянного потолка. Очень странное решение, лишавшее интерьер храма значительной части света. На потолке - весьма экспрессивное изображение:




Всё. Вырываемся назад на пленэр из мрачной утробы храма. Сквозь арку притвора проглядывает долина Кумёны.



Именно с этого луга открываются лучшие виды на памятник. Прежде всего на колокольню:




Как бы хороша ни была в Верхкумёнах основная церковь, колокльня всё же её затмевает. И что самое замечательное, делает это безо всякого нажима. В ней нет ни особой высоты, ни вычурных деталей. Только архитектурная суть, совершенство замысла архитектора.
Рассмотрим подробно ярусы колокольни. Вот самый нарядный второй:




Вот изящный третий:




Вот несколько более простой ярус звона:




Похоже, столбы подрубили когда колокола сбрасывали.
И наконец, завершение со шпилем:




А теперь отойдём подальше и посмотрим на колокольню “вдоль”:




и “поперёк”:




Если отойти чуть к северу, то появляется и церковь:




Они с колокольней как будто “идут друг за другом”




С севера деревья подходят к храму довольно близко,




но через просвет между ними можно неплохо рассмотреть храм и с этой стороны




Отсюда хорошо просматривается северный фасад колокольни, несколько отличный от западного.




Прощаемся с верхкумёнским шедевром




и возвращаемся в Вятку.  По дороге открывается вид на храм километров с двух.




Дымка, к сожалению, только усугубилась. Надо было снимать по дороге “туда”. Ну, чем богаты…


P.S.
Все фотографии (здесь приведена толоько часть) можно посмотреть в галерее.

В помощь путешественникам: Верхкумёны включены в маршрут “Вятка-Уржум”.