Похоже, те законы, по которым снимались "борцовские фильмы" во времёна Бартона Финка, до сих пор никто не отменил. Положено, чтобы главный герой, "борец", был немного ущербным - нате вам тридцатилетнюю Золушку, питающуюся объедками. Положено, чтобы борец спасал "сиротку" - вот вам старый одноглоазый негр, прерывающий нокаутом расправу над белым имбецилом. Разве что концовка без хеппи энда ни в какие "борцовские" рамки не укладывается, это уже чистой воды мелодрама. Не беда, Иствуд очень умело балансирует на грани жанров. Немного пафоса "наших бьют", скупая слеза умирающего гдадиатора - всё в меру. Впрочем, у каждого мера своя...
Итак, приступим к разбору полётов:
Герои.
Фрэнки (Иствуд) - тренер по боксу. У него проблема с дочерью. Он ей шлёт письма в Вологду-гду-гду, а та их даже не распечатывает. Почему, неясно (может, папаша слишком часто посылал её в нокаут?). Чтобы обозначить глубину проблем, горе-отца регулярно отправляют в церковь. В результате, параллельно с глубиной, довольно чётко обозначается мелодрама категории B. Чтобы хоть как-нибудь подкислить елей, режиссёр заставляет Фрэнки (то есть Иствуд-Иствуда) задавать священнику умеренно-хулиганские вопросы про непорочное зачатие. Видимо, ничего умнее придумать не смог.
У Мэгги (Суонк) - сплошные проблемы. Работает она официанткой, питается... уже говорилось чем, мужики напрочь отрицают существование у неё сисек, её папа умер, её мама живёт в трейлере (но лучше б не жила вообще). Её единственная страсть - бокс. Эта "легенда" вызвала у меня серьёзнае сомнения:
1. С каких это пор официантки в Штатах питаются обкусанными котлетами? Или, может быть, прежде чем превратить саму героиню в отбивную котлету, режиссёру понадобились объяснить, зачем она полезла в мясорубку? Не убедило.
2. Сколько бы в фильме ни поливали грязью сиськи Хиллари Суонк, они у неё есть, причём вполне зачотные. И вообще, какие бы страшные гримасы Хиллари ни строила, она вовсе не смотрится гадким утёнком. Это в 2000 году, если верить снимкам на айэмдиби, у неё была квадратная лошадиная челюсть, в 2004-м же она выглядит так, будто папа Карло подстрогал её по образцу патентованной голливудской куклы Анджелины Джоли.
3. Если тебе 30 лет, тебя окружают мужики-боксёры, если ты красотка с сиськами... ну, хорошо, пусть не-красотка без сисек, - всё равно ж в тебе должны проснуться ну хоть какие-то влечения. В фильме показано единственное влечение - к боксёрской груше.
Смысл странностей п.2. и 3. объясняется просто: в планы режиссёра не входило одарить Мэгги бойфрендом, вместо этого бедняжке подсунули приёмного отца. С отцом, конечно, дела обстоят проще (флирт неуместен), вот только не в том случае, когда он выглядит, как Клинт Иствуд, на миллион баксов (что-то менее шикарное Голливуд просто не мог себе позволить). Тут даже разница в возрасте не помогает: достаточно вспомнить "подвиги" в реале престарелого мухомора-Вуди. Понятно, что слиянию пенсионеров с малолетками (Суонк выглядит значительно моложе своих 30) мешают не только морщины: тут и разный стиль жизни, и несовпадение интересов, и косые взгляды окружающих. Впрочем, ни у Фрэнки, ни у Мэгги практически нет "окружающих", стиль жизни обоих - тренировочный зал, а интересы не идут дальше бокса. Это, конечно, не делает романтическую связь неизбежной, но уж хоть как-то надо было этой темы коснуться. Иствуд-режиссер избегает её с таким упорством, с каким опасающийся обвинений в харасменте топ-менеджер обходит молоденькую секретаршу. В результате "Малышка на миллион" напоминает "Трудности перевода" с ампутированным "крантиком" и замазанной дырочкой.
О боксе.
Иствуд его, с одной стороны, романтизирует, с другой - демонизирует. Обшарпанные спортивные залы, машины, которые заводятся, только если их подтолкнуть - неужто таков удел людей, заключающих миллионные контракты? Никаких Роллексов, никаких Феррари. Только фастфуд, шёлковый халатик и, самое что есть шикарное, - картонный домик для мамы. Хорошие боксёры бедны, как церковные мыши. Но есть, конечно, и плохие, выжидающие момент, когда соперник отлучится выпить кофе, чтобы отправить его на тот свет запрещённым ударом сзади. Спрашивается, что ж это за спорт такой, в котором можно преднамеренно убить человека и не понести за это уголовного наказания? Впрочем, Иствуда даже и не уголовное наказание не интересует. Дисквалификацию (неизбежную!) "голубой медведицы" он оставил за кадром. Можно предположить почему: такой поворот событий означал бы провозглашение Мэгги чемпионкой. Отличный финал для "борцовского" фильма, но совершенно неподходящий - для мелодрамы.
Мораль.
Дана в фильме открытым текстом (чтобы зритель не напрягался). Краткое содержание: "я была вся в дерьме, а теперь я ценой собственной жизни доказала, что чего-то стою". Но, во-первых, такое уж ли это дерьмо? Нам подсунули родственничков Мэгги, чтобы мы оценили весь исходный ужас её существования. Не спорю, родственнички - полнейшие приматы. Вот только живут на свой вэлфэр - не парятся, в то время как Мэгги принудительно вентилируют лёгкие. Ах, ну да, зато она ж доказала... А что она доказала? Причинила сотрясение мозга (если там было что сотрясать) нескольким любительницам публичного мордобоя? Ну ладно. Как бы то ни было, поставил перед собой человек цель и добился желаемого. Честь ей и хвала за это. Вот только не надо утверждать, будто сей подвиг - самое главное в фильме. Самое главное в жизни Мэгги - это связь с тренером, возникшая в процессе выполнения "подвига". Та самая связь, которой в фильме подрезали "крантик".
Резюме.
Перед нами типичная голливудская мелодрама, в которой правда жизни (бокс, секс, ...) принесена в жертву единственной цели - выжиманию слёз из зрителя. Все острые углы тщательно замаскированы, все неожиданные повороты - обойдены. Зрителю не дают подумать (а вдруг нечем будет?), предлагая взамен фальшивую пафосную мораль. Почти каждый эпизод очень достоверно выстроен и убедительно отрабатан высококлассными актёрами. Вот только все эти правдивые эпизоды складываются в одно большое целое фуфло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий