У Вятского стиля есть забавная черта: основные объёмы большинства церквей похожи как родные братья. Если, к примеру, у классических храмов могут быть портики, могут - пилястры, а может - и вообще ротонда, то у вятчан почти всегда одно и то же: два ряда окон, полукруглый фронтон, два яруса восьмеричков над выпуклым куполом...
Но при всём при том - вот загадка - практически никогда не возникает ощущения "дежа вю" - каждый храм кажется совершенно особым, уникальным. Может быть дело в колокольнях - почти всегда поздних и "контрастных"
... а может, в самой вятской природе, составляющей шикарное обрамление местной архитектуре. Как бы то ни было, храм в Пантыле ни с каким другим не перепутаешь.
Правда, этому очень помогает брешь в западной стене. Рана так огромна, что кажется несовместимой с жизнью:
"Вы туда не ходите!" - сказал мне работник расположенной рядом с храмом пилорамы, подозрительно покосившись на мой фотоаппарат.
-Нет, что вы, я только снаружи...
На табличке написано: "Опасная зона! К объекту не подходить!" ...высокие отношения!
Ну, а я потихонечку начал обход с Запада.
Колокольня, за отсутствием денег, была построена намного позже основного храма (в 1824 году). К тому времени вятский стиль уже, видимо, утратил актуальность, так что спроектирована она была по канонам классицизма. Тем не менее, в этом классицизме чувствуется легкий привкус барокко. Может быть поэтому колокольня образует с храмом весьма гармоничный ансамбль.
К югу от колокольни расположена упомянутая пилорама:
К югу от колокольни расположена упомянутая пилорама:
Под которую приспособлено старинное здание, изначально наверняка принадлежавшее церкви.
За пилорамой просматриваются остатки стены трапезной. Сохранившийся фрагмент завитка над левым окном свидетельствует о том, что трапезная была декорирована в вятском стиле:
Я отхожу подальше, чтобы сфотографировать храм издали с юга - с подсолнечной стороны:
За пилорамой просматриваются остатки стены трапезной. Сохранившийся фрагмент завитка над левым окном свидетельствует о том, что трапезная была декорирована в вятском стиле:
Я отхожу подальше, чтобы сфотографировать храм издали с юга - с подсолнечной стороны:
Впрочем, лучше всего он смотрится со "средней дистанции":
Странное несовпадение осей верхних и нижних окон иногда объясняют тем, что храм сооружался в два этапа. Артель строителей, первоначально получившая подряд , "облажалась". Свод (по одним источникам церкви, по другим - трапезной) рухнул, и пришлось нанимать другую артель. Очень похоже, что она возвела не только свод, но и второй ряд окон - он гораздо богаче декорирован, чем первый:
Впрочем, есть тут кое-какие вопросы: новая, хлыновская (Хлыновым тогда назывался нынешний Киров), бригада запросила за достройку 50 рублей, в то время как с начала стройки (1772 г.) до момента обрушения (1775 год) в строительство было вложено 220 руб. Получается, вся красота обошлась пантылчанам (пантыльцам ?) в 4 с лишним раза дешевле, чем утилитарный низ храма и трапезной.
Как-то не вяжется...
... Продолжаем обход. Заходим с юго-востока:
и чуть дальше - за живописную тракторную колею:
Вид с востока, как обычно, наименее эффектный:
Трапезная кажется очень широкой - из-за небольшого скоса углов. Сквозь её окна проглядывает "рощица":
Окно в полукруглом фронтоне декорировано скромнее чем на южном фасаде:
Смещаемся к северо-востоку:
Чуть отойдём:
Вид с севера, против солнца:
Церковь выглядит совсем не так, как с юга:
При смещении на С-З начинает проглядывать пролом в стене:
К востоку от колокольни сохранился небольшой фрагмент трапезной.
Точнее, пристройки, соединявшей колокольню с трапезной:
Она, как часто практиковалось в вятских краях, состояла из трёх "пролётов": высокого центрального и низких боковых. Возможно, 3х-пролётной была и трапезная - тогда легко объясняется гигантский размер пролома в граничившей с трапезной западной стене храма.
Кстати о проломе: северная стена трапезной разрушена почти до основания, так что можно легко пройти внутрь и обозреть развороченное чрево храма:
Внутрь я решил не лезть: во-первых, перспектива продираться сквозь завалы не слишком прельщала, а во-вторых, не хотелось нарушать обещание, данное бдительному работнику лесопилки. Ну и наконец, дырища такая, что и отсюда всё видно как на ладони:
Внутри - остатки конструкции иконостаса, даже и сегодня производящие сильное впечатление:
Ранее иконостас украшали резные фигуры ангелов (ныне - в музее г. Слободской).
Судя по всему, иконостас был настоящим шедевром, что удивительно: заказчики богатством не отличались и строили в долг.
Возвращаемся назад, бросив взгляд на сохранившийся дверной проём трапезной:
А вот он же со стороны колокольни:
По дороге к машине - заброшенное здание земской школы. Ученье - свет:
Но это ещё не всё. Напоследок я сообразил, что было бы неплохо сфотографировать храм из-за расположенной по дороге широкой запруды.
Ближе к дороге на берег выходит живописный сосновый лесок:
А дальше - "пляж", на котором восседали местные рыбачки (в кадр не попали):
Руина храма делает пейзаж необычайно живописным
На этом всё.
Дополнительную информацию о храме можно получить по ссылкам:
http://kirovkray.ru/index.php/nashi-puteshestviya/117-tikhij-staryj-pantyl.html
http://sobory.ru/article/?object=13068