Уть - село в дальнем углу Кировской области, таком дальнем, что скататься туда из Кирова и вернуться одним днём - проблемно. Мне пришлось заночевать в райцентре, который называется Уни (тоже из трёх букв и тоже на “у”) и от которого до Ути примерно 25 км. Это ещё повезло, что гостиница функционировала - иначе пришлось бы возвращаться в Киров ночью. Но моя решимость добраться до Ути была абсолютной - настолько заинтриговало меня это необычное сооружение.
Слева от входа в трапезную - лестница:
Вот оно, кстати, показалось в вечерней дымке:
Скорее напоминает башенки неоромантических замков, чем культовые сооружения.
Въезжаем в село:
Можно рассмотреть подробнее:
Особенно необычен силуэт колокольни: вместо традиционного выпуклого “купОло” - вогнутая кровля с далеко выступающими люкарнами, да ещё с залихватским колпачком на верхушке.
Вот мы и у храма:
Бросается в глаза опять-таки необычная пристройка перед входом в колокольню. Её кирпич по цвету отличается не только от того, из которого выложены храм, колокольня и трапезная, но, что странно, и от кирпича входного портика. Трудно поверить, что вход в колокольню имел изначально такой большой вынос.
Но что не вызывает сомнений, так это позднее происхождение навеса перед входом: он бесцеремонно разрезает входной портик, а два его столба сделаны из каменных блоков и стилистически не соответствуют остальным частям сооружения:
Ну, потихоньку начнём обход. С юга храм рассмотреть трудно: заслоняют деревья
Зато он неплохо просматривается с запада:
А если сместиться чуть к северу, то можно отойти довольно далеко:
Смещаемся дальше на север. Для этого приходится возвращаться поближе к храму:
А вот северо-запад:
И почти север:
С севера храм опять-таки заслоняют деревья
Впрочем, их немного и они создают красивое обрамление:
А если найти брешь, то можно неплохо снять церковь
И колокольню:
Смещаемся к северо-востоку:
И востоку:
Вечереет на глазах…
Прежде чем зайти внутрь, займёмся анализом. По первости мне казалось, что это какой-то эгзотический, заносный проект. Но после личного знакомства я склонен считать, что всё это местное. В основе - тривиальный восьмерик на четверике, оформленный в стилистике раннего классицизма (хотя храм построен в 1823 году). А вот венчает его, хе-хе, типичная для “вятского барокко” (на самом деле это скорее маньеризм, чем барокко) конструкция из двух восьмеричков. Т.о., это - гремучая смесь классицизма, барокко и маньеризма. Она так бы и осталась не более чем архитектурным казусом, если бы не колокольня, ярусы которой “вступают в перекличку” с восьмеричками церкви. В результате возникает единый, крайне необычный архитектурный образ…
Вернёмся к обходу. Через приоткрытые южные ворота
зайдём внутрь. Внутри - типичный для восьмериков на четверике “колодец”:
Росписи практически утрачены. Сохранились только отдельные фрагменты конструкции иконостаса:
Чуть лучше сохранились росписи в апсиде:
На её западной стене читаются даже какие-то фигуры:
Трапезная очень просторна:
Над входом в колокольню - красивая кованая решётка:
А вот вход в колокольню снаружи:
Слева от входа в трапезную - лестница:
По ней можно подняться на 2й ярус колокольни.
Дальше хода нет. Примечательно, что внутри колокольня имеет круглое сечение, в то время как снаружи - восьмерик:
Завершаем экскурсию фотографией расположенного рядом с храмом старинного дома:
В галерее как всегда ещё много фотографий.