четверг, 30 декабря 2021 г.

"Кружевница"

 В комнате главного героя висит портрет А.П.Чехова, и видимо не случайно: в образе главной героини по имени Помм есть много общего с Липой из повести "В Овраге".  Обе из низов, обе - ни на что не претендующие и безропотные. Обе выиграли в лотерею и обе лишились выигрыша.  На этом сходство заканчивается. Липа пострадала, если можно так выразиться, из-за мироустройства, при котором мало получить - нужно еще вцепиться зубами. У Помм забрали выигрышный билет, потому что передумали. Липа покорно вернулась в исходную точку, а Помм сошла с ума. При  том что Липа потеряла ребёнка, а Помм просто сменила место жительства  - сначала на мамину квартиру, а потом на дурдом. Финал будто позаимствован из какой-то глупой оперы, в результате фильм оказывается неожиданно слабым.  А идея казалась многообещающей:  у юного интеллектуала взыграло либидо, он запал на простушку, а потом устыдился её общества. Но тут фильм подкосило ещё раз: исполнитель главной роли Ив Бенэйтон - интеллектуал отнюдь не юный. То есть выглядит он моложаво, но усталый взгляд с головой выдаёт 30-летнего дядю. В результате вместо "молодо-зелено" получается "поматросил и бросил" - явно не то, что пытается представить зрителю режиссер Клод Горетта. Несколько разочаровала меня и Изабэль Юппер.  То есть заметно что актриса она выдающийся, но изображение сумасшедшей в стиле "я - биоробот" выглядит убогим клише. Впрочем, не исключено, что актриса просто выполняла задание режиссёра. 

Отдельно хочется упомянуть приметы 70-х годов. Ну, кухонные разговоры на философские темы - это само собой, это мы у Ромэра много раз встречали. Но есть и ещё кое-что: культ интеллекта. Учиться на преподавателя - это круто. Не уметь поддержать разговор о какой-нибудь социальной стандартизации - значит оказаться изгоем. Работать парикмахершей… нет, ну и сейчас это не самая престижная профессия, но вовсе не потому что не требует знания Гегеля. Горетта - явно не на стороне интеллектуалов, они изображены у него почти пародийно (здесь выделяется блестящее камэо Сабин Азема). Но это не так уж и важно. Гораздо интереснее сегодня наблюдать, как герои 70-х будто боятся не сдать экзамен на пропуск в высокоинтеллектуальное будущее. Через полвека, в этом самом   будущем, мы знаем, что пропуск получили отнюдь не интеллектуалы, и следующие полвека ещё менее обещают им заветные пропуска.