понедельник, 14 февраля 2022 г.

Валуево (церковь Чухломского района. Костромская область)

Валуево расположено к северо-востоку от Чухломы, в местах, мягко говоря, мало населённых. Что касается самого Валуева, то оно не населено вообще, никаких намеков на жилые строения не осталось. Только храм. Он в принципе просматривается с дороги:



Это если хорошо вглядеться. А при помощи длиннофокусного объектива можно даже кое-что разглядеть:



Хотя, конечно, деревья этому сильно мешают



Чтобы пробраться к храму, нужно преодолеть что-то вроде русла ручья. На фото внизу оно отмечено полосой деревьев на переднем плане:



Никакой сложности преодоление не составило.



Дальше нужно идти по полю, поднимаясь вверх:



Никаких тропинок мне обнаружить не удалось: видимо, здесь мало кто ходит. Но невысокая трава идти не мешала.



Если бросить взгляд назад, то открывался красивый вид на расположенную вдали на горе деревню:



По мере приближения к храму обзор, к сожалению, не улучшается:



Можно рассмотреть только верха. Колокольня довольно интересная, с необычно плоским куполом и изящно прорисованным шпилем:



Купол самого храма после утраты креста удивительно напоминает раскрытый зонт:



Попробуем зайти  справа (с северо-запада). Колокольня открывается полностью:



А у храма видно  только окно с с круглым медальоном над ним:


  


Если подойти поближе, то нижняя часть храма появляется из-за деревьев:



И выясняется, что перед нами редкий экземпляр -  треугольная в плане культовая постройка:



Таких известно (по ерайней мере мне) всего 5. Самая ранняя, в Иванкове, недалеко от Углича, построена в 1802 году. Но она не совсем треугольная, притвор превращает её план в подобие ромба. Храм в Валуеве построен чуть позже, в 1808 году, в стиле, представляющем собой смесь классицизма с псевдоготикой:



Храм имеет типичное для треугольных храмов строение. Его можно описать так: в центральную ротонду врезаются три прямоугольных объёма с треугольными фронтонами. В пространство между этими объёмами встраиваются скруглённые углы гипотетического треугольника, напоминающие малые ротонды. 



Начинаем обход, смещаясь к востоку:



Северный (точнее северо-восточный) фасад:



Плоскость фасада расчленена узором кладки в виде стрельчатых готических арок, кои опираются на подобие колонн. Между арками расположены круглые медальоны - мотив, объединяющий фасады с малыми ротондами. Никаких следов дверей не  сохранилось.


Северо-восток - единственное направление, с которого можно снять храм более-менее издали:



… и рассмотреть барабан главной ротонды:



Боковые проёмы трёхчастного окна забиты досками:



Движемся дальше на восток:



К счастью, заслоняющие вид деревья почти облетели.


Восточный угол треугольника:



В малой ротонде была расположена апсида.



Пару лет назад я рассказывал о другом треугольном храме - в селе Кинтаново. Там над каждой малой ротондой возвышается барабан с куполом. В Валуеве барабанов не было, а купола, похоже, видны были только изнутри (мы их позднее увидим), снаружи они почти незаметны и, вероятно, частично были скрыты под кровлей.



В результате храм в Валуеве получился гораздо менее спорным, но вместе с тем и более непритязательным  чем Кинтановский.



Остальные два треугольных храма  (в Затоке и Свиньине) следуют тому архетипу, который был заявлен в Валуеве. Впрочем, не факт что Валуевский храм явился для них образцом: храмы в Затоке и Кинтанове были построены всего на год позже Валуева, в 1809 году. Можно предположить, что проект треугольного в плане храма присутствовал в каком-нибудь  из циркулировавших тогда архитектурных альбомов и вдохновил ярославских и костромских мастеров  на эксперименты.


 


Но откуда взялась псевдоготика?  В первом десятилетии XIX века мода на неё давно прошла. Тем не менее псевдоготические элементы присутствуют ещё и в храме Свиньина, построенном аж в 1823 году. Возможно, архитекторы решили, что треугольник больше подходит для игривой псевдоготики, чем для уравновешенного классицизма. Но почему тогда верх Валуевского храма (и Свиньинского тоже) выполнен в  классическом стиле? Было бы, наверное, гораздо органичнее украсить его какими-нибудь романтическими пинаклями. А так получается “эклектика”: готика внизу, классицизм наверху... 


Между тем, мы сместились к югу:



На южном (точнее, из-за треугольности, юго-восточном) фасаде особенно хорошо видны ниши, устроенные в пространстве между полуколоннами (скорее это даже барельефы колонн):



Пытаемся отойти подальше:



И смещаемся на юго-запад:



А теперь пробуем приблизиться к юго-западному углу храма. Видно что колокольня поставлена над значительным перепадом рельефа:



Колокольня - чисто классическая, снаружи кажется трёхъярусной.



На самом деле ярусов четыре: нижний внутри разделён на два этажа.



Юго-западный угол храма:



Южный и северный фасады имеют необычные, причём одинаковые разрушения кладки под окнами, из-за которых окна становятся похожими на двери:



Западный фасад на первый взгляд кажется аналогичным южному (и северному), но это не совсем так: легко заметить, что 

1. Нижний ярус протяженнее, что есть следствие постановки колокольни на площадке с уклоном к западу. 

2.  Хоть нижняя часть проёма тут тоже разрушена, однако низ справа почти не пострадал и можно утверждать, что низ проёма заложен не был. Значит здесь был проход, а не окно, как на юге и севере.

3. Проём (по крайней мере в верхней своей части) здесь примерно вдвое уже, чем на юге и севере - за счёт обрамляющей кирпичной “рамы”.



Узкий и высокий проём  делает западный фасад гораздо более интересным чем южный и северный.


Что касается оформления фасадов, то оно практически одинаково: высокие проёмы обрамлены полуколоннами на высоких базах, над проёмами - треугольные фронтоны, выше угадываются полуциркульные окна. 



… угадываются - потому что сильно разрушены. Причём опять-таки удивительно, что разрушения со всех сторон почти одинаковы. Фасады второго яруса украшены четырьмя колоннами каждый. Верхний ярус представляет собой скромно декорированный восьмерик.



Перекрытие нижнего яруса в значительной степени разрушено:



Внутри юго-восточного столпа, довольно высоко от пола, расположен лаз на колокольню. Остатки кладки внизу западного проёма свидетельствуют о том, что колокольня не имела сквозного прохода:



Западный фасад храма:



Он, в отличие от двух других, имеет арочный проход. Наверняка, именно здесь располагался главный вход в храм, так как он вёл не только в основной проём, но и в приделы. Если вглядеться, то можно заметить косые линии примыкания двускатной кровли, в верхней своей части прорезающие карниз сооружения. Похоже, они были релизованы изначально, уже при постройке храма. Видимо, кровля охватывала и окна фасада и заканчивалась примерно в том месте где сейчас виден оштукатуренный угол. 


Вид колокольни из арки храма:



Восточный фасад:



Он заметно отличается от трёх остальных. Во-первых, сохранился верх полуциркульного окна. Во-вторых, видны следы примыкания двухскатной кровли. В отличие от западного фасада храма, здесь нет никакой необходимости вглядываться: всё совершенно очевидно. А именно: колокольня и храм были объединены   притвором. Скорее всего он был деревянным, поэтому от него ничего не осталось. Во только что тогда означают следы примыкания стен по краям восточного фасада колокольни? Вряд ли разрушение от времени могло срезать их вот так - как ножом. Люди постарались? Ну ладно, а каково было назначение этих стен? Если это остатки стен притвора, то почему нет следов аналогичного примыкания на стенах храма? Что представлял собой притвор, был ли он обустроен/перестроен  вместе с постройкой колокольни в 1860-х годах (до этого колокольня была деревянной), можно только гадать. Но в любом случае притвор искажал “треугольность” плана (так как это имеет место быть в Иванкове), а значит сейчас сейчас архитектурная идея храма представлена в более чистом виде чем полтора века назад.


Верх колокольни:



Колокольня целиком:



Настало время зайти внутрь храма:



В центре расположен проход в центральную ротонду:



С боков - малые ротонды. Это северная (северо-западная):



А это вид из арки этой ротонды в сторону противоположной,  южной (юго-западной) ротонды:



Пространство между западной стеной и центральной ротондой по своему положению должно было бы служить трапезной, но размеры его настолько малы, что скорее роль трапезной мог исполнять притвор.



Цилиндрический свод, закрывавший это пространство, претерпел значительные разрушения, через дыры в нём хорошо просматривается верх центральной ротонды и след от примыкания двускатной кровли:



Пройдём в северную ротонду:



За аркой - западное окно северного фасада, за ним справа - глухая стена.Здесь, очевидно, размещался алтарь северного придела:



 На следующем снимке эта стена - слева в глубине, в центре - проход в основной объём храма из северной ротонды, а справа - западный вход и  “трапезная”:



Из ротонды малой северной пройдём в ротонду большую, центральную:



Слева - апсида (малая восточная ротонда), в центре - южный вход, справа - проход в южный придел (в малую южную ротонду).


Барабан и купол: 



Три тройных окна  соответствуют трём фронтонам, два одиночных - над проходами в приделы. На востоке окно отсутствует - с этой стороны помещался иконостас, крепления которого видны до сих пор:



Южный вход:



К нему ведёт небольшой коридор, стены которого делят пространство между центральной ротондой и южным фасадом на три части. 


Апсида:



Её свод, в отличие от двух других малых ротонд, частично разрушен:



Справа на снимке сверху видно некое отверстие. Это - проход в помещение, примыкающее к апсиде. Такое же есть и слева, и оба этих помещения я умудрился проигнорировать. Может, просто их не заметил? На самом деле, эти помещения - характерная особенность треугольных храмов и, вероятно, один из существенных их недостатков (наряду с мизерной трапезной). Как я уже говорил, пространство за каждым из главных (южным и северным) фасадов разделено на три части. В центре - вход с коридором, западный фрагмент открывается в малую ротонду и вмещает алтарь соответствующего придела, а восточный кусочек оказывается “не у дел”. Он слишком мал, чтобы сделать из него придел, соединив с центральным коридором. Остаётся только присоединить его к апсиде и тем самым полностью скрыть от глаз прихожан. Апсида Валуевского храма и так выглядит достаточно просторной, а с этими добавлениями площадь её становится равной половине площади,  отведённой под трапезную и приделы. Вряд ли такое распределение можно признать рациональным.


Оборачиваемся назад. Перед нами вид на главный вход, сквозь арку которого проглядывает основание колокольни, и по бокам - проходы в малые ротонды:



Через палладианское окно виден верх колокольни:



На стенах барабана сохранились скромные полосы орнамента: 



Можно предположить, что  декорация интерьера была минималистической.


Вид на северной стороны главной ротонды:



Северный вход отличается от южного только тем, что он, похоже, был некогда заложен:



Снимок сделан из арки прохода в юго-западную малую ротонду. 


А вот и сама ротонда:



Её купол пока цел:



Слева примыкает кусок от пространства за южным фронтоном, в котором размещался алтарь придела:



Вообще, южный придел устроен абсолютно так же как и северный. Справа - проход в трапезную:



А это она сама:



Мы снова у входа:



И выходим назад, упираясь в колокольню:



Возвращаться я решил  чуть в другом направлении, но с видами на храм мне не повезло:



На этом всё. Съёмки 2014 года, в галерее фото большего формата и есть ещё.