Село Верховонданка расположено на западе Кировской области, можно сказать, в глухом углу. Ведёт туда (во всяком случае вела в 2014 году) отвратительная дорога, так что я скоро раскаялся в решении на неё свернуть. Тем более что время уже было позднее, а храм в Верховонданке - далеко не шедэвр. Вот его вид с севера:
Построен довольно поздно, в 1862 году. Основной объём представляет собой восьмерик на четверике. Если бы такой встретился где-нибудь в Московской области, можно было бы сказать, что сие есть переход от барокко к классицизму. Но в вятских краях никто, кажется, никуда не переходил. Массивные четверики тут никогда не выходили из моды. И все же они обычно получались поизящнее верховонданского, вид которого к тому же сильно портит несуразная луковичная глава:
Что касается колокольни, то ее стиль намного лучше соотносится со временем постройки. Это тоновский вариант псевдорусского стиля:
Как часто случается с постройками этого направления, стилистическая принадлежность проявляется прежде всего в деталях отделки. В килевидных кокошниках:
И форме арок:
Вид храма с северо-запада:
Трапезная храма очень велика: в 10 окон. Некоторые окна - не более чем декорация, другие - заложены кирпичом или закрыты досками только частично:
Трапезная соединена с колокольней узким притвором:
Рама центрального - пожалуй, самый интересный элемент декора:
С северо-запада восьмерик смотрится почему-то лучше:
Вход в колокольню закрыт:
Верх колокольни архитектурными изысками не блещет:
Возвращаемся и заходим с востока:
Южный фасад, как и северный, утратил портик с колоннами. Но с севера это безобразие прикрывают кусты, а с юга - ничего не прикрывает:
Внутри, из-за того что часть окон заколочена, очень темно. И в этом мраке - росписи. Я к вечеру немного подустал, и фотографировал довольно бессистемно. Так что по прошествии многих лет трудно определить, какая роспись где находится. Но вот этот сюжет точно изображён на северной стене:
Центральная часть:
Христос и одна из девушек:
Фигура в левой части фрески:
На западной стене изображена Богородица:
Крупным планом:
Фигуры справа:
Ангелы справа внизу:
Левая чвать фрески:
Нижняя левая часть сильно повреждена:
А этот сюжет, судя по выбоине слева, изображён на южной стене:
Крупнее:
Изображение головы Христа повреждено:
Фигура справа от Христа:
Ещё фигуры:
Распятие:
Крупнее:
Значительная часть фресок утрачена:
Многое стёрто временем:
И вандалами:
Поместили портрет в "раму", шкодники (воздержимся от грубых оценочных эпитетов):
Впрочем, живопись такого качества вполне заслуживает быть помещённой в раму:
Переводим взгляд выше:
Живопись в парусах:
Декоративный пояс в основании восьмерика:
Деталь:
Фигуры по сторонам восьмерика:
Проходим в трапезную:
Здесь сохранилось немного росписей:
… и остов трактора:
Мрачный переход из трапезной в притвор:
Зато сам притвор очень светел:
Пространство под колокольней:
Дверца в стене колокольни:
За ней лестница:
Подниматься по ней я не стал.
И повернул назад:
На перегородке, отделяющей притвор от перехода сохранилось некое странное металлическое приспособление:
За дверьми - трапезная:
Вид трапезной в сторону основного объёма:
А вот и сам основной объём храма:
Потери живописного слоя очень значительны:
Купол:
Выходим на улицу, а там засветило солнце:
Пришлось повторить обход храма. Вид с востока:
С севера:
С северо-запада:
Восьмерик и купол:
Вид с юго-запад:
Солнце снова скрылось, но небо осталось голубым:
С юга от храма тянется забор:
Забор обошли, вид с юга:
С увеличением:
Фотосессия в Верховонданке закончилась, но вечер продолжался. Пейзажи по дороге в Котельнич были очень красивы:
Вятская природа вообще замечательна, Бескрайние дали, чередование полей и перелесков:
Чуть повернёшь объектив, и кажется вид ещё красивее:
На этом всё. В галерее фото крупнее, и пейзажей больше.