среда, 24 августа 2022 г.

Верховонданка

Село Верховонданка расположено на западе Кировской области, можно сказать, в глухом углу. Ведёт туда (во всяком случае вела в 2014 году) отвратительная дорога, так что я скоро раскаялся в решении на неё свернуть. Тем более что время уже было позднее, а храм в Верховонданке - далеко не шедэвр. Вот его вид с севера:



Построен довольно поздно, в 1862 году. Основной объём представляет собой восьмерик на четверике. Если бы такой встретился где-нибудь в Московской области, можно было бы сказать, что сие есть переход от барокко к классицизму. Но в вятских краях никто, кажется, никуда не переходил. Массивные четверики тут никогда не выходили из моды. И все же они обычно получались поизящнее верховонданского, вид которого к тому же сильно портит несуразная луковичная глава:



Что касается колокольни, то ее стиль намного лучше соотносится со временем постройки. Это тоновский вариант псевдорусского стиля:



Как часто случается с постройками этого направления, стилистическая принадлежность проявляется прежде всего в деталях отделки. В килевидных кокошниках:



И форме арок:



Вид храма с северо-запада:



Трапезная храма очень велика: в 10 окон. Некоторые окна - не более чем декорация, другие - заложены кирпичом или закрыты досками только частично:



Трапезная соединена с колокольней узким притвором:



Рама центрального - пожалуй, самый интересный элемент декора:



С северо-запада восьмерик смотрится почему-то лучше:



Вход в колокольню закрыт:



Верх колокольни архитектурными изысками не блещет:



Возвращаемся и заходим с востока:



Южный фасад, как и северный, утратил портик с колоннами. Но с севера это безобразие прикрывают кусты, а с юга - ничего не прикрывает:



Внутри, из-за того что  часть окон заколочена, очень темно. И в этом мраке - росписи. Я к вечеру немного подустал, и фотографировал довольно бессистемно. Так что по прошествии многих лет трудно определить, какая роспись где находится. Но вот этот сюжет точно изображён на северной стене:



Центральная часть:



Христос и одна из девушек:



Фигура в левой части фрески:



На западной стене изображена Богородица:



Крупным планом:



Фигуры справа:



Ангелы справа внизу:



Левая чвать фрески:



Нижняя левая часть сильно повреждена:



А этот сюжет, судя по выбоине слева, изображён на южной стене:



Крупнее:



Изображение головы Христа повреждено:



Фигура справа от Христа:



Ещё фигуры:



Распятие:



Крупнее:



Значительная часть фресок утрачена:




Многое стёрто временем:



И вандалами:



Поместили портрет в "раму", шкодники (воздержимся от грубых оценочных эпитетов):



Впрочем, живопись такого качества вполне заслуживает быть помещённой в раму:



Переводим взгляд выше:



Живопись в парусах:



Декоративный пояс в основании восьмерика:



Деталь:



Фигуры по сторонам восьмерика:



Проходим в трапезную:



Здесь сохранилось немного росписей:



… и остов трактора:



Мрачный переход из трапезной в притвор:



Зато сам притвор очень светел:



Пространство под колокольней:



Дверца в стене колокольни:



За ней лестница:



Подниматься по ней я не стал. 



И повернул назад:



На перегородке, отделяющей притвор от перехода сохранилось некое странное металлическое приспособление:



За дверьми - трапезная:



Вид трапезной в сторону основного объёма:



А вот и сам основной объём храма:



Потери живописного слоя очень значительны:



Купол:



Выходим на улицу, а там засветило солнце:



Пришлось повторить обход храма. Вид с востока:



С севера:



С северо-запада:



Восьмерик и купол:



Вид с юго-запад:



Солнце снова скрылось, но небо осталось голубым:



С юга от храма тянется забор:



Забор обошли, вид с юга:



С увеличением:



Фотосессия в Верховонданке закончилась, но вечер продолжался. Пейзажи по дороге в Котельнич были очень красивы:



Вятская природа вообще замечательна, Бескрайние дали, чередование полей и перелесков:



Чуть повернёшь объектив, и кажется вид ещё красивее:



 На этом всё. В галерее фото крупнее, и пейзажей больше.