Пугало - пч очень далеко. Страх “пролететь как фанера над парижем” был настолько велик, что помимо маршрутов составлялись ещё “фото-досье” (таблица на листе А4 с фотографиями памятников в порядке следования), рассчитывалось время проезда-прохода и даже плановая продолжительность фотосессии (!) В реальности эти расчёты чаще всего летели к чертям, но всё же “планы” помогали контролировать запас времени и принимать иногда трудные решения: “нет, туда не едем”.
Памятники Архангельской области разбиваются на маршруты, можно сказать, естественным образом. Ибо расположены они, в основном, вдоль рек. Львиная доля - вдоль Онеги и Сев.Двины. Что касается Онеги, то в южной части это Каргополь, от которого можно поездить в разные стороны (маршруты Каргополь-туда, Каргополь - сюда), хотя направление на север вдоль Онеги (маршрут Каргополь-Плесецк) вне конкуренции. А вот в нижнем течении (маршрут “К югу от Онеги”) в сторону от реки особенно не отъедешь. Что касается самого севера, то Онегу-город с Архангельском я связал одноимённым маршрутом “Архангельск-Онега” (направление своего передвижения я немного не угадал).
По поводу Северной Двины... Её архитектура была поделена на два маршрута: “От Архангельска вдоль левого берега Двины” и “Котлас- Шенкурск”. Вначале мне казалось, что плясать надо от Котласа и раз до самого Архангельска нет ни одного населённого пункта с солидным “городским названием”, придётся поворачивать в Шенкурск. Шенркурский хвост продолжался маршрутами “Вельск-Шенкурск” и к “Ю-З от Вельска”. Поскольку от Котласа можно “плясать” в разные стороны, были предусмотрены небольшие маршруты “Котлас-Сольвычегодск” и “К Ю от Котласа”. Ну, и напоследок маршрут “Устюг-Котлас” связывал Архангельскую область с Вологодской.
По поводу Северной Двины... Её архитектура была поделена на два маршрута: “От Архангельска вдоль левого берега Двины” и “Котлас- Шенкурск”. Вначале мне казалось, что плясать надо от Котласа и раз до самого Архангельска нет ни одного населённого пункта с солидным “городским названием”, придётся поворачивать в Шенкурск. Шенркурский хвост продолжался маршрутами “Вельск-Шенкурск” и к “Ю-З от Вельска”. Поскольку от Котласа можно “плясать” в разные стороны, были предусмотрены небольшие маршруты “Котлас-Сольвычегодск” и “К Ю от Котласа”. Ну, и напоследок маршрут “Устюг-Котлас” связывал Архангельскую область с Вологодской.
Оставалось уложить всё это “богасьтво” в 7-10 дней путешествия. Поразмыслив, я решил, что лучше всего ехать сначала на Онегу через Каргополь, потом повернуть на Архангельск, дальше - вдоль Двины до Котласа и оттуда возвращаться через Тотьму. Резон таков: максимум интересного в начале, а дальше как пойдёт, с чувством выполненной миссии. Моё правило - ни в коем случае не начинать путешествие в быстром темпе. Поэтому я запланировал ехать до Каргополя 2 дня с ночёвкой в Вологде и осмотром расположенных недалеко от дороги достопримечательностей.
1 день
Про достопримечательности распространяться не буду, упомяну только импозантную усадьбу Покровское.
Ну, по Вологде само собой есть где побродить.
2 день
Путь от Вологды до Каргополя занял почти целый день, всё же несколько “брейков” сделать удалось. К примеру, в бывшем селе Заручевском:
Каргополь тоже город замечательный, хоть и в разрухе.
Гостиница в Каргополе дорогая (в гостиничном бизнесе Архангельской области, похоже, действует принцип “чем дальше, тем хуже и дороже”), нам достался душный номер с окном в потолке за три с половиной тыщи.
3 день
Все вокруг-каргопольские маршруты я решил игнорировать, за исключением двух церквей маршрута “К западу от Каргополя”, которых пропустить было просто нельзя. Они были посещёны утром третьего дня. Красная Ляга порадовала на редкость деликатной реставрацией.
Жаль только, что реставрация не доведена до конца. Второй храм - Лядины, отреставрирован “вдрызг”, но это ему, кажется, даже идёт. А дальше начался маршрут “Каргополь-Плесецк”, настолько огромный, что с самого начала было ясно: многое придётся пропустить. Конечно, это не касалось Саунинского погоста и Архангело, но между ними я решился заехать ещё на Волосовский погост. И не пожалел. В реальности эта руина впечатляет много больше чем на виденных мной фотографиях. От Архангело мы направились на Ошевенский погост. Он тоже на фото мне не очень приглянулся и тоже легко опроверг мой скепсис.
Дальше были две симпатичные часовенки и разорённый монастырь на обратной дороге. Следующая отворотка с дороги на Плесецк далась мне намного тяжелее. Ехать до Кенозера надо было почти 100 километров. Почозёрский погост хорош, но не то чтобы меня туда очень тянуло (с учётом увиденных за день архитектурных сокровищ), в Вершинине часовня - не великий шедевр, разве что место… Из-за “мест” и было решено всё же рвануть на запад, несмотря на надвигающийся цейтнот. Переехали Онегу по платному (100 руб) мосту и через какое-то время грунтовка начала извиваться как сумасшедшая, только успевай крутить баранку. Я далеко не Шумахер, и даже 60 км/ч по такой дороге мне, измотанному фотосессиями, было не под силу. Так что когда доехали до развилки Почозёрский-Вершинино стало ясно: или-или. Выбрано было Вершинино, и оно не подвело. Вид с высокого холма на бескрайние озёрные дали стал одним из самых ярких впечатлений дня. Ну а часовня… на этом месте даже гнилой сарай смотрелся бы на 5.
На обратной дороге мы проехали мимо моста прямо, но сэкономить 100 рублей не удалось: паром в Бережной Дуброве стоил ровно столько же. Храм в Дуброве огорожен забором из отвратительного профнастила, за которым навалены доски. Но реставрируют там явно что-то не то: как позднее выяснилось, трапезную. Храм же стоит в полусгнивших лесах, но тем не менее - прекрасен.
Дальше была ночёвка в отвратительной плесецкой гостинице: посреди ночи в соседний номер заселились стосковавшиеся по сексу аборигены. Даже стук в стену (как выяснилось, абсолютно звукопроницаемую) не заставил их угомониться.
4 день
Маршрут четвёртого дня начался с долгой дороги. Значительная часть её пролегала опять-таки по извилистой лесной грунтовке. Впрочем, вполне приличного качества. Петляние по лесам было прелюдием к триумфальному выезду на роскошный берег Онеги.
Последующий участок дороги был, безусловно, самым красивым за всё время путешествия. Сначала - эффектный вид на симпатичную часовню в Нёрмуше, а оттуда - ещё более эффектный на храм в Турчасово. Чуть дальше - место, откуда Турчасово видно как на ладони - стоит на другом берегу.
А на этом берегу - стоят лодки и автомобили. Судя по всему, перевоз туристов поставлен на промышленные рельсы. Но мы испугались, что лодочная экспедиция займёт много времени и решили ограничиться съёмкой издали. Впрочем, можно было бы и смотаться до турчасовского храма - маршрут этого дня оказался не слишком продолжительным, и в Онегу мы приехали довольно ранним вечером. Но заранее это было оценить довольно трудно…
За Турчасовым последовали памятники один другого лучше. Сначала Б.Канзапельда, потом Пияла, потом свернули к Полю. После небольшого понижения градуса (церковь в Большом Бору обезглавлена) ещё два шедевра - Сырья и Митинская. В Сырье до сих пор можно залезть на древнюю, даже не реставрированнюю, колокольню - впечатление незабываемое.
В конце маршрута, на подъезде к Онеге, вид на расположенный на противоположном берегу Подпорожский погост. Тамошний храм не хуже тургасовского, но никакие лодки у берега в ожидании туристов не дежурят...
Онега - город довольно непримечательный, смотреть почти не на что и бродить негде (по крайней мере так показалось). Гостиница в Онеге савецкого типа, что даже как-то успокоило (а то как евроремонт, то картонные стены и озабоченные аборигены). Да, про питание. В Каргополе общепит только в гостинице. Как водится, в подвале. Единственной местной рыбой оказалась щука. Готовили её долго, но получилось очень вкусно. В Плесецке есть ресторан, но там клубилась свадьба. На наше счастье рядом обнаружилась вполне сносная пиццерия. В Онеге рядом с гостиницей “кафе” - на самом деле столовка “бэк ин юэсэса”.
5 день
Пятый день был самым стрёмным: не понятен был ни график движения, ни место ночёвки. Сначала рванули в Архангельск. По дороге полюбовались на “ледовитый океан”
- шутка, на самом деле это всего лишь залив. Решили никуда не заезжать - да там и не так много достопримечательностей по дороге. Слабые мечты прорваться на Нёноксу окончательно растаяли, как только я бросил взгляд на ведущий туда кошмарный зимник. Перед самым Архангельском заехали в Заостровье. Что касается деревянного храма, то “его не украли - его реставрируют”. Ну, хоть каменный оказался на месте. Дальше собственно Архангельск. Там смотреть особо не на что, но мыслимо ли “путешествие в Архангельск” без заезда в Архангельск? По крайней мере, тамошний общепит оказался неплохим. А дальше мы рванули вдоль Северной Двины на юг экспрессом. В принципе там было куда заехать, но над нами довлела неопределённость с ночлегом. Как позднее выяснилось, был вариант с ночёвкой в Сийском монастыре, однако о существовании там гостиницы заранее мы не знали. К тому же, это наверняка удлинило бы путешествие на сутки... Первую остановку мы сделали в Ракуле. Точнее, на противоположном от неё берегу. Через реку никто не возит, так что я с “трубой” долго поджидал зачотного освещения из наметившегося в облаках просветления. Просветление оказалось всё же не совсем зачотным, по-настоящему погода разгулялась только на подъезде к Сийскому монастырю. Последний неплохо расположен, почти отреставрирован (тоже неплохо) и обладает интересной архитектурой, но как-то “не цепляет”, не оставляет яркого впечатления.
Спасибо хоть монахи не охотятся на людей с фотоаппаратами.
Завершение вечера прошло на высокой ноте: ансамбли в Заполье и Зачачье один другого прекраснее. Хоть Заполье и на половину в руинах, а в Зачачье пора реставрировать реставрационные леса.
Заночевали в Двинском Березняке. Несмотря на отсутствие “городского названия”, тамошняя гостиница - не худший вариант. Я имею в виду ту, что побольше. А в той что поменьше не было свободных номеров, видать она страсть как хороша. Обе гостиницы стоят на берегу Двины, рядом - съедобное кафе.
6 день
Утро шестого дня выдалось довольно пасмурным, но это не помешало нам рвануть в сторону Котласа. Тут вдруг выяснилось, что все навигаторы норовят проложить дорогу до Котласа чуть ли не через Вологду. Судя по всему, качество прямой дороги они считают незачотным. Как оказалось, необоснованно. Куски плоховатьй грунтовки действительно встречаются, но в целом ничего настолько ужасного, чтобы делать крюк… Среди достопримечательностей дня присутствовали интереснейшие памятники (Тулгас, Сельцо, Пермогорский погост), но без ложки дёгтя не обошлось. Оказалось, что роскошная церковь села Черевково рухнула весной прошлого года. Там же, в Черевкове, местные жители отговорили меня от попытки проехать к Сидоровой Ендоме - в виду отсутствия перспектив. После Черевкова до самого Котласа не оставалось ничего особо интересного кроме вышеупомянутого Пермогорского погоста.
Так что в Котлас мы прибыли довольно рано и решили завершить день в Сольвычегодске. Изначально планировался заезд туда через мост в Коряжме, но по дороге нам встретился указатель на паром с рекламой умопомрачительных сольвычегодских достопримечательностей. Мы поверили и свернули, но на паромном причале не обнаружилось никаких признаков жизни. Не удалось мне их разглядеть (через длиннофокусный объектив) и на самом пароме, пришвартованном на противоположном берегу. Как потом выяснилось, паром прекращает работу очень рано (график якобы вывешен на расположенной рядом автобусной остановке - но я его не заметил), и мы опоздали на последний рейс. Так что пришлось-таки давать крюк через Коряжму (готовьте кошелёк). Всё же удалось поснимать Введенскую церковь на закате - благо тучи на горизонте рассеялись.
Гостиница в Сольвычегодске - самая приятная из всех на маршруте. Это настоящий старый деревянный дом без дурацких евроремонтов. Номера огромные и дешёвые, “-местность” похоже определяется не количеством кроватей, а количеством нагрянувших постояльцев. Удобства в коридоре, но при почти полном отсутствии туристов это не проблема.
7 день
Отсутвие туристов бросилось в глаза и следующим утром, когда мы в гордом одиночестве посетили превращённый в музей Благовещенский собор. Интерьер собора настолько великолепен и обширен,
что его фотофиксация чуть не сорвала все наши планы. В них входил в том числе и повторный осмотр Введенской церкви - теперь уже изнутри. Из Сольвычегодска мы выбирались опять-таки через Коряжму: интервалы между рейсами парома настолько велики, что выгоднее оказалось ехать в обход. Следующей целью был Пырский погост, расположенный настолько глубоко в лесах, что перспектива до него добраться казалась мне очень туманной. Тем более приятным сюрпризом явилась аккуратная грунтовка, приведшая нас чуть ли не до самого погоста. Погост расположен в красивом месте и сам храм очарователен - так что сразу возникло ощущение, что день удался.
Оно ещё более усилилось после посещения двух храмов, расположенных к югу от Котласа недалеко от восточного берега Двины. И Вотложемский, и Городецкий погосты произвели сильное впечатление. Дальше наш путь лежал назад к Котласу и, после моста, снова на юг, вдоль левого берега Двины в сторону Великого Устюга. Следующим пунктом остановки было село Удима, расположенное не очень далеко от шоссэ. Тамошний храм довольно интересен, но за строительными лесами оценить это довольно трудно. Гораздо дальше и дольше пришлось ехать до села Малое Михалёво. Там не было никаких лесов, зато обнаружилась местная защитница архитектуры: разгневанная девица ворвалась в храм, крича, что, мол, сволочи-туристы растаскивают храм по частям, вот посмотрите, до чего довели... Я “посмотрел” и посторался объяснить девушке, что никакие туристы при помощи фотоаппаратов до такого состояния храм довести не смогли бы… Состояние действительно печальное, но тем не менее памятник сохранил даже кровлю. И вообще он прекрасен.
Пока я фотографировал михалёвский храм, вдали на горизонте обозначилась тучка. Меня она нисколько не обеспокоила: в программе оставалась только одна расположенная недалеко от шоссэ церковь в Ярокурье, на следующий же день предстояло возвращаться в Москву, а там… “апрэ ну лё дэлюж”. До ярокурского храма от асфальта - всего километр бездорожья, в сухую погоду полевая колея не создала никаких проблем. Издали на храм открываются захватывающие виды, да и вблизи есть на что посмотреть. В разгаре фотосессии я вдруг у обнаружил, что обозначившаяся в Михалёве “тучка” заслонила пол-неба. Контраст между закатом и грозовой чернотой сначала весьма украсил мне “мизансцену”, но очень скоро загрохотал гром, засверкали молнии, туча стала всё больше напоминать ядерный гриб, со страшной скоростью несущийся в нашем направлении.
Мы еле успели заскочить в авто до начала жутчайшего ливня, сквозь который мне пришлось во внезапно наступившей кромешной темноте продираться к шоссэ. “Дэлюж” не захотел ждать до “апрэ ну”. Дождь затих только на подъезде к Устюгу.
Устюг - единственный (кроме Вологды) цивильный город на маршруте. В первой попавшейся гостинице нам предложили номер с кондиционером (!) по цене чуть ли не в два раза ниже чем в Плесецке. И это в самом центре города. Рядом - кафэ и рестораны на выбор, где мы поужинали после суточного перерыва (в Сольвычегодске общепит не навязчив - если только он вообще там существует).
8 день
Утро восьмого, последнего дня путешествия, выдалось пасмурным. Мы немного побродили по Устюгу и рванули на Москву… По дороге погода разгулялось и на подъезде к Тотьме солнце засветило вовсю. Тотьма такой город… сколько бы раз ты там ни был, проехать мимо никак нельзя. Тем более что после реставрации два главных храма выглядят просто сногсшибательно.
Их осмотром мы на сей раз и ограничились. Напоследок, после Тотьмы, мы посетили две очень интересные церкви: храм в Царёве, похоже, затевался в тотемском стиле, но был завершён в ином - классическом, и весьма удачно. Храм в селе Вожбал, ранней постройки, - образец устюжского постманьеризма. К сожалению, в значительной степени закрыт лесами, к ещё большему сожалению, простаивающими без дела.
P.S.
Вот и вся поездка. Она оказалась крайне интересной и не такой уж страшной. Погода почти как в Москве, может чуть прохладнее, что летом только плюс (в предпоследний день солнце начало чуток припекать, и беготня с фотоппаратом быстро превратилась в пытку). Никаких особо назойливых комаров, оводов и прочих летающих гадов. Кажется, весь маршрут можно было бы преодолеть и не на внедорожнике - дороги довольно сносные (а там, где не сносные, никакой внедорожник не помог бы). Места вдоль дорог относительно людные (кроме нескольких исключений, в т.ч. самого севера). Гостиницы - не ах, но палаткой запасаться нет нужды. С общепитом - ещё хуже. Имеет смысл запастись сухим пайком (мой рецепт: хлеб длит.хранения, бастурма, плавленые сырки и шоколад). Стоимость: около 40 тысяч на двоих человек и 1 автомобиль - с бензином, шоколадом и всем остальным без исключения. Кстати о бензине. Избытка заправок в Архангельской области не наблюдается, так что нужно следить за наполнением бака. Заправки почти исключительно “Роснефть”, качество вроде нормальное (вскрытие покажет). Ягоды на обратной дороге лучше покупать за Тотьмой - там они дешевле чем на севере, да и везти ближе.