Первое что приходит в голову при виде зашугомского храма: а как это сюда попало? В Костромской области можно встретить церкви самых разных стилей и направлений, но только не этого. А этого - только в Тотьме и окрестностях. И тут соображаешь, что дорога, по которой ты ехал из Солигалича, ведёт как раз в Тотьму. Правда, проехать по ней ныне можно разве что на тракторе. Типичная для СССР ситуация: два города рядом, но в разных областях - значит дороги нормальной не жди. Но в те поры, когда в России умели строить церкви, главным средством передвижения была лошадь, а значит легко можно было занести архитектурные идеи с Тотемского севера на Солигаличский юг. Впрочем, идеи, похоже, чуть раньше прогулялись и в обратном направлении: ярославско-костромское влияние в тотемских постройках просматривается. Вообще, тотемский стиль чего только в себя не вобрал: устюжские полукруглые фронтоны, костромские пятиглавия... а не сохранившаяся колокольня Рождественской церкви так и вообще пыталась пародировать питерское барокко. Шальные деньги, обрушившиеся во 2й половине 18-го века на тотемских купцов, подвигли строителей на создание чего-то если не грандиозного, то по крайней мере крайне амбициозного. За основу взяли архитектуру близлежащего Устюга, скрестив её с вертикальной устремлённостью раннего маньеризма и объёмной усложнённостью московского стиля (см. Устюжскую церковь Вознесения на Торгу). В результате получилось нечто совершенно особенное. Характерной чертой стиля (если это слово здесь применимо) обычно называют картуши, однако картуш - это всего лишь элемент декора, к сути же архитектуры имеет отношение скорее то пространство, которое картуши занимают. Уж очень высокие стены, и чем-то их нужно было заполнить... Так или иначе, картуши - визитная карточка тотемской архитектуры, и у Зашугомского храма они имеются. Причём их форма практически идентична тем, что украшают Входоиерусалимскую церковь Тотьмы (зашугомский храм построен всего на 6 лет позднее, в 1800 г.).
Это не единственное сходство. Роднит 2 храма и миниатюрный полукруглый фронтон из 2х “прислонившихся лбами” завитков, и отсутствие горизонтального пояса, разделяющего 1-й и 2-й ряды окон (уникальная черта!). И ещё - план “кораблём”. Правда, зашугомский “корабль” ближе другому тотемскому храму: Троицкому. Там и трапезная пониже, и колокольня была (утрачена) - классическая. Особенностью зашугомского храма является то, что его трапезная разделена практически пополам на 2 части, декорированные в разных стилях. Впрочем, разница стилей ничуть не подрывает единство ансамбля...
Пожалуй, самое заметное отличие Зашугомского храма от тотемских образцов - сложные наличники над центральными окнами фасадов основного объёма.
За высокой травой легко обмануться и принять их за порталы. Наличники украшены типичным для Тотьмы “готическом” декором. Типичным не в смысле “типовым”: похоже, это единственное, в чём Зашугомью даже удалось переплюнуть Тотьму.
“Мастерпис”!
В остальном же зашугомской архитектуре трудно тягаться с совершенством лучших тотемских образцов. Судя по всему, заказчики решили не гнаться за головокружительным отношением высоты к полезной площади. Зашугомский храм очень высок, но вместителен и несколько приземист. Соответственно, он далеко не так изящен, как Входоиерусалимская церковь. Впрочем, категоричные заключения делать сложно: утрата металлических кровель заметно исказила облик храма. Бесспорно одно: это замечательный памятник, пожалуй, лучший образец тотемского стиля за пределами Тотьмы.
Итак, приступим к “обходу”. Храм расположен в конце не слишком большого (ныне) села, и виден издали.
Стоит он отдельно, на значительном удалении от ближайших изб.
Между храмом и улицей расположены несколько руинированных строений.
Одно из них имеет что-то вроде остатков купола:
Возможно, это бывшая часовня
… Заходим с СВ. Редкая осенняя листва уже почти ничего не заслоняет.
С такого близкого расстояния особенно хорошо ощущаются масштабы колокольни:
… и собственно храма:
Поднимем голову вверх, чтобы лучше рассмотреть дэкор:
...Продвигаемся на Запад:
Отсюда хорошо видна “ступень”, образованная переходом от старой части трапезной к новой:
...Рассмотрим подробно завершение храма:
И переведём взгляд на колокольню:
Сквозь заложенный проём в её основании проглядывают обрушившийся свод трапезной и вход в верхний храм:
...Заходим с Юга:
и обращаем взгляд в сторону основного объёма:
Обратите внимание на полукруглое тёмное “пятно”, охватывающее первый этаж старой трапезной...
Через приоткрытую дверь
заходим внутрь
Справа - проход в “старую” трапезную. Видно, что пристройка “новой” поглотила часть её дэкора (т.е. не была изначально запланирована). Слева - стена, отделяющая примерно одну треть новой трапезной. Сквозь обрушившийся свод проглядывает колокольня:
Логично предположить, что по этому самому своду некогда пролегала лестница, ведущая из колокольни в холодный храм. Кривая линия свода как раз и отпечаталась на тёмном пятне снаружи. Уклон пятна кажется мне слишком крутым, и начинаться гипотетическая лестница должна была чуть ли не в середине колокольни. Впрочем, на северном фасаде уклон пятна кажется не столь радикальным:
В любом случае, странно, что остатки лестницы не просматриваются. Возможно, они заметны со второго этажа, но попасть туда сейчас нет возможности...
Проходим далее в “старую” трапезную:
Она очень невелика: всего два окна
Бросим взгляд назад:
и пройдём в тёплый храм:
Здесь сохранился остов иконостаса. Основу декорации, очевидно, составляли накладные резные детали, ныне почти полностью утраченные:
Впрочем, ныне и такой иконостас редко в какой заброшенной церкви увидишь
...В отличие от трапезной, храм - очень вместителен:
Он имел три престола, соответствующих, очевидно, трём увенчанных арками проёмам в конструкции иконостаса. Но есть ещё один, незаметный проход в апсиду - с левого (северного) края иконостаса. На фото, сделанном из апсиды, он справа:
Апсида разделена на две почти равных части, соединённых между собой проходом:
Северная часть меньше южной на толщину (солидную) разделяющей стены
Пройдём в южную часть:
В конце стены-перегородки видна “инородная” кладка:
Вероятно, между частями апсиды был раньше был ещё один проход, позднее заложенный…
На потолке просматриваются остатки росписи:
Но лучше всего роспись сохранилась на западной стене южной полуапсиды:
и в арке, отделяющей её от основного храма:
Роспись, впрочем, содержит только орнамент:
… Бросим взгляд назад (обратив внимание на печь в углу)
… и устремимся на улицу обозревать церковь с Юга:
С этой стороны хорошо просматривается апсида.
Её внутреннее разделение на 2 части оформлено снаружи интересной й нишей с колонной по центру:
… вернёмся назад, к месту начала осмотра. Здесь расположен довольно колоритный сельский магазин:
От него попробуем “прорваться” на Юг по дороге, огибающей храм с Запада. Увы, с этой стороны даже поздней осенью храм почти не просматривается:
Можно рассмотреть только самый верх:
Впрочем, с некоторых ракурсов храм всё же чуть-чуть открывается:
А при взгляде строго с Запада открывается даже самый низ, но только колокольни:
Бросим прощальный взгляд
и отправимся восвояси.
---
Как всегда, в галерее можно найти ещё фот.