Осень - лучшая пора для посещения заброшенных церквей. Сквозь золотую листву просвечивает даже то, что летом было невозможно рассмотреть. Нет ни комаров, ни мух, ни жгучей крапивы. Но есть и трудности, весьма существенные при путешествии на дальние расстояния: короткий световой день и неустойчивая погода. Синоптики вечно обещают бабье лето где-то на следующей неделе. Потом оно отодвигается, ещё раз отодвигается, и наконец совсем исчезает в осеннем тумане. Но на сей раз нам повезло. Мы застали даже не золотую осень, а если можно так выразиться, золотую зиму. В ночь по приезде в Нерехту случились заморозки, и наутро трава покрылась толстым слоем инея. Получилось, что наверху ещё осень, а внизу уже зима. Вот посреди такой красоты и показался вдали шатёр княгининской колокольни:
Княгинино - село очень древнее, упоминается ещё в завещании Ивана I I. Принадлежало матери царя, княгине Елене, откуда и пошло название.
Расположено Княгинино недалеко от Нерехты, на высоком месте, от которого на север, в сторону города открываются дальние виды:
Я сначала подумал, что белая церковь вдали - это Нерехта, на самом же деле это Тетеринское, расположенное гораздо дальше (примерно 11 км), а Нерехта - где-то посередине, скрыта в низине.
А вот восточная стена опять несимметрична:
Три узких прохода в ней подчеркивают тесноту помещения.
Проходим в трапезную. Она неплохо сохранилась, если учесть что это часть православного храма обычно разрушается первой.
С правой стороны трапезная продолжается небольшим приделом:
Левее видны большие дыры в кровле:
Процесс пошел :(
Выходим через колокольню:
Она примыкает к трапезной не вплотную. Есть щель:
Забыл выяснить, как поднимались на колокольню. А на фотографиях никакого хода или следов лестницы не обнаружил...
Засим откланяюсь.
Съемки 2016 г. В галерее как всегда фотографии крупнее и в большем количестве.
Княгинино - село очень древнее, упоминается ещё в завещании Ивана I I. Принадлежало матери царя, княгине Елене, откуда и пошло название.
Расположено Княгинино недалеко от Нерехты, на высоком месте, от которого на север, в сторону города открываются дальние виды:
Я сначала подумал, что белая церковь вдали - это Нерехта, на самом же деле это Тетеринское, расположенное гораздо дальше (примерно 11 км), а Нерехта - где-то посередине, скрыта в низине.
Сворачиваем с дороги, и вот уже церковь показывается полностью:
Стоит на видном месте: сразу за северной стеной обрывается вниз ступенька рельефа, а с запада тянется небольшой овраг.
С юга храм закрывают деревья, но только не поздней осенью:
А вот колокольня ничем не закрыта:
...стройной свечой возвышается над бескрайней равниной:
Потемневший кирпич колокольни и покрытое инеем поле создают фантастический эффект - будто дело происходит на Марсе.
По крайней мере здесь так же безлюдно. Село, видимо, исчезло с лица земли очень давно - никаких следов, даже кладбища не осталось.
Что касается архитектуры, то это типичный образец ярославского стиля. Построено в 1795 году, но будь это на 100 лет раньше, никто бы не удивился. В этих краях столичная мода вообще мало что значила. Любовь к пышным пятиглавиям и стройным шатрам нельзя было вытравить никаким классицизмом.
Пусть даже создаётся впечатление, что ты такое уже 100 раз видел, всё-таки совершенство форм и пропорций не может не покорить.
Я попытался обогнуть храм с юга:
Здесь в кадр попадает много растительности, но в этом есть своя прелесть.
Апсида выглядит таинственно:
Наконец прорвались к востоку:
А вот такого я, повидавший множество церквей, не припомню:
из-под полуоблетевшей поздней металлической кровли проглядывает более раннее (уж не 1795-го ли года?) покрытие лемехом. То есть само по себе покрытие лемехом отнюдь не уникально, но чаще всего оно встречается в деревянной архитектуре. А на каменных храмах у меня лично ассоциируется с потугами советских реставраторов “вернуть древность, которой не было”. Но вот тут оказывается было! 100% натуральный продукт!
Уцелело правда только три боковых купола, но и достаточно для создания выразительного образа
С востока храм неплохо просматривается. Можно сделать снимок с дальнего расстояния:
Возвращаемся к храму и смещаемся чуть у северу:
Всё дальше и ниже:
Спускаемся со “ступеньки”, на которой стоит храм:
Чем ниже, тем больше инея на траве:
Храм затемнён деревьями, освещены только главы и колокольня:
А равнина залита светом:
День только начинается, и надо много куда успеть, но трудно отказать себе в удовольствии отойти как можно дальше, чтобы увидеть сочетание серебра, лазури и угля:
Всмотримся издали в северный фасад:
И сместимся к западу. В кадр начинает попадать солнце:
Трава сверкает алмазами. Я пытаюсь это заснять:
...но, увы, слишком мало каратов для съёмки обычным объективом.
Доходим до оврага, проходящего к западу от церкви:
И всё-таки нельзя не запечатлеть то, что за спиной: захватывающие костромские дали:
С этой точки можно подробно рассмотреть северный фасад:
Острые очертания наличников кажутся радикальными даже для “ярославского ретро”. Всё-таки в конце 18-го века для традиционного стиля был характерен более лапидарный декор и приглушённые очертания. Но если уж делать такие “стреляющие в небо” луковицы, то и СТРЕЛЬчатые наличники - как нельзя к месту.
Огибаем храм с запада. Снова трава:
И снова солнце:
А вот и точка, в который храм заслоняет собой солнце:
Очень эффектный вид. Пытаюсь отойти подальше:
Солнце так низко, а храм так высоко, что можно отойти очень далеко:
И тут вдруг обнаруживается небольшой пруд:
Я пытаюсь захватить в кадре и его, и церковь, но солнце не даёт изменить точку съёмки. Всё что удаётся - повернуть саму камеру чуть влево:
Возвращаясь, проходим точку, находящуюся строго к западу от храма:
Чуть дальше в кадр попадает величественное плато:
Чем южнее, тем лучше просматривается храм, вот только отсутствие юго-западной луковицы несколько портит вид:
Наконец храм скрывается за деревьями:
Подойдем ближе.
Солнце вступило в силу, и колокольня уже не выглядит такой “обожженной”:
Приближаемся вплотную к церкви:
За густым кустарником проглядывает южный фасад:
По дороге оглянемся на колокольню:
Вот мы уже и перед входом в храм:
Видно, что с юга к четверику примыкает придел, нарушающий скучную симметрию.
Поднимем глаза вверх:
и пройдем внутрь:
А снаружи-то казалось, что храм велик!..
Перед нами Северная стена. Одного окна в нижнем ряду, кажется, не хватает. К тому же остальные два расположены как-то странно, несимметрично.
А это Южная стена:
Симметрии тоже не наблюдается. Но тут уж понятно почему: с Запада примыкает предел.
Апсида:
Западная стена:
Ну вот хоть здесь симметрия.
Стоит на видном месте: сразу за северной стеной обрывается вниз ступенька рельефа, а с запада тянется небольшой овраг.
С юга храм закрывают деревья, но только не поздней осенью:
А вот колокольня ничем не закрыта:
...стройной свечой возвышается над бескрайней равниной:
Потемневший кирпич колокольни и покрытое инеем поле создают фантастический эффект - будто дело происходит на Марсе.
По крайней мере здесь так же безлюдно. Село, видимо, исчезло с лица земли очень давно - никаких следов, даже кладбища не осталось.
Что касается архитектуры, то это типичный образец ярославского стиля. Построено в 1795 году, но будь это на 100 лет раньше, никто бы не удивился. В этих краях столичная мода вообще мало что значила. Любовь к пышным пятиглавиям и стройным шатрам нельзя было вытравить никаким классицизмом.
Пусть даже создаётся впечатление, что ты такое уже 100 раз видел, всё-таки совершенство форм и пропорций не может не покорить.
Я попытался обогнуть храм с юга:
Здесь в кадр попадает много растительности, но в этом есть своя прелесть.
Апсида выглядит таинственно:
Наконец прорвались к востоку:
А вот такого я, повидавший множество церквей, не припомню:
из-под полуоблетевшей поздней металлической кровли проглядывает более раннее (уж не 1795-го ли года?) покрытие лемехом. То есть само по себе покрытие лемехом отнюдь не уникально, но чаще всего оно встречается в деревянной архитектуре. А на каменных храмах у меня лично ассоциируется с потугами советских реставраторов “вернуть древность, которой не было”. Но вот тут оказывается было! 100% натуральный продукт!
Уцелело правда только три боковых купола, но и достаточно для создания выразительного образа
С востока храм неплохо просматривается. Можно сделать снимок с дальнего расстояния:
Возвращаемся к храму и смещаемся чуть у северу:
Всё дальше и ниже:
Спускаемся со “ступеньки”, на которой стоит храм:
Чем ниже, тем больше инея на траве:
Храм затемнён деревьями, освещены только главы и колокольня:
А равнина залита светом:
День только начинается, и надо много куда успеть, но трудно отказать себе в удовольствии отойти как можно дальше, чтобы увидеть сочетание серебра, лазури и угля:
Всмотримся издали в северный фасад:
И сместимся к западу. В кадр начинает попадать солнце:
Трава сверкает алмазами. Я пытаюсь это заснять:
...но, увы, слишком мало каратов для съёмки обычным объективом.
Доходим до оврага, проходящего к западу от церкви:
И всё-таки нельзя не запечатлеть то, что за спиной: захватывающие костромские дали:
С этой точки можно подробно рассмотреть северный фасад:
Острые очертания наличников кажутся радикальными даже для “ярославского ретро”. Всё-таки в конце 18-го века для традиционного стиля был характерен более лапидарный декор и приглушённые очертания. Но если уж делать такие “стреляющие в небо” луковицы, то и СТРЕЛЬчатые наличники - как нельзя к месту.
Огибаем храм с запада. Снова трава:
И снова солнце:
А вот и точка, в который храм заслоняет собой солнце:
Очень эффектный вид. Пытаюсь отойти подальше:
Солнце так низко, а храм так высоко, что можно отойти очень далеко:
И тут вдруг обнаруживается небольшой пруд:
Я пытаюсь захватить в кадре и его, и церковь, но солнце не даёт изменить точку съёмки. Всё что удаётся - повернуть саму камеру чуть влево:
Возвращаясь, проходим точку, находящуюся строго к западу от храма:
Чуть дальше в кадр попадает величественное плато:
Чем южнее, тем лучше просматривается храм, вот только отсутствие юго-западной луковицы несколько портит вид:
Наконец храм скрывается за деревьями:
Подойдем ближе.
Солнце вступило в силу, и колокольня уже не выглядит такой “обожженной”:
Приближаемся вплотную к церкви:
За густым кустарником проглядывает южный фасад:
По дороге оглянемся на колокольню:
Вот мы уже и перед входом в храм:
Видно, что с юга к четверику примыкает придел, нарушающий скучную симметрию.
Поднимем глаза вверх:
и пройдем внутрь:
А снаружи-то казалось, что храм велик!..
Перед нами Северная стена. Одного окна в нижнем ряду, кажется, не хватает. К тому же остальные два расположены как-то странно, несимметрично.
А это Южная стена:
Симметрии тоже не наблюдается. Но тут уж понятно почему: с Запада примыкает предел.
Апсида:
Западная стена:
Ну вот хоть здесь симметрия.
А вот восточная стена опять несимметрична:
Три узких прохода в ней подчеркивают тесноту помещения.
Проходим в трапезную. Она неплохо сохранилась, если учесть что это часть православного храма обычно разрушается первой.
С правой стороны трапезная продолжается небольшим приделом:
Левее видны большие дыры в кровле:
Процесс пошел :(
Выходим через колокольню:
Она примыкает к трапезной не вплотную. Есть щель:
Забыл выяснить, как поднимались на колокольню. А на фотографиях никакого хода или следов лестницы не обнаружил...
Засим откланяюсь.
Съемки 2016 г. В галерее как всегда фотографии крупнее и в большем количестве.