Усадьба Андреевское расположена на западе Ярославской области. Когда-то это был Мологский уезд, довольно густо усеянный дворянскими гнёздами. Большинство из них вместе с уездным городом оказались на дне водохранилища. Андреевскому же повезло. Относительно. Сохранился кухонный корпус. По крайней мере так утверждает Википедия. Она много ещё чего утверждает. Что построил это граф Мусин-Пушкин аж в 18 веке по последней европейской моде, в стиле романтизьма: все такое ассиметричное и с башенками. Смотришь и думаешь: а что если правда. Построил же когда-то князь Куракин в Москве ни на что вокруг не похожую богадельню. Кстати, последний владелец усадьбы, Анатолий Александрович Куракин, был потомком того Куракина. И тоже серьёзно продвинулся по чиновничьей лестнице: был членом Государственного совета. Впрочем, государственной службой князь не ограничивался. Был настоящим капиталистом: владел акциями и заводами. А усадьба досталась ему от жены. Чета Куракиных запечатлена на многих фотографиях: не слишком располагающие недобрые лица…
Такие знатные, богатые люди и усадьбу должны были иметь соответствующую. В Википедии написано, что утраченный барский дом был украшен восемнадцатью (!) “величественными колоннами”. К счастью, фотографии дома сохранились. Колонн там и вправду 18. Но тот кто признал их величественными, вполне мог перепутать 18й век с 19м.
Комплекс построек в Андреевском подозрительно напоминает расположенную в районе Шацка усадьбу Быкова Гора. Там тоже длинный деревянный барский дом, соединённый с каменной хоз.постройкой изогнутой галереей-переходом, и тоже башенка. Правда, пристроена она не к хоз.постройке, а к основному дому, и хоз.постройка намного скромнее. Но тем не менее сходство налицо. Быкова Гора была построена в 70-ых годах 19 века. Вот наверное и Андреевское можно датировать если не теми же годами, то по крайней мере той же эпохой. И даже если можно назвать это романтизмом, то правильнее всё же - эклектикой.
Итак, сохранились хозяйственный корпус и галерея-переход
К правому краю галереи некогда примыкал деревянный барский дом, а ныне примыкает что-то вроде барака. Впрочем, самой интересной частью комплекса всегда была башня:
Обращают на себя внимание ассиметрично расположенные окна.
Их классические наличники вкупе с большим выносом кровли отсылают к стилистике сталинских псевдоренессансных многоэтажек:
К сожалению, южную стену башни разрезает трещина:
настолько серьёзная, что участь башни кажется предрешенной.
Попробуем обойти остатки куракинских владений
К западу от усадьбы расположен живописный пруд:
В Википедии упоминаются каскадные пруды. Но этот явно не из их числа.
Возможно, парк располагался к востоку от усадьбы. Из космоса там просматривается небольшой пруд. К сожалению, я то направление не исследовал.
Вид постройки с юго-запада, пожалуй, самый впечатляющий:
Приземистая ассиметричная постройка недвусмысленно отсылает к европейскому средневековью.
С запада башня почти не просматривается
и вид у постройки менее эффектный:
Вскоре пруд заканчивается
и начинаются полузаброшенные хибары:
Часть из которых построена явно при царях.
От них открывается головокружительный вид на связанную некогда с усадьбой церковь села Марьино:
Андреевское отделено от Марьина рекой Ильд. Обрыв к реке очень крут:
Так что спуска к реке от усадьбы наверняка не было. Если только где-то восточнее, за предполагаемыми каскадными прудами, берег был не таким крутым….
Возвращаемся к усадьбе и заходим с северо-запада:
Оказывается, за переходом-галереей сохранилась небольшая каменная пристройка, некогда примыкающая непосредственно к усадьбе:
У северной стены растёт дуб, запоздалая листва которого горела на утреннем солнце:
За прудом просматривается ближняя из упомянутых выше хибар:
Через арку в галерее можно вернуться на кур д'оннор
Чтобы пронести бланманже из кухни в усадьбу, надо было выйти на улицу через расположенные в арке двери:
Не практично… Зато романтично :)
В отличие от кухонного корпуса галерея оштукатурена:
Правая часть галереи застроена и перестроена. Зато левая сохранилась отлично:
Её неоклассический облик незамысловат, но всё равно хорош
Кухонный корпус тоже когда-то был белым, но со временем побелка сошла и обнажила красный кирпич. Впрочем так наверное даже лучше:
Галерея примыкает не напрямую кухонному корпусу, а к небольшой одноэтажной пристройке. Только пристройка и примыкающая к ней часть 1 этажа в настоящее время используется для каких-то общественных нужд.
Мы испросили у хозяев разрешение подняться на башню. Впрочем, можно было наверное и просто так зайти: вход туда открыт и никому не нужен.
Итак, заходим. Нас встречает лестница довольно аутэнтичного вида:
Площадка между первым и вторым этажами:
О таком романтизьме граф Мусин-Пусин не мог и мечтать.
Поднимаемся на второй этаж:
Долго вспоминал, что изображено на нижеприведенной фотографии:
Вероятно это та тёмная дверь, что видна справа от площадки второго этажа. Она ведёт на чердак пристройки.
На втором этаже никаких следов “восемнадцатого века”. Только длинный коридор:
и вид у постройки менее эффектный:
Вскоре пруд заканчивается
и начинаются полузаброшенные хибары:
Часть из которых построена явно при царях.
От них открывается головокружительный вид на связанную некогда с усадьбой церковь села Марьино:
Андреевское отделено от Марьина рекой Ильд. Обрыв к реке очень крут:
Так что спуска к реке от усадьбы наверняка не было. Если только где-то восточнее, за предполагаемыми каскадными прудами, берег был не таким крутым….
Возвращаемся к усадьбе и заходим с северо-запада:
Оказывается, за переходом-галереей сохранилась небольшая каменная пристройка, некогда примыкающая непосредственно к усадьбе:
У северной стены растёт дуб, запоздалая листва которого горела на утреннем солнце:
За прудом просматривается ближняя из упомянутых выше хибар:
Через арку в галерее можно вернуться на кур д'оннор
Чтобы пронести бланманже из кухни в усадьбу, надо было выйти на улицу через расположенные в арке двери:
Не практично… Зато романтично :)
В отличие от кухонного корпуса галерея оштукатурена:
Правая часть галереи застроена и перестроена. Зато левая сохранилась отлично:
Её неоклассический облик незамысловат, но всё равно хорош
Кухонный корпус тоже когда-то был белым, но со временем побелка сошла и обнажила красный кирпич. Впрочем так наверное даже лучше:
Галерея примыкает не напрямую кухонному корпусу, а к небольшой одноэтажной пристройке. Только пристройка и примыкающая к ней часть 1 этажа в настоящее время используется для каких-то общественных нужд.
Мы испросили у хозяев разрешение подняться на башню. Впрочем, можно было наверное и просто так зайти: вход туда открыт и никому не нужен.
Итак, заходим. Нас встречает лестница довольно аутэнтичного вида:
Площадка между первым и вторым этажами:
О таком романтизьме граф Мусин-Пусин не мог и мечтать.
Поднимаемся на второй этаж:
Долго вспоминал, что изображено на нижеприведенной фотографии:
Вероятно это та тёмная дверь, что видна справа от площадки второго этажа. Она ведёт на чердак пристройки.
На втором этаже никаких следов “восемнадцатого века”. Только длинный коридор:
и пустые комнаты:
Вероятно, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили слуги.
Комнат очень много.
Особого интереса они не представляют, поэтому я их здесь не привожу (их можно посмотреть в галерее).
Зато виды из окон завораживают:
Возвращаемся на лестничную площадку:
Путь на верхний этаж башни открыт. Но сначала заглянем в каморку, что расположена справа от лестницы:
Проходим площадку между вторым и третьим этажами:
И вот уже перед нами парапет третьего этажа:
Ах, какая жуткая трещина:
Собственно, это и есть весь третий этаж. Остальное чердак:
Тут легко можно было бы устроить мансардный этаж, только кому он нужен...
И вот наконец лестница поворачивает в самое логово дворянской романтики:
Ещё немного!
И ещё самую малость!
Ура! Мы на вершине башни:
Отсюда открываются головокружительные виды. На запад:
На юго-запад:
Дальше по кругу - на юго-восток:
и на восток, в сторону исчезнувшего барского дома:
Вдоль всех стен идут каменные скамьи. Наверное когда-то на них лежали мягкие подушки, внизу - ковры, и юные графини, сидючи, любовались на закат...
С северо-запада обзор заслоняет крыша хоз. корпуса:
и с севера тоже немного мешает. Впрочем, мутные стёкла мешают ещё больше:
Прощаемся с оплотом графского романтизма
и спускаемся вниз по лестнице.
Напоследок посетим обитаемую часть первого этажа.
Здесь довольно просторно:
Ну разве что потолок немного осыпается:
Зато сохранились старинные печи:
и старинные двери:
Перед отъездом рассмотрим поподробнее окна третьего этажа:
самый верх башни:
и окно второго этажа:
На этом всё. Съёмки 2014 года. В галерее, как всегда, фотографий больше и в большем разрешении.
Вероятно, на первом этаже располагалась кухня, а на втором жили слуги.
Комнат очень много.
Особого интереса они не представляют, поэтому я их здесь не привожу (их можно посмотреть в галерее).
Зато виды из окон завораживают:
Возвращаемся на лестничную площадку:
Путь на верхний этаж башни открыт. Но сначала заглянем в каморку, что расположена справа от лестницы:
Проходим площадку между вторым и третьим этажами:
И вот уже перед нами парапет третьего этажа:
Ах, какая жуткая трещина:
Собственно, это и есть весь третий этаж. Остальное чердак:
Тут легко можно было бы устроить мансардный этаж, только кому он нужен...
И вот наконец лестница поворачивает в самое логово дворянской романтики:
Ещё немного!
И ещё самую малость!
Ура! Мы на вершине башни:
Отсюда открываются головокружительные виды. На запад:
На юго-запад:
Дальше по кругу - на юго-восток:
и на восток, в сторону исчезнувшего барского дома:
Вдоль всех стен идут каменные скамьи. Наверное когда-то на них лежали мягкие подушки, внизу - ковры, и юные графини, сидючи, любовались на закат...
С северо-запада обзор заслоняет крыша хоз. корпуса:
и с севера тоже немного мешает. Впрочем, мутные стёкла мешают ещё больше:
Прощаемся с оплотом графского романтизма
и спускаемся вниз по лестнице.
Напоследок посетим обитаемую часть первого этажа.
Здесь довольно просторно:
Ну разве что потолок немного осыпается:
Зато сохранились старинные печи:
и старинные двери:
Перед отъездом рассмотрим поподробнее окна третьего этажа:
самый верх башни:
и окно второго этажа:
На этом всё. Съёмки 2014 года. В галерее, как всегда, фотографий больше и в большем разрешении.