Снова про Костромскую область. На сей раз - храм в урочище “Георгий Старый”. Это к северу от Галичского озера, недалеко от Дмитрия Гривы. Но если Дмитрий Грива привлекает архитектурой, то Георгий вполне мог бы обойтись и без архитектурных изысков. На том месте, где он стоит, даже вышка сотовой связи выглядела бы впечатляюще. В Костромской области такое встречается. К примеру, храм в Кулигах. Но если Кулиги я впервые оценил "живьём", то в случае с Георгием сначала была фотография: вид издали, снятый с какой-то высокой точки (горы). Настолько захватывающий, что сразу стало понятно: мне туда надо попасть обязательно. Задача, в принципе, не слишком сложная: приличная дорога доводит до ближайшей обитаемой деревни Вдовье (почти), а оттуда до погоста всего пара километров. Правда, местность очень пересечённая: надо спуститься с горы, подняться на другую гору, снова спуститься, снова подняться - и вот тогда открывается “виста”: зелёное поле, белая черёмуха и вертикаль колокольни на фоне бескрайних костромских лесов:
Сам храм не просматривается. Только при съёмках с большим увеличением справа от колокольни можно разглядеть его маковку:
Всё остальное скрыто за деревьями:
Но и колокольни оказалось достаточно для того, чтобы превратить спуск к Георгию в завораживающий перформанс:
Снизу, правда, вид не такой эффектный:
Это он же, но только с увеличением:
и с ещё бОльшим увеличением:
и ещё крупнее - только верх колокольни:
Хорошие пропорции, удивительная сохранность.
При приближении к храму открывается ещё одно поле с прекрасным видом:
А чуть дальше и храм начинает проглядывать:
Но пока его контуры остаются загадкой:
Пытаемся сместиться к Западу. Отсюда храм виден ещё хуже:
Зато становятся видны замечательные ворота погоста:
Наконец удаётся найти точку, с которой можно рассмотреть храм:
А если подойти ближе и чуть левее, то можно рассмотреть и украшенную арками ограду:
Смещаемся дальше к Западу:
Для храмов с отдельно стоящей колокольней западный фасад - всегда проблема. В данном случае она решена не особенно оригинально: трапезная продолжается узкой пристройкой, фронтон которой перекликается с фронтоном главного портика. Пристройка глухая:
Если бы в результате фантастической природной катастрофы восток поменялся с западом, она смогла бы сойти за апсиду. А так - её функциональное значение не совсем понятно.
Западное прясло ограды сильно разрушено, но сохранилась угловая башенка, от которой просматривается довольно широкое (в районе Гривы оно заметно уже) русло реки Ноли:
Сам храм не просматривается. Только при съёмках с большим увеличением справа от колокольни можно разглядеть его маковку:
Всё остальное скрыто за деревьями:
Но и колокольни оказалось достаточно для того, чтобы превратить спуск к Георгию в завораживающий перформанс:
Снизу, правда, вид не такой эффектный:
Это он же, но только с увеличением:
и с ещё бОльшим увеличением:
и ещё крупнее - только верх колокольни:
Хорошие пропорции, удивительная сохранность.
При приближении к храму открывается ещё одно поле с прекрасным видом:
А чуть дальше и храм начинает проглядывать:
Но пока его контуры остаются загадкой:
Пытаемся сместиться к Западу. Отсюда храм виден ещё хуже:
Зато становятся видны замечательные ворота погоста:
Наконец удаётся найти точку, с которой можно рассмотреть храм:
А если подойти ближе и чуть левее, то можно рассмотреть и украшенную арками ограду:
Смещаемся дальше к Западу:
Для храмов с отдельно стоящей колокольней западный фасад - всегда проблема. В данном случае она решена не особенно оригинально: трапезная продолжается узкой пристройкой, фронтон которой перекликается с фронтоном главного портика. Пристройка глухая:
Если бы в результате фантастической природной катастрофы восток поменялся с западом, она смогла бы сойти за апсиду. А так - её функциональное значение не совсем понятно.
Западное прясло ограды сильно разрушено, но сохранилась угловая башенка, от которой просматривается довольно широкое (в районе Гривы оно заметно уже) русло реки Ноли:
Интересно, что при виде с горы о существовании реки догадаться было невозможно.
Заходим на погост:
Дэкор трапезной и пристройки если и не богат, то всё же вполне комильфо:
Как трапезная, так и портик четверика сохранились на удивление хорошо:
Вот только кованую дверь кто-то погнул:
Виду на южный фасад мешают деревья:
Впрочем, они же добавляют ему очарования:
Дальше к востоку начинается основное кладбище, и обзор улучшается.
Кладбище просторное и довольно ухоженное: никаких зарослей бурьяна. Когда-то на этом месте стоял второй храм погоста:
Он был деревянным и сгорел в 50-е годы XX века.
При взгляде с востока храм выглядит довольно стройным:
Не подкачала и колокольня:
Она необычна тем, что поставлена на линии ограды погоста и в её нижнем ярусе устроена проходная арка:
Можно было бы назвать колокольню “надвратной”, вот только непонятно, зачем понадобились ещё и находящиеся совсем рядом ворота:
Подойдём к ним поближе. Отсюда открывается эффектный вид на ансамбль:
И можно хорошо рассмотреть верх храма:
Он весьма необычный. Купол восьмерика довольно высок, поверхность его кровли почти лишена кривизны. Над куполом возвышается массивный барабан с крупной шарообразной луковицей. Барабан заметно сужается кверху, образуя конус. Мне эта глава напомнила главку храма в Покрове-Пеме. Хотя та совсем миниатюрная, но есть что-то общее в лепке формы.
Обернёмся к воротам. С внутренней стороны они почти лишены дэкора:
Зато снаружи украшены весьма прихотливо:
При виде сбоку заметно, насколько сильно (и живописно!) они покосились:
С левой стороны к воротам примыкает башенка. Если я не ошибаюсь, она фиксировала угол ограды погоста:
Назвав колокольню надвратной, я был не совсем прав: она всё-таки не совсем встроена в ограду, а только примыкает к ней вплотную :
Её арку предваряют два покосившихся пилона:
Внутри арки располагался проход наверх:
Ныне от деревянных ступеней не осталось и следа:
Возвращаемся на территорию погоста, теперь рассмотрим храм с северо-востока:
Вероятно, этот вид лучше всего отражает его архитектуру, В ней хорошо просматриваются барочные корни: восьмерик на четверике с приглушённой, но всё же ощутимой вертикалью. Вместе с тем весьма лапидарный дэкор и наличие портика свидетельствуют о переходе к эпохе классицизма (храм построен в 1804 году).
Смещаемся к западу. Бросается в глаза живописный старинный крест над чьей-то навеки забытой могилой:
Осмотру мешают молодые деревца:
И только сдвинувшись ещё дальше, можно рассмотреть портик:
Типично галичские колонны: массивные, грубоватые, неканонические:
Зато дверь в храм великолепна, к тому же она неплохо сохранилась:
Внутри, вот сюрприз, нет никакого восьмерика. Ротонда. Приём, характерный для “чухлоссицизма”, к которому Георгий отношения вроде бы не имеет. Переход от четверика к ротонде выполнен при помощи тромпов, столь широких, что они почти смыкаются друг с другом, образуя нечто вроде перевёрнутой короны:
А в плане они напоминают квадрат:
Больше ничего оригинального в интерьере нет. Росписей не сохранилось. Вот вид на восточную стену четверика и апсиду:
Сохранность самих стен - отличная. Никаких трещин:
В трапезной, как водится, дела с сохранностью намного хуже, кое-где в потолке дыры:
По выходе на улицу подробно рассмотрим главу храма:
И отправимся назад немного другой дорогой (посоветовали женщины, встреченные на кладбище).
Она расположена несколько западнее и проходит через всё Вдовье.
Бросим прощальный взгляд на завораживающую панораму
И за сим откланяемся. Съёмки 2018 года . В галерее, как всегда, больше и крупнее...
Georgi Stary church
Дэкор трапезной и пристройки если и не богат, то всё же вполне комильфо:
Как трапезная, так и портик четверика сохранились на удивление хорошо:
Вот только кованую дверь кто-то погнул:
Виду на южный фасад мешают деревья:
Впрочем, они же добавляют ему очарования:
Дальше к востоку начинается основное кладбище, и обзор улучшается.
Кладбище просторное и довольно ухоженное: никаких зарослей бурьяна. Когда-то на этом месте стоял второй храм погоста:
Он был деревянным и сгорел в 50-е годы XX века.
При взгляде с востока храм выглядит довольно стройным:
Не подкачала и колокольня:
Она необычна тем, что поставлена на линии ограды погоста и в её нижнем ярусе устроена проходная арка:
Можно было бы назвать колокольню “надвратной”, вот только непонятно, зачем понадобились ещё и находящиеся совсем рядом ворота:
Подойдём к ним поближе. Отсюда открывается эффектный вид на ансамбль:
И можно хорошо рассмотреть верх храма:
Он весьма необычный. Купол восьмерика довольно высок, поверхность его кровли почти лишена кривизны. Над куполом возвышается массивный барабан с крупной шарообразной луковицей. Барабан заметно сужается кверху, образуя конус. Мне эта глава напомнила главку храма в Покрове-Пеме. Хотя та совсем миниатюрная, но есть что-то общее в лепке формы.
Обернёмся к воротам. С внутренней стороны они почти лишены дэкора:
Зато снаружи украшены весьма прихотливо:
При виде сбоку заметно, насколько сильно (и живописно!) они покосились:
С левой стороны к воротам примыкает башенка. Если я не ошибаюсь, она фиксировала угол ограды погоста:
Назвав колокольню надвратной, я был не совсем прав: она всё-таки не совсем встроена в ограду, а только примыкает к ней вплотную :
Её арку предваряют два покосившихся пилона:
Внутри арки располагался проход наверх:
Ныне от деревянных ступеней не осталось и следа:
Возвращаемся на территорию погоста, теперь рассмотрим храм с северо-востока:
Вероятно, этот вид лучше всего отражает его архитектуру, В ней хорошо просматриваются барочные корни: восьмерик на четверике с приглушённой, но всё же ощутимой вертикалью. Вместе с тем весьма лапидарный дэкор и наличие портика свидетельствуют о переходе к эпохе классицизма (храм построен в 1804 году).
Смещаемся к западу. Бросается в глаза живописный старинный крест над чьей-то навеки забытой могилой:
Осмотру мешают молодые деревца:
И только сдвинувшись ещё дальше, можно рассмотреть портик:
Типично галичские колонны: массивные, грубоватые, неканонические:
Зато дверь в храм великолепна, к тому же она неплохо сохранилась:
Внутри, вот сюрприз, нет никакого восьмерика. Ротонда. Приём, характерный для “чухлоссицизма”, к которому Георгий отношения вроде бы не имеет. Переход от четверика к ротонде выполнен при помощи тромпов, столь широких, что они почти смыкаются друг с другом, образуя нечто вроде перевёрнутой короны:
А в плане они напоминают квадрат:
Больше ничего оригинального в интерьере нет. Росписей не сохранилось. Вот вид на восточную стену четверика и апсиду:
Сохранность самих стен - отличная. Никаких трещин:
В трапезной, как водится, дела с сохранностью намного хуже, кое-где в потолке дыры:
По выходе на улицу подробно рассмотрим главу храма:
И отправимся назад немного другой дорогой (посоветовали женщины, встреченные на кладбище).
Она расположена несколько западнее и проходит через всё Вдовье.
Бросим прощальный взгляд на завораживающую панораму
И за сим откланяемся. Съёмки 2018 года . В галерее, как всегда, больше и крупнее...
Georgi Stary church