Про храм в Кинтаново я впервые узнал, когда наносил памятники на карту. Причём фотографии тогда не было ни одной - только картина какого-то художника (вот она, я её нашёл: http://foto-planeta.com/photo/148481.html). Картина сильно впечатлила, но проезд к памятнику был неясен, да и не так часто я бывал в любимских краях. Только раз путешествовал в Спасо-Геннадиев монастырь, но времени тогда было в обрез. Так что приехал с большим опозданием. Уже и главный купол успел рухнуть. Что, конечно, очень меня огорчило, но я все равно решил навестить руину. И не пожалел.
Впрочем по порядку. Дело было осенью. Проезд к Кинтанову был всё так же неясен. Из космоса было видно, что ближе к храму добираться не от Кинтанова, а от деревни Прокунино. Вот только нужно будет форсировать реку под названием Руша, что проблематично. Поэтому сперва я всё же решил заехать в Кинтаново (оно ближе по дороге, чем Прокунино). Первые встречные жители, оказалось, как раз собирались идти на кладбище, расположенное у храма. Они подтвердили, что идти надо именно от Кинтанова, потому что почти сразу за деревней - мост через Рушу (из космоса не просматривается). Вот только собирались они как-то уж больно долго, и мы решили идти сами. Мост был найден очень скоро:
И почти сразу за ним показался верх колокольни:
От моста шла не особенно натоптанная дорога, с которой колокольня постоянно просматривалась:
Солнце то пряталось, то выглядывало из-за облаков
В какой-то момент стало понятно, что дорога начинает уводить от храма, но храм уже был совсем рядом:
Пришлось идти напролом
Постепенно из-за кустов проглянул низ колокольни:
И, наконец, открылся весь храм:
К счастью, центральный купол рухнул нее полностью, так что его форма продолжала угадываться.
Западная ограда погоста не сохранилась, только сильно разрушенные ворота:
Зато неплохо сохранилось завершение северного придела:
Пожалуй, это единственный элемент, который позволяет ныне судить об изяществе архитектуры.
Надо сказать, что это не просто северный придел, а ещё и северо-западный угол храма. Дело в том, что храм в Кинтанове (построен в 1809 году) имеет треугольный план - случай очень редкий, но не уникальный. В центре расположена ротонда, увенчанная (до недавнего времени) главным куполом. В восточном угле располагалась апсида, а в остальных углах - приделы. Каждый угол венчала небольшая ротонда с куполом.
К северу от храма просматривались большие (возможно, главные) ворота:
По дороге к ним успеваешь оценить размеры кладбища.
Ворота довольно живописны:
И неплохо сохранились:
От ограды остались только намёки:
Над аркой ворот сохранились остатки живописи:
А сквозь саму арку, как сквозь оправу, проглядывает силуэт храма:
С этой стороны пришлось снимать против солнца, и спасал только режим HDR (когда из 3х снимков создаётся один “интегральный”):
Я сперва невзлюбил этот режим - за то что снимки получаются “ненатуральными”, с сильно задранной цветонасыщенностью (насколько я понимаю, так компенсируется уменьшение контрастности), но потом решил, что фотографии с чёрными пятнами на фоне белёсого неба тоже не совсем “натуральны”. В результате при выборе режима для съёмки в контровом свете я остановился на HDR с минимальным варьированием выдержки - получается обычно не слишком “завирально”. Впрочем, и вариант без HDR иногда оказывается востребован. Вот тот же самый снимок без HDR:
В нём тоже что-то есть, имхо.
И всё же HDR лучше передаёт атмосферу золотой осени:
Жёлтые листья на фоне осеннего неба:
Подойдём к храму поближе:
Хотел сказать “к северному фасаду”, но северного фасада у храма на самом деле нет.
Потому что треугольный план делает фасад в северо-восточным:
Он украшен пилястрами и увенчан фронтоном с ложной люннэтой:
Посередине этого фронтона находится вход в храм (второй вход - через колокольню):
Вот он крупным планом:
Купол восточной ротонды (внутри неё располагалась апсида), к сожалению, утрачен:
Смещаемся к югу. Перед нами юго-восточный фасад:
В отличие от северо-восточного, он не имеет двери - только окна.
Примерно с этого направления рисовалась приведённая выше картина. Художник, очевидно, располагался в деревне Прокунино - она находится за рекой и виднеется внизу за деревьями. Было бы интересно взглянуть на храм оттуда. Но времени было в обрез, к тому же после обрушения купола вид наверняка будет не столь впечатляющим. Впрочем, он таким никогда и не был. Художник сильно приврал. На картине малые ротонды придвинуты чуть ли не вплотную друг к другу. В реальности же они сильно расставлены:
Художник их сдвинул и место “съеденного” фронтона стыдливо прикрыл елью. Плюс он возвысил центральный барабан и исказил пропорции всех ротонд, так что храм, в реальности довольно приземистый, оказался устремлённым ввысь...
Смещаемся дальше по кругу и фиксируем, что купол южной ротонды сохранился
, а вот главка - не совсем:
Движемся дальше к западу:
Солнце временно скрылось за облаком:
Подойдём к колокольне:
И пройдём через неё внутрь храма:
Здесь нет трапезной в привычном смысле. Только короткий широкий проём вдоль западной стены треугольника. Сразу за ним - круглый цилиндр основного объёма, по бокам - приделы:
Вот южный, точнее юго-западный, придел:
Через дыру в потолке хорошо видно, что юго-западная ротонда расположена над глухим сводом, внутрь храма не открывается.
Алтарь придела находился не в ротонде, а в отрезке южной стороны треугольника. Эта сторона перегорожена поперечной стенкой, она на фото слева от окна:
Что находилось за стенкой я расскажу чуть позже.
Обернёмся и рассмотрим западную стену треугольника. В центре - проём, через который я попал в храм, в окне виднеется низ колокольни:
Северо-западный придел отличается от юго-западного только расположением дыр в потолке:
Тут темно, потому что солнце светит с другой стороны.
На потолке ротонды сохранились остатки росписи:
На следующем снимке - западное окно северной стороны треугольника:
Северная сторона разгорожена ещё сильнее южной, в перегородке наверняка находился алтарь.
Проходим внутрь главной ротонды. Над нами - синее небо, под ним - палладианские окна , ещё ниже по центру - апсида, справа - проход в третий, юго-восточный, придел, слева - коридор, ведущий ко второму входу в храм:
Этот коридор довольно узок. За левой стеной - северо-западный придел, за правой - “аппендикс”, о котором разговор будет позже:
Исследуем юго-восточный придел. Его расположение очень необычно (в этом храме всё необычно). Он занимает восточную часть южной стороны треугольника - в два окна. Третье окно мы видели в юго-западном приделе, оно - за той стеной, что на снимке справа:
Слева же расположен проход в апсиду (интересно, зачем он был нужен?):
Алтарь, очевидно, располагался в узком восточном торце южной стороны треугольника:
Возвращаемся в основной объём. Справа - проход в коридор к двери, слева - проход к колокольне, между ними выложена декоративная ниша:
Понять назначение этого закутка довольно сложно: ни в одном православном храме я подобных странностей не встречал. Видимо, помещик, который организовал строительство этого храма был большим затейником. Мало того что план треугольный, но до чего хитро всё устроено! Сочетание просторной центральной ротонды и небольших уютных, сложных по плану, периферических объёмов - очаровывает.
Вернёмся в апсиду. В центре снимка - проход в юго-восточный придел:
Возвращаемся в основной объём из апсиды. Тут очень светло. Но это потому что свод рухнул. А в оригинале было наверняка довольно темно: три палладианских окна на ротонде вряд ли могли компенсировать отсутствие окон внизу:
Поворачиваем голову вверх:
Росписи, в основном, утрачены. Осталось немного на юго-западной стороне ротонды:
Рассмотрим их подробнее:
Это классицизм, судя по всему, несколько провинциального толка
Пора возвращаться.
Подоспевшие к этому времени сельчане объяснили нам, что шли мы к храму неверно. Надо было гораздо раньше свернуть на едва заметную тропку.
Пытаемся следовать инструкции.
На прощание выглядывает солнце, освещая романтический мостик через Рушу:
Съёмки 2018 года. В галерее их больше.
Впрочем по порядку. Дело было осенью. Проезд к Кинтанову был всё так же неясен. Из космоса было видно, что ближе к храму добираться не от Кинтанова, а от деревни Прокунино. Вот только нужно будет форсировать реку под названием Руша, что проблематично. Поэтому сперва я всё же решил заехать в Кинтаново (оно ближе по дороге, чем Прокунино). Первые встречные жители, оказалось, как раз собирались идти на кладбище, расположенное у храма. Они подтвердили, что идти надо именно от Кинтанова, потому что почти сразу за деревней - мост через Рушу (из космоса не просматривается). Вот только собирались они как-то уж больно долго, и мы решили идти сами. Мост был найден очень скоро:
И почти сразу за ним показался верх колокольни:
От моста шла не особенно натоптанная дорога, с которой колокольня постоянно просматривалась:
Солнце то пряталось, то выглядывало из-за облаков
В какой-то момент стало понятно, что дорога начинает уводить от храма, но храм уже был совсем рядом:
Пришлось идти напролом
Постепенно из-за кустов проглянул низ колокольни:
И, наконец, открылся весь храм:
К счастью, центральный купол рухнул нее полностью, так что его форма продолжала угадываться.
Западная ограда погоста не сохранилась, только сильно разрушенные ворота:
Зато неплохо сохранилось завершение северного придела:
Пожалуй, это единственный элемент, который позволяет ныне судить об изяществе архитектуры.
Надо сказать, что это не просто северный придел, а ещё и северо-западный угол храма. Дело в том, что храм в Кинтанове (построен в 1809 году) имеет треугольный план - случай очень редкий, но не уникальный. В центре расположена ротонда, увенчанная (до недавнего времени) главным куполом. В восточном угле располагалась апсида, а в остальных углах - приделы. Каждый угол венчала небольшая ротонда с куполом.
К северу от храма просматривались большие (возможно, главные) ворота:
По дороге к ним успеваешь оценить размеры кладбища.
Ворота довольно живописны:
И неплохо сохранились:
От ограды остались только намёки:
Над аркой ворот сохранились остатки живописи:
А сквозь саму арку, как сквозь оправу, проглядывает силуэт храма:
С этой стороны пришлось снимать против солнца, и спасал только режим HDR (когда из 3х снимков создаётся один “интегральный”):
Я сперва невзлюбил этот режим - за то что снимки получаются “ненатуральными”, с сильно задранной цветонасыщенностью (насколько я понимаю, так компенсируется уменьшение контрастности), но потом решил, что фотографии с чёрными пятнами на фоне белёсого неба тоже не совсем “натуральны”. В результате при выборе режима для съёмки в контровом свете я остановился на HDR с минимальным варьированием выдержки - получается обычно не слишком “завирально”. Впрочем, и вариант без HDR иногда оказывается востребован. Вот тот же самый снимок без HDR:
В нём тоже что-то есть, имхо.
И всё же HDR лучше передаёт атмосферу золотой осени:
Жёлтые листья на фоне осеннего неба:
Подойдём к храму поближе:
Хотел сказать “к северному фасаду”, но северного фасада у храма на самом деле нет.
Потому что треугольный план делает фасад в северо-восточным:
Он украшен пилястрами и увенчан фронтоном с ложной люннэтой:
Посередине этого фронтона находится вход в храм (второй вход - через колокольню):
Вот он крупным планом:
Купол восточной ротонды (внутри неё располагалась апсида), к сожалению, утрачен:
Смещаемся к югу. Перед нами юго-восточный фасад:
В отличие от северо-восточного, он не имеет двери - только окна.
Примерно с этого направления рисовалась приведённая выше картина. Художник, очевидно, располагался в деревне Прокунино - она находится за рекой и виднеется внизу за деревьями. Было бы интересно взглянуть на храм оттуда. Но времени было в обрез, к тому же после обрушения купола вид наверняка будет не столь впечатляющим. Впрочем, он таким никогда и не был. Художник сильно приврал. На картине малые ротонды придвинуты чуть ли не вплотную друг к другу. В реальности же они сильно расставлены:
Художник их сдвинул и место “съеденного” фронтона стыдливо прикрыл елью. Плюс он возвысил центральный барабан и исказил пропорции всех ротонд, так что храм, в реальности довольно приземистый, оказался устремлённым ввысь...
Смещаемся дальше по кругу и фиксируем, что купол южной ротонды сохранился
, а вот главка - не совсем:
Движемся дальше к западу:
Солнце временно скрылось за облаком:
Подойдём к колокольне:
И пройдём через неё внутрь храма:
Здесь нет трапезной в привычном смысле. Только короткий широкий проём вдоль западной стены треугольника. Сразу за ним - круглый цилиндр основного объёма, по бокам - приделы:
Вот южный, точнее юго-западный, придел:
Через дыру в потолке хорошо видно, что юго-западная ротонда расположена над глухим сводом, внутрь храма не открывается.
Алтарь придела находился не в ротонде, а в отрезке южной стороны треугольника. Эта сторона перегорожена поперечной стенкой, она на фото слева от окна:
Что находилось за стенкой я расскажу чуть позже.
Обернёмся и рассмотрим западную стену треугольника. В центре - проём, через который я попал в храм, в окне виднеется низ колокольни:
Северо-западный придел отличается от юго-западного только расположением дыр в потолке:
Тут темно, потому что солнце светит с другой стороны.
На потолке ротонды сохранились остатки росписи:
На следующем снимке - западное окно северной стороны треугольника:
Северная сторона разгорожена ещё сильнее южной, в перегородке наверняка находился алтарь.
Проходим внутрь главной ротонды. Над нами - синее небо, под ним - палладианские окна , ещё ниже по центру - апсида, справа - проход в третий, юго-восточный, придел, слева - коридор, ведущий ко второму входу в храм:
Этот коридор довольно узок. За левой стеной - северо-западный придел, за правой - “аппендикс”, о котором разговор будет позже:
Исследуем юго-восточный придел. Его расположение очень необычно (в этом храме всё необычно). Он занимает восточную часть южной стороны треугольника - в два окна. Третье окно мы видели в юго-западном приделе, оно - за той стеной, что на снимке справа:
Слева же расположен проход в апсиду (интересно, зачем он был нужен?):
Алтарь, очевидно, располагался в узком восточном торце южной стороны треугольника:
Возвращаемся в основной объём. Справа - проход в коридор к двери, слева - проход к колокольне, между ними выложена декоративная ниша:
Пройдём в апсиду:
Тут мрачновато:
Встанем спиной к востоку. Слева - проход в юго-восточный придел, справа - в помещение, которое я окрестил “аппендиксом”.
Это маленький закуток, включающий в себя восточное окно северного фасада:
Вход - только из апсиды, так что прихожане сюда не допускались.
Одна стена отделяет помещение от коридора:
Другая - от основной ротонды:
Тут мрачновато:
Встанем спиной к востоку. Слева - проход в юго-восточный придел, справа - в помещение, которое я окрестил “аппендиксом”.
Это маленький закуток, включающий в себя восточное окно северного фасада:
Вход - только из апсиды, так что прихожане сюда не допускались.
Одна стена отделяет помещение от коридора:
Другая - от основной ротонды:
Понять назначение этого закутка довольно сложно: ни в одном православном храме я подобных странностей не встречал. Видимо, помещик, который организовал строительство этого храма был большим затейником. Мало того что план треугольный, но до чего хитро всё устроено! Сочетание просторной центральной ротонды и небольших уютных, сложных по плану, периферических объёмов - очаровывает.
Вернёмся в апсиду. В центре снимка - проход в юго-восточный придел:
Возвращаемся в основной объём из апсиды. Тут очень светло. Но это потому что свод рухнул. А в оригинале было наверняка довольно темно: три палладианских окна на ротонде вряд ли могли компенсировать отсутствие окон внизу:
Поворачиваем голову вверх:
Росписи, в основном, утрачены. Осталось немного на юго-западной стороне ротонды:
Рассмотрим их подробнее:
Это классицизм, судя по всему, несколько провинциального толка
Пора возвращаться.
Подоспевшие к этому времени сельчане объяснили нам, что шли мы к храму неверно. Надо было гораздо раньше свернуть на едва заметную тропку.
Пытаемся следовать инструкции.
На прощание выглядывает солнце, освещая романтический мостик через Рушу:
Съёмки 2018 года. В галерее их больше.