суббота, 21 сентября 2019 г.

Кинтаново (Kintanovo church)

Про храм в Кинтаново я впервые узнал, когда наносил памятники на карту. Причём фотографии тогда не было ни одной - только картина какого-то художника (вот она, я её нашёл: http://foto-planeta.com/photo/148481.html). Картина сильно впечатлила, но проезд к памятнику был неясен, да и не так часто я бывал в любимских краях. Только раз путешествовал в Спасо-Геннадиев монастырь, но времени тогда было в обрез. Так что приехал с большим опозданием. Уже и главный купол успел рухнуть. Что, конечно, очень меня огорчило, но я все равно решил навестить руину. И не пожалел.

Впрочем по порядку. Дело было осенью. Проезд к Кинтанову был всё так же неясен. Из космоса было видно, что ближе к храму добираться не от Кинтанова, а от деревни Прокунино. Вот только нужно будет форсировать реку под названием Руша, что проблематично. Поэтому сперва я всё же решил заехать в Кинтаново (оно ближе по дороге, чем Прокунино). Первые встречные жители, оказалось, как раз собирались идти на кладбище, расположенное у храма. Они подтвердили, что идти надо именно от Кинтанова, потому что почти сразу за деревней - мост через Рушу (из космоса не просматривается). Вот только собирались они как-то уж больно долго, и мы решили идти сами. Мост был найден очень скоро:



И почти сразу за ним показался верх колокольни:



От моста шла не особенно натоптанная дорога, с которой колокольня постоянно просматривалась:



Солнце то пряталось, то выглядывало из-за облаков



В какой-то момент стало понятно, что дорога начинает уводить от храма, но храм уже был совсем рядом:



Пришлось идти напролом



Постепенно из-за кустов проглянул низ колокольни:



И, наконец, открылся весь храм:



К счастью, центральный купол рухнул нее полностью, так что его форма продолжала угадываться.

Западная ограда погоста не сохранилась, только сильно разрушенные ворота:



Зато неплохо сохранилось завершение северного придела:



Пожалуй, это единственный элемент, который позволяет ныне судить об изяществе архитектуры.

Надо сказать, что это не просто северный придел, а ещё и северо-западный угол храма. Дело в том, что храм в Кинтанове (построен в 1809 году) имеет треугольный план - случай очень редкий, но не уникальный. В центре расположена ротонда, увенчанная (до недавнего времени) главным куполом. В восточном угле располагалась апсида, а в остальных углах - приделы. Каждый угол венчала небольшая ротонда с куполом.



К северу от храма просматривались большие (возможно, главные) ворота:



По дороге к ним успеваешь оценить размеры кладбища.



Ворота довольно живописны:



И неплохо сохранились:



От ограды остались только намёки:



Над аркой ворот сохранились остатки живописи:



А сквозь саму арку, как сквозь оправу, проглядывает силуэт храма:



С этой стороны пришлось снимать против солнца, и спасал только режим HDR (когда из 3х снимков создаётся один “интегральный”):



Я сперва невзлюбил этот режим - за то что снимки получаются “ненатуральными”, с сильно задранной цветонасыщенностью (насколько я понимаю, так компенсируется уменьшение контрастности), но потом решил, что фотографии с чёрными пятнами на фоне белёсого неба тоже не совсем “натуральны”. В результате при выборе режима для съёмки в контровом свете я остановился на HDR с минимальным варьированием выдержки - получается обычно не слишком “завирально”. Впрочем, и вариант без HDR иногда оказывается востребован. Вот тот же самый снимок без HDR:



В нём тоже что-то есть, имхо.

И всё же HDR лучше передаёт атмосферу золотой осени:



Жёлтые листья на фоне осеннего неба:



Подойдём к храму поближе:



Хотел сказать “к северному фасаду”, но северного фасада у храма на самом деле нет.



Потому что треугольный план делает фасад в северо-восточным:



Он украшен пилястрами и увенчан фронтоном с ложной люннэтой:



Посередине этого фронтона находится вход в храм (второй вход - через колокольню):



Вот он крупным планом:



Купол восточной ротонды (внутри неё располагалась апсида), к сожалению, утрачен:



Смещаемся к югу. Перед нами юго-восточный фасад:



В отличие от северо-восточного, он не имеет двери - только окна.

Примерно с этого направления рисовалась приведённая выше картина. Художник, очевидно, располагался в деревне Прокунино - она находится за рекой и виднеется внизу за деревьями. Было бы интересно взглянуть на храм оттуда. Но времени было в обрез, к тому же после обрушения купола вид наверняка будет не столь впечатляющим. Впрочем, он таким никогда и не был. Художник сильно приврал. На картине малые ротонды придвинуты чуть ли не вплотную друг к другу. В реальности же они сильно расставлены:



 Художник их сдвинул и место “съеденного” фронтона стыдливо прикрыл елью. Плюс он возвысил центральный барабан и исказил пропорции всех ротонд, так что храм, в реальности довольно приземистый, оказался устремлённым ввысь...

Смещаемся дальше по кругу и фиксируем, что купол южной ротонды сохранился



, а вот главка - не совсем:



Движемся дальше к западу:



Солнце временно скрылось за облаком:



Подойдём к колокольне:



И пройдём через неё внутрь храма:



Здесь нет трапезной в привычном смысле. Только короткий широкий проём вдоль западной стены треугольника. Сразу за ним - круглый цилиндр основного объёма, по бокам - приделы:



Вот южный, точнее юго-западный, придел:



Через дыру в потолке хорошо видно, что юго-западная ротонда расположена над глухим сводом, внутрь храма не открывается.

Алтарь придела находился не в ротонде, а в отрезке южной стороны треугольника. Эта сторона перегорожена поперечной стенкой, она на фото слева от окна:



Что находилось за стенкой я расскажу чуть позже.

Обернёмся и рассмотрим западную стену треугольника. В центре - проём, через который я попал в храм, в окне виднеется низ колокольни:



Северо-западный придел отличается от юго-западного только расположением дыр в потолке:



Тут темно, потому что солнце светит с другой стороны.

На потолке ротонды сохранились остатки росписи:



На следующем снимке - западное окно северной стороны треугольника:



Северная сторона разгорожена ещё сильнее южной, в перегородке наверняка находился алтарь.

Проходим внутрь главной ротонды. Над нами - синее небо, под ним - палладианские окна , ещё ниже по центру - апсида, справа - проход в третий, юго-восточный, придел, слева - коридор, ведущий ко второму входу в храм:



Этот коридор довольно узок. За левой стеной - северо-западный придел, за правой - “аппендикс”, о котором разговор будет позже:



Исследуем юго-восточный придел. Его расположение очень необычно (в этом храме всё необычно). Он занимает восточную часть южной стороны треугольника - в два окна. Третье окно мы видели в юго-западном приделе, оно - за той стеной, что на снимке справа:



Слева же расположен проход в апсиду (интересно, зачем он был нужен?):



Алтарь, очевидно, располагался в узком восточном торце южной стороны треугольника:



Возвращаемся в основной объём. Справа - проход в коридор к двери, слева - проход к колокольне, между ними выложена декоративная ниша:



Пройдём в апсиду:



Тут мрачновато:



Встанем спиной к востоку. Слева - проход в юго-восточный придел, справа - в помещение, которое я окрестил “аппендиксом”.



Это маленький закуток, включающий в себя восточное окно северного фасада:



Вход - только из апсиды, так что прихожане сюда не допускались.

Одна стена отделяет помещение от коридора:



Другая - от основной ротонды:



Понять назначение этого закутка довольно сложно: ни в одном православном храме я подобных странностей не встречал. Видимо, помещик, который организовал строительство этого храма был большим затейником. Мало того что план треугольный, но до чего хитро всё устроено! Сочетание просторной центральной ротонды и небольших уютных, сложных по плану, периферических объёмов - очаровывает.

Вернёмся в апсиду. В центре снимка - проход в юго-восточный придел:



Возвращаемся в основной объём из апсиды. Тут очень светло. Но это потому что свод рухнул. А в оригинале было наверняка довольно темно: три палладианских окна на ротонде вряд ли могли компенсировать отсутствие окон внизу:



Поворачиваем голову вверх:



Росписи, в основном, утрачены. Осталось немного на юго-западной стороне ротонды:



Рассмотрим их подробнее:



Это классицизм, судя по всему, несколько провинциального толка



Пора возвращаться.



Подоспевшие к этому времени сельчане объяснили нам, что шли мы к храму неверно. Надо было гораздо раньше свернуть на едва заметную тропку.



Пытаемся следовать инструкции.



На прощание выглядывает солнце, освещая романтический мостик через Рушу:



Съёмки 2018 года. В галерее их больше.