В Костромской области золотая осень часто оборачивается золотой зимой. Вот и на этот раз. С утра всё белым-бело и холод собачий. Но к моменту приезда в Лаврентьевское иней успел испариться, так что церковь предстала в осеннем окружении.
Расположена она на небольшом отдалении от села:
Немного инея ещё оставалось, особенно на куполе:
Завершение храма - пятиглавое, пропорции - великолепны:
Стиль - классицизм, однако несколько запоздалого для 1838-го года толка. То же самое можно сказать и про колокольню:
Колоколообразное завершение колоколен нередко встречается в костромских-ярославских краях. Но Лаврентьевский вариант выбивается из ряда сложной лепкой и изысканностью профиля.
Пройдём на территорию бывшего погоста:
Тропинка раздваивается, пойдём направо, к колокольне:
Она - трёхъярусная, хороших пропорций:
Ионические капитэли в костромских краях - признак большой, столичной архитектуры:
Взгляд с запада широким углом:
От колокольни открывается “коридор” с видом на село:
Пройдём по нему, чтобы снять колокольню издали:
Свернём к югу:
Южная арка колокольни заложена, там располагалась лестница на верхние ярусы:
Если подойти ближе, то в кадр попадает и храм - Рождественский:
А если повернуться правее, то и второй храм - Троицкий:
Даже сразу и не догадаешься, что это - храм
Разве что поребрик наверху намекает на былое назначение сооружения:
Завершение четверика полностью утрачено:
Вот вид на СВ угол:
А это - на СЗ:
Северная стена изнутри:
Вид на ЮЗ:
Апсиду как ножом срезали:
Но её очертания хорошо видны на восточной стене:
Отсюда открывается вид южный фасад холодного храма:
Если отойти подальше по неизвестно куда ведущей тропинке, то он частично скрывается за деревьями:
Но вернёмся к Рождественскому храму:
Капитэли здесь уже попроще, но архитектурное решение не из простых:
Удивляют размеры апсиды, глубина которой сопоставима с протяжённостью основного объёма:
Подобный вынос апсиды наверняка должен был уравновешиваться расположенной с противоположной стороны трапезной. После её утраты трудно себе представить, как это достигалось.
На территории погоста могил немного, видимо кладбище было уничтожено в лихие годы. Но один старинный памятник всё же уцелел:
Даже надписи до сих пор читаются:
Смещаемся к востоку:
У храма имеется восточный фасад, что для православных храмов вообще не характерно. Слово “фасад” происходит от иностранного корня “фас” - лицо, у православных же храмов обычно не востоке располагается не “фас”, а гораздо более скромный “профиль”. Рождественский храм можно назвать “трёхликим”: север, юг и восток нисколько не уступают друг другу:
Восточный портик аналогичен северному и южному:
И смотрится наиболее выигрышно, потому что при взгляде с востока оказывается скрытой зияющая пустота разрушенной трапезной
И торжествует полная симметрия:
Вот тут-то и приходит на ум самое подходящее слово для определения архитектуры Рождественского храма: “палладианство”. Вряд ли найдётся в костромской области более яркий представитель этого архитектурного веяния
Решение редуцировать традиционный для классических храмов световой барабан до невысокой подкупольной “ступени” крайне необычно и делает церковь похожей на мавзолей. Но лишь отдалённо: пятиглавие создаёт сложную игру объёмов, для мавзолеев не характерную:
Смещаемся к северу:
С этой стороны деревья растут почти вплотную к храму:
Северный фасад:
Он же, снятый из-за деревьев:
Дальше в кадр попадает колокольня:
Бросаем взгляд на сиротливое окно:
И проходим внутрь. Здесь довольно светло. Счет льётся через отверстие в центре купола;
Подходим к колокольне:
В её южной стене располагался ход на верхние ярусы:
От которого мало что осталось:
В конце осмотра бросаем взгляд на северо-западный угол четверика:
Отсюда хорошо видно, что северный портик сильно повреждён и грозит рухнуть.
Бросаем прощальный взгляд на погост:
А прежде чем попрощаться с самим храмом, я решил объехать его по дороге, ведущей от села непонятно куда, чтобы сфотографировать издали. Объектив зафиксировал богатые осенние краски:
Я наснимал целую кучу снимков
Привожу здесь только некоторые
Остальные - в галерее
Съёмки 2014 года.
Расположена она на небольшом отдалении от села:
Немного инея ещё оставалось, особенно на куполе:
Завершение храма - пятиглавое, пропорции - великолепны:
Стиль - классицизм, однако несколько запоздалого для 1838-го года толка. То же самое можно сказать и про колокольню:
Колоколообразное завершение колоколен нередко встречается в костромских-ярославских краях. Но Лаврентьевский вариант выбивается из ряда сложной лепкой и изысканностью профиля.
Пройдём на территорию бывшего погоста:
Тропинка раздваивается, пойдём направо, к колокольне:
Она - трёхъярусная, хороших пропорций:
Ионические капитэли в костромских краях - признак большой, столичной архитектуры:
Взгляд с запада широким углом:
От колокольни открывается “коридор” с видом на село:
Пройдём по нему, чтобы снять колокольню издали:
Свернём к югу:
Южная арка колокольни заложена, там располагалась лестница на верхние ярусы:
Если подойти ближе, то в кадр попадает и храм - Рождественский:
А если повернуться правее, то и второй храм - Троицкий:
Даже сразу и не догадаешься, что это - храм
Разве что поребрик наверху намекает на былое назначение сооружения:
Завершение четверика полностью утрачено:
Вот вид на СВ угол:
А это - на СЗ:
Северная стена изнутри:
Вид на ЮЗ:
Апсиду как ножом срезали:
Но её очертания хорошо видны на восточной стене:
Отсюда открывается вид южный фасад холодного храма:
Если отойти подальше по неизвестно куда ведущей тропинке, то он частично скрывается за деревьями:
Но вернёмся к Рождественскому храму:
Капитэли здесь уже попроще, но архитектурное решение не из простых:
Удивляют размеры апсиды, глубина которой сопоставима с протяжённостью основного объёма:
Подобный вынос апсиды наверняка должен был уравновешиваться расположенной с противоположной стороны трапезной. После её утраты трудно себе представить, как это достигалось.
На территории погоста могил немного, видимо кладбище было уничтожено в лихие годы. Но один старинный памятник всё же уцелел:
Даже надписи до сих пор читаются:
Смещаемся к востоку:
У храма имеется восточный фасад, что для православных храмов вообще не характерно. Слово “фасад” происходит от иностранного корня “фас” - лицо, у православных же храмов обычно не востоке располагается не “фас”, а гораздо более скромный “профиль”. Рождественский храм можно назвать “трёхликим”: север, юг и восток нисколько не уступают друг другу:
Восточный портик аналогичен северному и южному:
И смотрится наиболее выигрышно, потому что при взгляде с востока оказывается скрытой зияющая пустота разрушенной трапезной
И торжествует полная симметрия:
Вот тут-то и приходит на ум самое подходящее слово для определения архитектуры Рождественского храма: “палладианство”. Вряд ли найдётся в костромской области более яркий представитель этого архитектурного веяния
Решение редуцировать традиционный для классических храмов световой барабан до невысокой подкупольной “ступени” крайне необычно и делает церковь похожей на мавзолей. Но лишь отдалённо: пятиглавие создаёт сложную игру объёмов, для мавзолеев не характерную:
Смещаемся к северу:
С этой стороны деревья растут почти вплотную к храму:
Северный фасад:
Он же, снятый из-за деревьев:
Дальше в кадр попадает колокольня:
Бросаем взгляд на сиротливое окно:
И проходим внутрь. Здесь довольно светло. Счет льётся через отверстие в центре купола;
И большое количество окон:
Снаружи храм выглядит миниатюрным, а внутри, как ни странно, кажется довольно просторным - благодаря необычно глубокой и высокой апсиде:
Архитектура интэрьера совершенно лаконична и лаконично совершенна:
Если опустить взгляд вниз, то совершенства убывает: от пола остались только унылые балки:
Выходим наружу через южную дверь. Перед нами снова Троицкий храм:
Вид наличников на его северной стене позволяет безошибочно определить стиль допетровской архитектуры:
Оглядываемся на Рождественский храм:
Вид с юго-запада - один из самых эффектных:
Осмотрим колокольню с юго-востока
И стену, к которой примыкала трапезная:
Контуры кровли просматриваются очень хорошо. Видно, что она была двускатной, а сама трапезная - по высоте значительно ниже храма.
Вряд ли такая трапезная могла визуально уравновешивать огромную апсиду. Вероятно, классическая симметрия была нарушена. К счастью, доказательств тому не осталось. Точнее, к несчастью...
Снаружи храм выглядит миниатюрным, а внутри, как ни странно, кажется довольно просторным - благодаря необычно глубокой и высокой апсиде:
Архитектура интэрьера совершенно лаконична и лаконично совершенна:
Если опустить взгляд вниз, то совершенства убывает: от пола остались только унылые балки:
Выходим наружу через южную дверь. Перед нами снова Троицкий храм:
Вид наличников на его северной стене позволяет безошибочно определить стиль допетровской архитектуры:
Оглядываемся на Рождественский храм:
Вид с юго-запада - один из самых эффектных:
Осмотрим колокольню с юго-востока
И стену, к которой примыкала трапезная:
Контуры кровли просматриваются очень хорошо. Видно, что она была двускатной, а сама трапезная - по высоте значительно ниже храма.
Вряд ли такая трапезная могла визуально уравновешивать огромную апсиду. Вероятно, классическая симметрия была нарушена. К счастью, доказательств тому не осталось. Точнее, к несчастью...
Подходим к колокольне:
В её южной стене располагался ход на верхние ярусы:
От которого мало что осталось:
В конце осмотра бросаем взгляд на северо-западный угол четверика:
Отсюда хорошо видно, что северный портик сильно повреждён и грозит рухнуть.
Бросаем прощальный взгляд на погост:
А прежде чем попрощаться с самим храмом, я решил объехать его по дороге, ведущей от села непонятно куда, чтобы сфотографировать издали. Объектив зафиксировал богатые осенние краски:
Я наснимал целую кучу снимков
Привожу здесь только некоторые
Остальные - в галерее
Съёмки 2014 года.
P.S. Вид от храма в противоположную от села сторону: