В 2012 году состоялась первая моя поездка по храмам, расположенном вокруг Галичского озера. Тогдашний маршрут я окрестил “Ржавое кольцо Галича”. И вот, когда к вечеру “кольцо” уже готовилось сомкнуться, мы въехали в село Нагатино, расположенное недалеко от озера к западу от Галича. В Нагатине некогда существовала церковь, от которой осталась только фотография, но в данном случае меня интересовала не она, а расположенная примерно в 6-ти километрах от Нагатина церковь бывшего села Олифино. По снимкам из космоса было видно, что от Нагатина туда ведёт дорога, но качество этой дороги оценить было трудно. Ну, поскольку никаких населённых пунктов в том направлении нет, то можно было догадаться, что дорога не ахти. В любом случае, углубляться в костромские леса на ночь глядя желания у меня не было. Но разузнать как и что - дело святое. А тут как раз на одном из дворов у дороги показалась молодая женщина. Мы попытались её распросить, но Галина (так её звали) оказалась не местной. Про церковь в лесу слышала, но дорогу к ней не знала. Зато знала кто знает и побежала звать на помощь. В результате нам объяснили, что на автомобиле туда не проехать, а пешком надо идти до такой-то деревни (бывшей), оттуда до другой, где живёт злая медведица, а оттуда… В общем, объяснять маршрут на словах - дело неблагодарное. Ясно было только, что задачка эта не из простых. Впрочем, мне было предложено прокатиться в Олифино на тракторе, но я решил, что лучше уж как-нибудь в другой раз. Другой раз наступил через 6 лет. Ясным весенним утром мы въехали в Нагатино и на том же дворе нас поджидала та же Галина. Она нас немедленно узнала и легко согласились проводить в Олифино пешком. Оказалось, наш прошлый визит её сильно заинтриговал и она упросила мужа отвести её к заброшенному храму. Увиденное произвело на неё сильное впечатление, отчасти потому что был туман. Ну, в то утро туман нам не светил, тем не менее погода была замечательная. Мы сначала ехали на машине, но очень недолго - дорога быстро превратилась в грязное месиво. “Мы тут недавно на тракторе ездили - два раз застревали” - прокомментировала Галина. Ногами тоже было идти не очень комфортно - искать сухие участки и скользить по грязи. Зато окрестности дороги были довольно приятными: то широкая просека, то луга с болотцами и цветущими яблонями, оставшимися, видимо, от канувших в Лету деревень:
Наконец за деревьями показалась верхушка храма:
Если не разглядели, то вот крупнее:
Проходим перелесок
И вот перед нами открывается храм:
Ну да, не совсем. Мешают деревья
Я, как обычно, не приближаюсь напрямую, а обхожу по кругу. В данном случае с севера. Впереди виднеется руина оставшегося от бывшего села дома:
Вид с северо-востока:
Храм построен в 1826 на средства поручика Василия Алексеевича Горняковского, предок которого значился владельцем Олифина (Алифина) ещё в середине 17-го века и именовался “иноземцем” (был выходцем из Польши). До революции в Олифине сохранялась усадьба Горняковских, от которой к сегодняшнему дню ничего не осталось. Вероятно, она была расположена недалеко от берега реки Костомки. Речка протекает в 150 метрах к западу от храма и на снимке с космоса выглядит как широкое протяжённое болото. Судя по всему, Костомка была запружена для нужд усадьбы. К сожалению, я до речки дойти не додумался.
Завершение крупным планом:
На редкость изящное сооружение. Кровля купола, к сожалению, начала разрушаться. Если учесть, что храм был заброшен более 80 лет назад, то удивительно как от неё вообще что-то могло уцелеть.
Периодически храм почти полностью скрывается за деревьями:
Но в следующую минуту проявляется вновь:
Верх колокольни крупным планом:
Вид с севера, из-за невысоких деревьев:
Деревья остались позади:
Наличие двух рядов окон в трапезной и апсиде (построение “кораблём”) говорит о том, что храм разделён на 2 этажа: внизу - тёплая церковь, вверху - главная, холодная. Решение типичное, но только не для сооружений классического стиля, к которому олифинский храм безусловно относится. Храмы этого типа обычно завершались традиционным пятиглавием (в качестве примера можно привести храм села Бовыкино). Храмам же классического стиля надлежало быть центрическими. Наиболее радикальные варианты не имели примыкающей трапезной и даже алтарь образовывали выделением зоны внутри основного объёма. Но, конечно, такие решения требовали затрат. Гораздо дешевле было пристроить к высокому (а значит дорогому) основному объёму низкие отдельные помещения для алтаря и трапезной. Они хоть и подрывали центричность композиции, но, в силу своей незначительной высоты, её не отменяли. Иное дело построение “кораблём”. Расположение архитектурных масс вдоль одной оси заставило архитектора применить совсем другой подход. Он не только не уменьшил значение трапезной и алтаря, а, напротив, сделал их симметрию основой композиции. В результате главные фасады скорее напоминают гражданские дворцы. И только большая луковица на ротонде (она столь же чужда классицизму, сколь обязательна для костромских церквей) говорит о том, что сооружение - культовое. Ротонда крупным планом:
Подходим ближе. Съёмки приходится вести против солнца
При построении фасада храма архитектором применён распространённый в Костромских краях приём: вместо 4-х канонически профилированных равномерно расставленных колонн - две пары колонн-”спичек”, сдвинутых к краям портика. Подобная конструкция хороша разве что для обрамления входа, а на большой поверхности фасада работает плохо. Впрочем, архитектор мастерски оживил фасад контурами пилястр и накладной доской с бриллиантовым рустом, так что вблизи вид вполне достойный:
Но если отойти подальше, то весь этот “оживляж” растворяется и пространство между колоннами (архитектор удачно сократил их длину за счёт постамента на высоту всего первого этажа) кажется "пустоватым".
Здесь начиналась лестница, ведущая в верхний, холодный храм. Увы, теперь по ней туда не попасть:
Отходим подальше на юго-запад:
Перед выходом на улицу ещё раз поднимем голову вверх и посмотрим на “колодец” колокольни:
Вид остатков сеней, предварявших вход в верхний храм:
Вид на апсиду с севера:
Пора возвращаться.
Вид с северо востока:
Чуть дальше:
Рустованный барабан крупным планом:
Я смещаюсь к востоку:
С этой стороны храм выглядит особенно эффектно. Симметрия идеальна:
Построение храма двухуровневым кораблём приводит к весьма неожиданным пропорциям. Это особенно бросается в глаза при взгляде с востока: кажется, что перед нами не храм, а некое сооружение малых форм: садовый павильон или мавзолей - вот только гипертрофированных размеров.
В который раз безвестные костромские архитекторы “заново изобретают” классицизм.
Мы расстаёмся с замечательным Олифинским храмом. Последний снимок с увеличением перед тем как нам скрыться в лесу:
На обратной дороге мы присели отдохнуть под цветущей яблоней. Она гудела как трансформатор: такого количества пчёл на одном дереве я не видал никогда. Оказывается, не только церкви, но и яблони в Костромской области особенные :)
.
Съемки 2018 года. В галерее как всегда больше и крупнее.
Маршрут, включающий Олифино, можно найти ЗДЕСЬ (он называется "Ржавое кольцо Галича").
Наконец за деревьями показалась верхушка храма:
Если не разглядели, то вот крупнее:
Проходим перелесок
И вот перед нами открывается храм:
Ну да, не совсем. Мешают деревья
Я, как обычно, не приближаюсь напрямую, а обхожу по кругу. В данном случае с севера. Впереди виднеется руина оставшегося от бывшего села дома:
Вид с северо-востока:
Храм построен в 1826 на средства поручика Василия Алексеевича Горняковского, предок которого значился владельцем Олифина (Алифина) ещё в середине 17-го века и именовался “иноземцем” (был выходцем из Польши). До революции в Олифине сохранялась усадьба Горняковских, от которой к сегодняшнему дню ничего не осталось. Вероятно, она была расположена недалеко от берега реки Костомки. Речка протекает в 150 метрах к западу от храма и на снимке с космоса выглядит как широкое протяжённое болото. Судя по всему, Костомка была запружена для нужд усадьбы. К сожалению, я до речки дойти не додумался.
Завершение крупным планом:
На редкость изящное сооружение. Кровля купола, к сожалению, начала разрушаться. Если учесть, что храм был заброшен более 80 лет назад, то удивительно как от неё вообще что-то могло уцелеть.
Периодически храм почти полностью скрывается за деревьями:
Но в следующую минуту проявляется вновь:
Верх колокольни крупным планом:
Вид с севера, из-за невысоких деревьев:
Деревья остались позади:
Наличие двух рядов окон в трапезной и апсиде (построение “кораблём”) говорит о том, что храм разделён на 2 этажа: внизу - тёплая церковь, вверху - главная, холодная. Решение типичное, но только не для сооружений классического стиля, к которому олифинский храм безусловно относится. Храмы этого типа обычно завершались традиционным пятиглавием (в качестве примера можно привести храм села Бовыкино). Храмам же классического стиля надлежало быть центрическими. Наиболее радикальные варианты не имели примыкающей трапезной и даже алтарь образовывали выделением зоны внутри основного объёма. Но, конечно, такие решения требовали затрат. Гораздо дешевле было пристроить к высокому (а значит дорогому) основному объёму низкие отдельные помещения для алтаря и трапезной. Они хоть и подрывали центричность композиции, но, в силу своей незначительной высоты, её не отменяли. Иное дело построение “кораблём”. Расположение архитектурных масс вдоль одной оси заставило архитектора применить совсем другой подход. Он не только не уменьшил значение трапезной и алтаря, а, напротив, сделал их симметрию основой композиции. В результате главные фасады скорее напоминают гражданские дворцы. И только большая луковица на ротонде (она столь же чужда классицизму, сколь обязательна для костромских церквей) говорит о том, что сооружение - культовое. Ротонда крупным планом:
Подходим ближе. Съёмки приходится вести против солнца
При построении фасада храма архитектором применён распространённый в Костромских краях приём: вместо 4-х канонически профилированных равномерно расставленных колонн - две пары колонн-”спичек”, сдвинутых к краям портика. Подобная конструкция хороша разве что для обрамления входа, а на большой поверхности фасада работает плохо. Впрочем, архитектор мастерски оживил фасад контурами пилястр и накладной доской с бриллиантовым рустом, так что вблизи вид вполне достойный:
Но если отойти подальше, то весь этот “оживляж” растворяется и пространство между колоннами (архитектор удачно сократил их длину за счёт постамента на высоту всего первого этажа) кажется "пустоватым".
Кроме того, на сохранившемся дореволюционном снимке храм выглядел довольно сухо и графично. Кто бы сомневался, что пара берёз на крыше способна легко избавить от этого недостатка :)
Смещаемся на северо-запад:
С запада к колокольне примыкает обрамлённая парными колоннами паперть:
Смещаемся на северо-запад:
С запада к колокольне примыкает обрамлённая парными колоннами паперть:
Здесь начиналась лестница, ведущая в верхний, холодный храм. Увы, теперь по ней туда не попасть:
Отходим подальше на юго-запад:
Обратите внимание: западный и южный проёмы второго ярусов колокольни заложены. Под звон, судя по всему, использовался только 3-й ярус:
Совсем издалека:
Приближаем:
Мешают деревья. Смещаемся чуть правее, но от них не избавиться:
Снимок колокольни крупным планом с юга:
Возвращаемся к храму. С юга издали его не разглядеть - опять мешают деревья:
Зато если взять чуть западнее, то появляется шанс:
Подходим ближе:
С такого расстояния даже и с юга можно поснимать:
Смещаемся восточнее:
На юго-восток можно отойти и подальше:
Причём намного:
Достаточно, заходим внутрь. Вход в нижний тёплый храм расположен в нижнем ярусе колокольни. Попадаем туда через северную арку. Южная (на фото справа) заложена :
Вот так сюрприз: Мы оказываемся в нижнем и верхнем храмах одновременно:
Подобное решение я не встречал никогда: теплый и холодный храмы отделялись друг от друга не кирпичным сводом-потолком, а всего лишь деревянным настилом. После его разрушения получилось “два в одном”. А я-то, глядя на разрушенную лестницу, думал, что верхнего храма мне увидать не приведётся. Оказывается, та лестница вела к двери, ведущей в никуда. Вон она на снимке, наверху:
Обратите внимание на то, как красиво закруглена западная стена трапезной. Впрочем, это
помещение правильнее назвать притвором - настолько оно мало:
Зато апсида, напротив, велика (и не закруглена):
Равные размеры апсиды и притвора, как уже было отмечено, имеют принципиальное значение для архитектуры храма (да здравствует симметрия!), но практичным такое решение назвать трудно.
Вид на апсиду верхнего холодного храма:
Если снаружи храм смотрится весьма внушительно, то внутри оказывается, что площадь его довольно скромна, и только высота кажется очень большой (но её раньше надо было делить на два):
Северная стена (на забываем, что посередине было межэтажное перекрытие):
Стена южная:
Потолок имеет правильную квадратную форму:
Совсем издалека:
Приближаем:
Мешают деревья. Смещаемся чуть правее, но от них не избавиться:
Снимок колокольни крупным планом с юга:
Возвращаемся к храму. С юга издали его не разглядеть - опять мешают деревья:
Зато если взять чуть западнее, то появляется шанс:
Подходим ближе:
С такого расстояния даже и с юга можно поснимать:
Смещаемся восточнее:
На юго-восток можно отойти и подальше:
Причём намного:
Достаточно, заходим внутрь. Вход в нижний тёплый храм расположен в нижнем ярусе колокольни. Попадаем туда через северную арку. Южная (на фото справа) заложена :
Вот так сюрприз: Мы оказываемся в нижнем и верхнем храмах одновременно:
Подобное решение я не встречал никогда: теплый и холодный храмы отделялись друг от друга не кирпичным сводом-потолком, а всего лишь деревянным настилом. После его разрушения получилось “два в одном”. А я-то, глядя на разрушенную лестницу, думал, что верхнего храма мне увидать не приведётся. Оказывается, та лестница вела к двери, ведущей в никуда. Вон она на снимке, наверху:
Обратите внимание на то, как красиво закруглена западная стена трапезной. Впрочем, это
помещение правильнее назвать притвором - настолько оно мало:
Зато апсида, напротив, велика (и не закруглена):
Равные размеры апсиды и притвора, как уже было отмечено, имеют принципиальное значение для архитектуры храма (да здравствует симметрия!), но практичным такое решение назвать трудно.
Вид на апсиду верхнего холодного храма:
Если снаружи храм смотрится весьма внушительно, то внутри оказывается, что площадь его довольно скромна, и только высота кажется очень большой (но её раньше надо было делить на два):
Северная стена (на забываем, что посередине было межэтажное перекрытие):
Стена южная:
Потолок имеет правильную квадратную форму:
Перед выходом на улицу ещё раз поднимем голову вверх и посмотрим на “колодец” колокольни:
Вид остатков сеней, предварявших вход в верхний храм:
Вид на апсиду с севера:
Пора возвращаться.
Вид с северо востока:
Чуть дальше:
Рустованный барабан крупным планом:
Я смещаюсь к востоку:
С этой стороны храм выглядит особенно эффектно. Симметрия идеальна:
Построение храма двухуровневым кораблём приводит к весьма неожиданным пропорциям. Это особенно бросается в глаза при взгляде с востока: кажется, что перед нами не храм, а некое сооружение малых форм: садовый павильон или мавзолей - вот только гипертрофированных размеров.
В который раз безвестные костромские архитекторы “заново изобретают” классицизм.
Мы расстаёмся с замечательным Олифинским храмом. Последний снимок с увеличением перед тем как нам скрыться в лесу:
На обратной дороге мы присели отдохнуть под цветущей яблоней. Она гудела как трансформатор: такого количества пчёл на одном дереве я не видал никогда. Оказывается, не только церкви, но и яблони в Костромской области особенные :)
.
Съемки 2018 года. В галерее как всегда больше и крупнее.
Маршрут, включающий Олифино, можно найти ЗДЕСЬ (он называется "Ржавое кольцо Галича").
Комментариев нет:
Отправить комментарий