Урочище Бовыкино/Булыкино расположено совсем недалеко (километра полтора) от дороги Антропово-Пеньки. В принципе, и пешком можно дойти. Но было уже далеко за полдень, а нам предстояло ещё добраться до Макарьева по этой самой вдрызг раздолбанной дороге (широкая чуть ли не как МКАД, но народ предпочитает ездить по обочине). Соответственно, программа-минимум включала только заезд в Трифон и Пеньки, а остальное - как получится. С Бовыкиным - не получилось. Проезжая мимо, дороги в ту сторону я не обнаружил.
Ну, не судьба, едем дальше. Когда на подъезде к деревне Котельниково показалось небольшое стадо коров, я остановился, чтобы спросить пастухов (их было двое: мужчина и женщина) про проезд к расположенным впереди Лежнёву, Боговскому и Трифону. Мне была дана исчерпывающая справка, после чего пастух спросил:
- А вы знаете, что тут рядом в лесу есть церковь? Вы её только что проехали.
- Бовыкино?
- Булыкино, ваще-та, называют, но Бовыкино, вроде, правильней.
- Но туда нет дороги.
- Как нет? Я сам туда сегодня ездил на Тойоте (вот, оказывается, на каких машинах предпочитают рассекать костромские пастухи!).
- Ну, на своей-то машине я туда не проеду.
- Проедешь запросто!...
Кончилось дело тем, что Андрей (так, оказалось, его зовут) оставил стадо на попечение своей напарницы и отправился с нами к Бовыкину в качестве штурмана. По дороге мы успели слегка пообщаться. Узнали, почему местные жители не держат кур (нас удивляло их повсеместное отсутствие): лисы воруют, почему поля не распаханы: у Андрея есть трактор, но солярка - очень дорогая. Так, слово за слово, мы поровнялись с дорогой на Бовыкино. Точнее, с тем, что Андрей считал дорогой. К счастью, дождей в этих краях не было почти месяц, и какое-то время я продвигался достаточно уверенно. Но в конце концов мы уткнулись в непросыхающее болотце, вид которого вызвал у меня острое желание немедленно развернуться и рвануть назад. Я бы так, наверное, и поступил, если бы Андрюша не настаивал: езжай вон по тому краю, и проедешь без проблем! Всё решил голос моей спутницы, наблюдавшей за ситуацией с заднего сиденья. Она велела жать на газ, и в результате мы действительно миновали болотце. Благо дальше дорога была уже намного лучше, и мы скоро достигли цели.
Храм в Бовыкине, как и многие другие костромские храмы в давно исчезнувших селениях, стоит посреди леса и едва виден за деревьями. К счастью, деревья окружают его не со всех сторон. С юга примыкает не совсем ещё заброшенное кладбище, с которого можно сделать фотографии. Правда, не слишком широким углом можно снимать только с юго-востока.
Храм построен в самом конце 18-го века в типичном для этого времени и этого места стиле. Ушастые наличники и лучковые сандрики придают фасадам барочное звучание (отметим ещё раскреповку фронтона над вторым ярусом колокольни), однако композиция сооружения лежит в русле русской архитектурной традиции. Местный акцент вносят типичные для костромской архитектуры главы с покрытием, имитирующим лемех, покоящиеся на украшенных филёнками гранёных барабанах, и колоколовидный купол колокольни. Впрочем, в целом храм отнюдь не типичен. В здешних краях крайне редко встречаются культовые постройки с зимней церковью в подклете. Соответственно, всё сооружение имеет вид двухэтажного “корабля”, отличительная черта которого - необычайно тесная интеграция колокольни и основного объёма. Они разделены маленькой “перемычкой” в два тесно поставленных окна и визуально воспринимаются как единое целое. Вот только “перемычка” настолько мала внутри, что её даже трапезной назвать трудно. Скорее это “коридор”.
Возможно, именно поэтому к храму некогда примыкала паперть. Следы ведшей на неё лестницы хорошо просматриваются на южной стене храма.
Нижний, тёплый, храм не производит особого впечатления. Впрочем, это - неизбежная плата за “два в одном”. Низкий объём помещения оставляет ощущение “задавленности”. Возможно, его когда-то компенсировало внутреннее убранство, от которого сохранились только некоторые росписи.
В основной, верхний храм из колокольни ведут две симметричные лестницы, более-менее сохранившиеся до сих пор. Впрочем, как заметно на фотографиях, прогулка по ним лёгкой вряд ли кому покажется.
Тем же, кто всё-таки рискнул переметнуться с лестничной балки-жердочки на каменную приступку притвора, гарантирована награда: верхний храм производит неизгладимое впечатление (фотографиями не передаётся). Он будто парит в пространстве, обволакивая зрителя аметистовым свечением росписей. Красочный слой много где повреждён, но кракелюры только усиливают “космический” эффект зрелища.
Главное, не всматриваться пристально в лики святых: сработаны они, мягко говоря, посредственно.
Когда храм закрыли, мне неизвестно. Скорее всего, очень давно (об этом косвенно свидетельствуют ржавчина, полуразрушенная лестница, вымершая деревня и проч.). Но, на удивление, кровля и все пять куполов до сих пор целы, а в стенах не видно ни одной серьёзной трещины. Восстановление не представляло бы особой сложности. Но - не для кого. А может и не за чем: как руина храм просто великолепен. Жаль только деревьями слишком зарос и поддаётся исключительно широкоугольной съёмке. Издали он наверняка смотрелся бы ещё лучше.
Ну, и на том спасибо. При расставании я, потрясённый увиденным, протянул Андрюше 500-рублёвую купюру. Андрюша недоверчиво на неё посмотрел и спросил: “а ты не передумаешь?”. Я, засомневавшись в правильности своих действий, попытался “ввести обременение”: “с условием, что ты купишь себе на эти деньги солярки!” Ответ был таков “Ну уж нет, я себе куплю водки!” А вы думали, почему поля в Костромской области не засеяны :)
P.S. Обнаружил примечательную историю о бовыкинском священнике: http://gazetakifa.ru/content/view/4638/