Галич я впервые посетил лет десять назад, проездом в Солигалич (как и, наверное, большинство путешественников). Город запомнился необъятными торговыми рядами и огромным озером. Несколько храмов, встретившихся по дороге, особого впечатления не произвели. И вот, этой зимой, составляя список архиметок, я снова, теперь уже “виртуально”, вернулся в Галич. С высоты птичьего полёта оказлось, что слона-то я десять лет назад и не приметил. Я проехал мимо интереснейших памятников, которыми буквально напичканы ближайшие окрестности Галича. Маршрут нового путешествия возник сам собой: объехать вокруг озера, исследуя окрестные достопримечательности. Никакой “кольцевой дороги” вокруг Галичского озера на самом деле не существует, зато есть два шоссе: Галич-Солигалич и Антропово-Буй. Они заключают озеро как бы “в ножницы”. Кончики ножниц на западе и юге замыкает дорога местного значения. Вдоль образовавшегося маршрута расположено множество памятников. Правда на самой дороге стоят единицы, большинство же требуют свернуть в сторону и проехать несколько километров по просёлкам. Вот как раз качество этих последних километров меня больше всего и волновало: у меня, к сожалению не внедорожник, и перспектива застрять посреди леса в жуткой костромской глуши меня совсем не привлекала. Даже с учётом жаркой сухой погоды предстояло делать вубор: либо терять время, лавируя между ямами, либо попытаться ограничить себя памятниками легкодоступными.
Впрочем, начало маршрута особых вопросов не вызывало: Село Михайловское расположено рядом с Галичем, и к нему ведёт асфальтовая дорога, отходящая от привогзальной гостиницы в восточном направлении.
Огромный, светлый, с остатками конструкции иконостаса и фрагментами росписей.
Впрочем, начало маршрута особых вопросов не вызывало: Село Михайловское расположено рядом с Галичем, и к нему ведёт асфальтовая дорога, отходящая от привогзальной гостиницы в восточном направлении.
Церковь в Михайловском привела меня в замешательство: на фоне белизны недавней реставрации - руинированная апсида и “триумфальная арка тракториста “ посреди южного портала. Местные жители разъяснили: деньги кончились. Типичный для Костромской области случай “дважды руины”. Странно только, что реставраторы не закрыли в церковь доступ посторонним, так что любой вандал может зайти внутрь и, к примеру, изуродовать добротно воссозданную лестницу на колокольню. Впрочем, и мы тоже воспользовались этим упущением и от души полюбовались на великолепные виды (в т.ч. на Галичское озеро), открывающиеся с колокольни:
Следующим пунктом маршрута было Денисьево. Путь туда лежал через Шокшу (прямо как ехали из Галича, затем налево). Шокша на современных картах не значится - там это безымянный жилой апендикс в востоку от центра Галича (село давно вошло в состав города). С южной окраины Шокши Денисьевская церковь хорошо просматривается, от Шокши её отделяет всего пара километров приличной грунтовки. Если церковь в Михайловским - сооружение пусть и симпатичное, но довольно стандартное, то денисьевская церковь блещет индивидуальностью.
Большие полуциркульные окна на неравностороннем восьмерике - сочетание редкое. Что касается интерьера, то его остатки впечатляют обилием света, классической простотой и лёгкостью. Плюс ко всему, расположена Денисьевская церковь так замечательно - уезжать не хотелось, но...
Дальше наш путь лежал через Шокшу напрямую к берегу озера. Оттуда - направо, пока уже перед самым поворотом на Антропово справа не показалась взбирабщаяся на холм дорога. Стоило чуть подняться по ней, как буквально в двух шагах справа открылись руины церкви экс-села Игнатово.
Нет никакого сомнения в том, что эта небольшая церковь была некогда очень интересна (“микро-портик”, закруглённый план - прослеживается аналогия с расположенным около дороги Судиславль-Макарьев храмом села Воскресенское), однако ныне состояние её настолько плачевно, что далеко не каждому захочется сворачивать ради неё с дороги.
Зато следующий объект маршрута пропустить было никак нельзя. Это Покров-Пема. Чтобы туда попасть, нужно доехать до перекрёстка с дорогой Антропово-Буй и повернуть налево в сторону Буя (к слову: маршрут моего следующего дня начинался с поворота направо и оказался не менее захватывающим). Буквально через несколько минут справа возникает указатель на дер.Тентюково (кажется). Стоит только свернуть, как справа открывается шпиль колокольни. Можно чуть проехать по грунтовке, но даже и пешком прогуляться - не проблема.
Зато следующий объект маршрута пропустить было никак нельзя. Это Покров-Пема. Чтобы туда попасть, нужно доехать до перекрёстка с дорогой Антропово-Буй и повернуть налево в сторону Буя (к слову: маршрут моего следующего дня начинался с поворота направо и оказался не менее захватывающим). Буквально через несколько минут справа возникает указатель на дер.Тентюково (кажется). Стоит только свернуть, как справа открывается шпиль колокольни. Можно чуть проехать по грунтовке, но даже и пешком прогуляться - не проблема.
Покров-Пема - первый на маршруте представитель популярного в “гали-соличских” краях типа храмов. Над вытянутым вверх двусветным четвериком, украшенным (воспринимается именно как декорация) грубоватыми портиками, помещён массивный (обычно ступенчатый) переход к мелковатому неравностороннему восьмерику (четверику со скошенными углами), украшенному трёхчастными палладианскими окнами. Скошенные углы как бы служат постаментами для крохотных боковых главок, прижимающихся к основанию небольшого купола, завершаемого постаментом с основной, чуть более крупной главой.
Такое завершение даже как-то трудно “пятиглавием” назвать - скорее оно воспринимается как особая, единая декоративная конструкция (я про себя обозвал её словом “торт”). При том что церкви с палладианским окном и пятью главами на четверике со скошенными углами встречаются не только в гали-соличине, одна есть даже в Московской области, такого качества и в таком количестве нет больше нигде. Вот и “торт” Покрова-Пемы изготовлен явно выдающимися “кондитерами”. Этот храм привёл меня в буйный вросторг, под знаком которого прошёл весь оставшийся маршрут. Покров-Пема хорош и внутри.
Огромный, светлый, с остатками конструкции иконостаса и фрагментами росписей.
Следующим пунктом маршрута было село Туровское, расположенное практически на дороге. Тамошний храм поставлен очень красиво, над озером, но сохранился не так хорошо, как Покров-Пема.
Это тоже "палладианский торт", однако переход от четверика к восьмерику наглухо закрыт криволинейной кровлей, что придаёт облику храма дополнительную “барочность” (мне почему-то это напомнило церковь в Любичах Мос.обл). Судя по всему, такой приём не был характерен для памятников группы (стиля). Он по-своему интересен, но Покров-Пема мне всё же нравится больше (может, из-за качества “торта”).
А вот дальше на моём маршруте начались проблемы. В Заозерский Авраамиев монастырь я изначально заезжать не собирался, учитывая плохую сохранность памятников и удалённость от асфальта. Но придорожные указатели настоятельно направляли меня к монастырю. В конце концов я не устоял. Грутовка довела до леса, а дальше резко вниз шла “дорога для трактора”. Точнее, даже две дороги примерно одинакового качества. Чёрт меня дёрнул рвануть вниз пешком по жаре и оводам, с тяжелой фотоаппаратурой за плечами и на пузе. Каково же было моё разочарование, когда выяснилось, что я шёл и ехал в совсем другую сторону, а надо было вскоре после съезда с асфальта свернуть налево, на “второстепенную колею”. Я ужасно разозлился на монахов (понавешали указателей там где не надо, а там где надо - забыли) и решил в монастырь не заезжать.
Далее по маршруту следовали интересные церкви в Сынкове и Вознесенском, но приличные дороги к ним не просматривались, и, учитывая потери времени на поиски монастыря, я решил оставить их за бортом. Благо следующий объект - село Унорож расположено рядом с дорогой и имеет асфальтированный подъезд.
Храм села к шедеврам не относится, однако это образец вполне достойной архитектуры. Внутри почти полностью сохранилась конструкция иконостаса (довольно скромная).
Самая сильная сторона памятника - его местоположение. Он открыт со всех сторон и находится внутри своеобразного “холма-сковородки”. Иными словами, простор для фотографа.В отличие от следующего объекта на маршруте - храма села Чмутово.
А вот дальше на моём маршруте начались проблемы. В Заозерский Авраамиев монастырь я изначально заезжать не собирался, учитывая плохую сохранность памятников и удалённость от асфальта. Но придорожные указатели настоятельно направляли меня к монастырю. В конце концов я не устоял. Грутовка довела до леса, а дальше резко вниз шла “дорога для трактора”. Точнее, даже две дороги примерно одинакового качества. Чёрт меня дёрнул рвануть вниз пешком по жаре и оводам, с тяжелой фотоаппаратурой за плечами и на пузе. Каково же было моё разочарование, когда выяснилось, что я шёл и ехал в совсем другую сторону, а надо было вскоре после съезда с асфальта свернуть налево, на “второстепенную колею”. Я ужасно разозлился на монахов (понавешали указателей там где не надо, а там где надо - забыли) и решил в монастырь не заезжать.
Далее по маршруту следовали интересные церкви в Сынкове и Вознесенском, но приличные дороги к ним не просматривались, и, учитывая потери времени на поиски монастыря, я решил оставить их за бортом. Благо следующий объект - село Унорож расположено рядом с дорогой и имеет асфальтированный подъезд.
Храм села к шедеврам не относится, однако это образец вполне достойной архитектуры. Внутри почти полностью сохранилась конструкция иконостаса (довольно скромная).
Именно Чмутово было главной интригой путешествия. Чуть ли не десять километров по дороге неизвестного качества - я очень сомневался, что доберусь. К счастью, дорога оказалась довольно приличной, скорее типа “грейдер”, чем “колея в поле” (как к монастырю). Высокая насыпь тянулась среди поблескивающих водой болот. Впрочем, пара мест всё-таки заставила меня слегка поволноваться, ну и скорость была черепашья, так что времени ушло довольно много.
К сожалению, вид на чмутовскую церковь открыт только с востока. А была уже вторая половина дня. Снимать против солнца - занятие бесперспективное. Пришлось продираться на запад - через бурелом и крапиву в человеческий рост (такой гремучей смеси я, кажется, ещё нигде не встречал). Наградой стали снимки широким углом - ну, хотя бы так...
Однако трудности обзора нисколько не отменяют того факта, что церковь в Чмутове - шедевр, ради даже одного которого из Москвы в Галич не жаль прокатиться. Совершенство пропорций, образ настолько яркий и своебычный - впору на открытках тиражировать.
Хотя этот храм и не имеет палладианского окна, легко заметить его общность с “тортами” (эту тему я рассчитываю расмотреть подробно в отдельном посте).
К сожалению, вид на чмутовскую церковь открыт только с востока. А была уже вторая половина дня. Снимать против солнца - занятие бесперспективное. Пришлось продираться на запад - через бурелом и крапиву в человеческий рост (такой гремучей смеси я, кажется, ещё нигде не встречал). Наградой стали снимки широким углом - ну, хотя бы так...
Вернувшись из Чмутова, мы продолжили движение на запад по шоссе Антропово-Буй, (на яндекс-картах она остроумно именуется “Санкт-Петербург-Екатеринбург” и удивительным образом исчезает при уменьшении масштаба - но в гугле там ваще пустыня!), затем свернули на юг на Орехово (если бы мы изменили порядок посещения Чмутова и Унорожа, то из последнего можно было бы проехать в Орехово по чуть более короткой дороге), при подъезде к которому перед нами открылся великолепный вид на долину Вексы с белеющим вдали силуэтом церкви погоста Успенье во Льгове. Но мы решили сначала проведать церковь села сИгонтино, шпиль колокольни которой виднелся справа за леском совсем рядом. К Сигонтину вела узкая, но на удивление ровная (для Костр.области) дорога - среди полей, на высокой насыпи, романтично укрытая кустами и деревьями. К сожалению, до цели она не довела: оборвалась на выходе к пойме Вексы, оставив церковь слева. Нам пришлось выйти из машины и отправиться вдоль края поймы пешком. Комфортная прогулка завершилась довольно скоро: подходы к церкви охраняла дивизия крапивы. Откровенно говоря, вид сигонтинской руины не вдохновлял на ратные подвиги.
Штурм тем не менее состоялся, мы осмотрели не слишком интересный памятник, ну а дальше была совершена вторая за день (после монастыря) ошибка: моя спутница решила схитрить и не пробираться назад опять через крапиву: она обнаружила на церковном кладбище свежепротоптанную тропу, якобы ведущую к дороге напрямую. Тропа довольно долго петляла между гнилыми досками бывших заборов (единственное, что осталось от села), постепенно растворяясь в пространстве. Так что в конце концов нам пришлось напрямую продираться сквозь долгие густые заросли высокой травы. Это нас окончательно подкосило, и моя спутница высказала недвусмысленное желание срочно возвращаться в гостиницу (во всём, конечно, оказался виноват я). Единственное, что удалось выторговать: посещение близлежащего села Воскресенское, к которому вёл поворот налево а конце Орехова.
Церковь Воскресенского утратила свою симпатичную колокольню, тем не менее даже и без неё впечатляет простотой и изысканностью архитектурных форм. В тёплом вечернем освещении она смотрелась просто замечельно. Церковь поставлена недалеко от места впадения Ноли в Вексу, и на неё открывается великолепный вид с моста через Вексу, по которому мы направились в сторону вожделенной гостиницы.
К сожалению, нам пришлось проигнорировать поворот на Успенье (“от торгового цетра направо”, согласно инструкции местных жителей). Очень жаль, тем более что Успенье - один из двух галичских "тортов", находящихся в нормальном состоянии (второй - в Богородском, расположенном недалеко от Галича, к ЮЗ) . Хотя, как мне объяснили, регулярные службы там и не ведутся (в окрестностях Галича их, кажется, не ведётся нигде), тем не менее храм отреставрирован, и наверняка интереснее, чем злополучное Сигонтино.
Последней остановкой на маршруте было село Нагатино. Там тоже когда-то была церковь, к сожалению, полностью утраченная. Но целью остановки была не она, а попытка разузнать у местных жителей о церкви села Олифино, дорога к которому, если верить картам, начинается именно из Нагатина. Но нашим картам верить нельзя, а на космических снимках в районе Олифино никаких строений не просматривается. Только дорога - но какая? По иронии судьбы, в Нагатине мне встретилась бывшая жительница подмосковья, которая об Олифине не слыхала, но любезно свела меня с бывалыми аборигенами. Они мне поведали, что церковь ещё стоит, но все населённые пункты вокруг давно вымерли, а дорога туда лежит через деревню Новая, в которой живёт медведица и растёт какая-то особо выдающаяся яблоня, привлекающая нагатинцев настолько, что даже медведица не пугает. Но меня интересовали не столко яблони, сколко возможность проезда к Олифину. Увы, ответ был отрицательным. На доп.вопрос: “может, на внедорожнике?” был получен ответ: “только на тракторе”. Самое забавное, что милая девушка из подмосковья (в Нагатине она спасает ребёнка от аллергии) при расставании мне этот самый трактор предложила! В Нагатине, оказывается, есть отличный тракторист, которого можно попросить... Меня это, конечно, улыбнуло, но по возвращении в Москву время от времени возникает желание вернуться, чтобы нанять тракториста и посмотреть на медведицу под яблоней...
После Нагатино мы замкнули кольцо в Галиче, но, в принципе, при наличии времени можно было бы ещё посетить Реброво, свернув на подъезде к Галичу, в Челсме, на юго-восток. Церковь в Реброве хоть и не шедевр, но очарования не лишена...
Итого: за день мне удалость посетить 9 “звеньев кольца”, проигнорировав 5. В принципе, Игнатово с Сигонтиным я бы задним умом с удовольствием поменял на Успенье с Ребровым. Ну, а те, кто не тратит, как я, по часу на каждую фотосессию, могут попытаться посетить ещё что-то из пропущенного мной (лично я отдал бы предпочтение Вознесенскому). В любом случае, путешественника на этом маршруте ждёт масса интересного, и не только в плане архитектуры.
Более крупные фото можно посмотреть по ссылке.
Более крупные фото можно посмотреть по ссылке.
P.S. Этот пост был практически готов ещё месяца три назад, но я решил, что публиковать его лучше будет вместе с небольшим эссэ про тип галичских храмов, который я про себя обозвал тогда словом “торт”. Однако “небольшое эссэ” стало расти как снежный ком, и в результате вылилось в многочастное, говоря чеховскими языком, вроде как бы исследование:
Галичский "ампир". Часть 1. Предыстория
Галичский "ампир". Часть 2. Начало
Галичский "ампир". Часть 3. Продолжение и закат
Галичский "ампир". Часть 4. Сводная таблица
Галичский "ампир". Часть 5. Что это было?
Галичский "ампир". Часть 2. Начало
Галичский "ампир". Часть 3. Продолжение и закат
Галичский "ампир". Часть 4. Сводная таблица
Галичский "ампир". Часть 5. Что это было?