вторник, 11 декабря 2012 г.

Золотое Ржавое кольцо Галича

Галич я впервые посетил лет десять назад, проездом в Солигалич (как и, наверное, большинство путешественников). Город запомнился необъятными торговыми рядами и огромным озером. Несколько храмов, встретившихся по дороге, особого впечатления не произвели. И вот, этой зимой, составляя список архиметок, я снова, теперь уже “виртуально”, вернулся в Галич. С высоты птичьего полёта оказлось, что слона-то я десять лет назад и не приметил. Я проехал мимо интереснейших памятников, которыми   буквально напичканы ближайшие окрестности Галича. Маршрут нового путешествия возник сам собой: объехать вокруг озера, исследуя окрестные достопримечательности. Никакой  “кольцевой дороги” вокруг Галичского озера на самом деле не существует, зато есть два шоссе: Галич-Солигалич и Антропово-Буй. Они заключают озеро как бы “в ножницы”. Кончики ножниц на западе и юге замыкает дорога местного значения. Вдоль образовавшегося маршрута расположено множество памятников. Правда на самой дороге стоят единицы, большинство же требуют свернуть в сторону и проехать несколько километров по просёлкам. Вот как раз качество этих последних километров меня больше всего и волновало: у меня, к сожалению не внедорожник, и перспектива застрять посреди леса в жуткой костромской глуши меня совсем не привлекала. Даже с учётом жаркой сухой погоды предстояло делать вубор: либо терять время, лавируя между ямами, либо попытаться ограничить себя памятниками легкодоступными.
Впрочем, начало маршрута особых вопросов не вызывало: Село Михайловское расположено рядом с Галичем, и к нему ведёт асфальтовая дорога, отходящая от привогзальной гостиницы в восточном направлении.



Церковь в Михайловском привела меня в замешательство: на фоне белизны недавней реставрации - руинированная апсида и “триумфальная арка тракториста “ посреди южного портала. Местные жители разъяснили: деньги кончились. Типичный для Костромской области случай “дважды руины”. Странно только, что реставраторы не закрыли в церковь доступ посторонним, так что любой вандал может зайти внутрь и, к примеру, изуродовать добротно воссозданную лестницу на колокольню. Впрочем, и мы тоже воспользовались этим упущением и от души полюбовались на великолепные виды (в т.ч. на Галичское озеро), открывающиеся с колокольни:



Следующим пунктом маршрута было Денисьево. Путь туда лежал через Шокшу (прямо как ехали из Галича, затем налево). Шокша на современных картах не значится -  там это безымянный жилой апендикс в востоку от центра Галича (село давно вошло в состав города). С южной окраины Шокши Денисьевская церковь хорошо просматривается, от Шокши её отделяет  всего пара километров приличной грунтовки. Если церковь в Михайловским - сооружение пусть и симпатичное, но довольно стандартное, то денисьевская церковь блещет индивидуальностью.



Большие полуциркульные окна на неравностороннем восьмерике - сочетание редкое.  Что касается интерьера, то его остатки впечатляют обилием света, классической простотой и лёгкостью.  Плюс ко всему, расположена Денисьевская церковь так замечательно - уезжать не хотелось, но...

Дальше наш путь лежал через Шокшу напрямую к берегу озера. Оттуда - направо, пока уже перед самым поворотом на Антропово справа не показалась взбирабщаяся на холм дорога. Стоило чуть подняться по ней, как буквально в двух шагах справа открылись руины церкви экс-села Игнатово.


Нет никакого сомнения в том, что эта небольшая  церковь была некогда очень интересна (“микро-портик”, закруглённый план - прослеживается аналогия с расположенным около дороги Судиславль-Макарьев храмом села Воскресенское), однако ныне состояние её настолько плачевно, что далеко не каждому захочется сворачивать ради неё с дороги.  
Зато следующий объект маршрута пропустить было никак нельзя.  Это Покров-Пема. Чтобы туда попасть, нужно доехать до перекрёстка с дорогой Антропово-Буй и повернуть налево в сторону Буя (к слову: маршрут моего следующего дня начинался с поворота направо и оказался не менее захватывающим). Буквально через несколько минут справа возникает указатель на дер.Тентюково (кажется). Стоит только свернуть, как справа открывается шпиль колокольни. Можно чуть проехать по грунтовке, но даже и пешком прогуляться - не проблема.


Покров-Пема  - первый на маршруте представитель популярного в “гали-соличских” краях типа храмов. Над вытянутым вверх двусветным четвериком, украшенным (воспринимается именно как декорация) грубоватыми портиками, помещён массивный (обычно ступенчатый) переход к мелковатому неравностороннему восьмерику (четверику со скошенными углами), украшенному трёхчастными палладианскими окнами. Скошенные углы как бы служат постаментами для крохотных боковых  главок, прижимающихся к основанию небольшого купола, завершаемого постаментом  с основной, чуть более крупной главой.




Такое завершение даже как-то трудно “пятиглавием” назвать - скорее оно воспринимается как особая, единая декоративная конструкция (я про себя обозвал её словом “торт”). При том что церкви с палладианским окном и пятью главами на четверике со скошенными углами встречаются не только в гали-соличине, одна есть даже в Московской области, такого качества и в таком количестве нет больше нигде. Вот и “торт” Покрова-Пемы изготовлен явно выдающимися “кондитерами”. Этот храм привёл меня в буйный вросторг, под знаком которого прошёл весь оставшийся маршрут. Покров-Пема хорош и внутри.


Огромный, светлый, с остатками конструкции иконостаса и фрагментами росписей.

Следующим пунктом маршрута было село Туровское, расположенное практически на дороге. Тамошний храм поставлен очень красиво, над озером, но сохранился не так хорошо, как Покров-Пема.


Это тоже "палладианский торт", однако переход от четверика к восьмерику наглухо закрыт криволинейной кровлей, что придаёт облику храма дополнительную “барочность” (мне почему-то это напомнило церковь в Любичах Мос.обл). Судя по всему, такой приём не был характерен для памятников группы (стиля). Он по-своему интересен, но Покров-Пема мне всё же нравится больше (может, из-за качества “торта”).

А вот дальше на моём маршруте начались проблемы. В Заозерский Авраамиев монастырь я изначально заезжать не собирался, учитывая плохую сохранность памятников и удалённость от асфальта. Но придорожные указатели настоятельно направляли  меня к монастырю. В конце концов я не устоял. Грутовка довела до леса, а дальше резко вниз шла “дорога для трактора”. Точнее, даже две дороги примерно одинакового качества. Чёрт меня дёрнул рвануть вниз пешком по жаре и оводам, с тяжелой фотоаппаратурой за плечами и на пузе. Каково же было моё разочарование, когда выяснилось, что я шёл и ехал в совсем другую сторону, а надо было вскоре после съезда с асфальта свернуть налево, на “второстепенную колею”.  Я ужасно разозлился на монахов (понавешали указателей там где не надо, а там где надо - забыли) и решил в монастырь не заезжать.
Далее по маршруту следовали интересные церкви в Сынкове и Вознесенском, но приличные дороги к ним не просматривались, и, учитывая потери времени на поиски монастыря, я решил оставить их за бортом. Благо следующий объект - село Унорож расположено рядом с дорогой и имеет асфальтированный подъезд.



Храм села к шедеврам не относится, однако это образец вполне достойной архитектуры. Внутри почти полностью сохранилась конструкция иконостаса (довольно скромная).



Самая сильная сторона памятника - его местоположение. Он открыт со всех сторон и находится внутри своеобразного “холма-сковородки”. Иными словами, простор для фотографа.В отличие от следующего объекта на маршруте - храма села Чмутово.

Именно Чмутово было главной интригой путешествия. Чуть ли не десять километров по дороге  неизвестного качества -  я очень сомневался, что доберусь. К счастью, дорога оказалась довольно приличной, скорее типа “грейдер”,  чем “колея в поле” (как к монастырю). Высокая насыпь тянулась среди поблескивающих водой болот.  Впрочем, пара мест всё-таки заставила меня слегка поволноваться, ну и скорость была черепашья, так что времени ушло довольно много.
К сожалению, вид на чмутовскую церковь открыт только с востока. А была уже вторая половина дня. Снимать против солнца - занятие бесперспективное. Пришлось продираться на запад - через бурелом и крапиву в человеческий рост (такой гремучей смеси я, кажется, ещё нигде не встречал). Наградой стали снимки широким углом - ну, хотя бы так...



Однако трудности обзора нисколько не отменяют того факта, что церковь в Чмутове - шедевр, ради даже одного которого из Москвы в Галич не жаль прокатиться. Совершенство пропорций, образ настолько яркий и своебычный - впору на открытках тиражировать.



Хотя этот храм и не имеет палладианского окна, легко заметить его общность с “тортами” (эту тему я рассчитываю расмотреть подробно в отдельном посте).

Вернувшись из  Чмутова, мы продолжили движение на запад  по шоссе Антропово-Буй, (на яндекс-картах она остроумно именуется “Санкт-Петербург-Екатеринбург” и удивительным образом  исчезает при уменьшении масштаба - но в гугле там ваще пустыня!), затем свернули на юг на Орехово (если бы мы изменили порядок посещения Чмутова и Унорожа, то из последнего можно было бы проехать в Орехово по чуть более короткой дороге), при подъезде к которому перед нами открылся великолепный вид на долину Вексы с белеющим вдали силуэтом церкви погоста Успенье во Льгове. Но мы решили сначала проведать церковь села сИгонтино, шпиль колокольни которой виднелся справа за леском совсем рядом. К Сигонтину вела узкая, но на удивление ровная (для Костр.области) дорога - среди полей, на высокой насыпи, романтично укрытая кустами и деревьями. К сожалению, до цели она не довела: оборвалась на выходе к пойме Вексы, оставив церковь слева. Нам пришлось выйти из машины и отправиться вдоль края поймы пешком. Комфортная прогулка завершилась довольно скоро: подходы к церкви охраняла дивизия крапивы. Откровенно говоря, вид сигонтинской руины не вдохновлял на ратные подвиги.



Штурм тем не менее состоялся, мы осмотрели не слишком интересный памятник, ну а дальше была совершена вторая за день (после монастыря) ошибка: моя спутница решила схитрить и не пробираться назад опять через крапиву: она обнаружила на церковном кладбище свежепротоптанную тропу, якобы ведущую к дороге напрямую. Тропа довольно долго петляла между гнилыми досками бывших заборов (единственное, что осталось от села), постепенно растворяясь в пространстве. Так что в конце концов нам пришлось напрямую продираться сквозь долгие густые заросли высокой травы. Это нас окончательно подкосило, и моя спутница высказала недвусмысленное желание срочно возвращаться в гостиницу (во всём, конечно, оказался виноват я). Единственное, что удалось выторговать: посещение близлежащего села Воскресенское, к которому вёл поворот налево а конце Орехова.


Церковь Воскресенского утратила свою симпатичную колокольню, тем не менее даже и  без неё впечатляет простотой и изысканностью архитектурных форм. В тёплом вечернем освещении она смотрелась просто замечельно. Церковь поставлена недалеко от места впадения Ноли в Вексу, и на неё открывается великолепный вид с моста через Вексу, по которому мы направились в сторону вожделенной гостиницы.



К сожалению, нам пришлось проигнорировать поворот на Успенье  (“от торгового цетра направо”, согласно инструкции местных жителей). Очень жаль, тем более что Успенье - один из двух галичских "тортов", находящихся в нормальном состоянии (второй - в Богородском, расположенном недалеко от Галича, к ЮЗ) . Хотя, как мне объяснили, регулярные службы там и не ведутся (в окрестностях Галича их, кажется, не ведётся нигде), тем не менее храм отреставрирован, и наверняка интереснее, чем злополучное Сигонтино.

Последней остановкой на маршруте было село Нагатино. Там тоже когда-то была церковь, к сожалению, полностью утраченная. Но целью остановки была не она, а попытка разузнать у местных жителей о церкви села Олифино, дорога к которому, если верить картам, начинается именно из Нагатина. Но нашим картам верить нельзя, а на космических снимках в районе Олифино никаких строений не просматривается. Только дорога - но какая? По иронии судьбы, в Нагатине мне встретилась бывшая жительница подмосковья, которая об Олифине не слыхала, но любезно свела меня с бывалыми аборигенами. Они мне поведали, что церковь ещё стоит, но все населённые пункты вокруг давно вымерли, а дорога туда лежит через деревню Новая, в которой живёт медведица и растёт какая-то особо выдающаяся яблоня, привлекающая нагатинцев настолько, что даже медведица не пугает. Но меня интересовали не столко яблони, сколко возможность проезда к Олифину. Увы, ответ был отрицательным. На доп.вопрос: “может, на внедорожнике?” был получен ответ: “только на тракторе”. Самое забавное, что милая девушка из подмосковья (в Нагатине она спасает ребёнка от аллергии) при расставании мне этот самый трактор предложила! В Нагатине, оказывается, есть отличный тракторист, которого можно попросить... Меня это, конечно, улыбнуло, но по возвращении в Москву время от времени возникает желание вернуться, чтобы  нанять тракториста и посмотреть на медведицу под яблоней...

После Нагатино мы замкнули кольцо в Галиче, но, в принципе, при наличии времени можно было бы ещё посетить Реброво, свернув на подъезде к Галичу, в Челсме, на юго-восток. Церковь в Реброве хоть и не шедевр, но очарования не лишена...

Итого: за день мне удалость посетить 9 “звеньев кольца”, проигнорировав 5. В принципе, Игнатово с Сигонтиным я бы задним умом с удовольствием поменял на Успенье с Ребровым. Ну, а те, кто не тратит, как я, по часу на каждую фотосессию, могут попытаться посетить ещё что-то из пропущенного мной (лично я отдал бы предпочтение Вознесенскому). В любом случае, путешественника на этом маршруте ждёт масса интересного, и не только в плане архитектуры.

Более крупные фото можно посмотреть по ссылке.

P.S. Этот пост был практически готов ещё месяца три назад, но я решил, что публиковать его лучше будет вместе с небольшим эссэ про тип галичских храмов, который я про себя обозвал тогда словом “торт”. Однако “небольшое эссэ” стало расти как снежный ком, и в результате вылилось в многочастное, говоря чеховскими языком, вроде как бы исследование: