На сей раз я публикую (впервые) фотографии, снятые при помощи сотового телефона (Samsung Galaxy Note). Это не потому что он затмил собой мой старый Canon. Ему до Кэнона далеко. Просто я на сей раз стал жертвой самонадеянности. В моих “архиметках” дачи Шаляпина не значилось. Когда мне предложено было её посетить (в ходе поездки под Кинешму), я чуток погуглил и… Не помню, что мне попалось на глаза, но сложилось впечатление, что там смотреть не на что. Поэтому когда мы (я поехал под Кинешму с моим бывшим однокурсником Андреем, который сам из этих мест и в детстве отдыхал на этой самой даче) вышли из машины недалеко от Плёса, я даже не стал брать с собой фототехнику. Типа: если окажется что там что-то интересное, вернусь за рюкзаком. Это была вторая ошибка. Впрочем, начало вроде бы подтверждало мой скепсис. На дороге встретилась уродливая руина, относительно которой я пошутил: “уж не это ли - Дача?”:
Впрочем, довольно скоро глазу открылся гораздо более привлекательный объект:
А чуть правее ещё и другой объект:
Они уже безусловно представляли интерес. Но возвращаться за фото-рюкзаком было далековато, и я решил попробовать обойтись телефоном.
Увы его недостатки обнаружились почти сразу. Протяжённый объект отказывался полностью влезать в кадр. Пришлось снимать по частям отдельно правую часть:
И отдельно - левую:
И то - из-за деревьев и кустов. А если после кустов, то влезает ещё меньше:
Кто бы мог подумать, что Шаляпин предпочитал столь игривую архитектуру:
Но не стоит обольщаться. Шаляпин ничего такого скорее всего и не предпочитал. Дача для него замышлялась совсем другая, в реальности была построена третья. А потом и та была до неузнаваемости перестроена в это вот чудо. Но ни на одну из этих дач нога Шаляпина не ступала ни разу. Просто гостил Федор Иванович у друзей в расположенной по соседству усадьбе и пришла ему в голову блажь - свить себе гнездо в этих краях. Вот только гнёзд у певца и без того хватало, так что до своей новой резиденции он так ни разу и не добрался. При советской власти дачу приспособили под санаторий, а при суверенной демократии рядом решили построить отэль, и на даче (вроде бы) обитали строители. Потом грянул кризис, и всё пришло в упадок. Конец истории.
А пока рассмотрим табличку над центральным входом. Она гласит: “Дача Шаляпина. Корпус №”. Сам номер не читается:
Вход предваряет протяжённая веранда:
Заходим внутрь:
Там - пусто. Отделка явно не помнит Шаляпина:
Движемся в сторону левого крыла. По пути - комнаты со сломанной позднесоветской мебелью:
Чуть дальше - светлое просторное помещение. В былые времена (но не при Шаляпине, конечно) такое называлось “Актовый зал”. Правда, для этих целей он маловат, но бОльших помещений дача в себе не заключает.
Повсюду - Шаляпин:
Продолжаем исследовать левое крыло. Комната с красными обоями:
Обшивка потолка разворочена:
Искали шаляпинские бриллианты?
Из левого крыла есть отдельный выход в сад:
Поднимаемся наверх в мезонин. Лестница выводит в небольшой “предбанник”, который после слома парапета выглядит довольно неприглядно:
За дверью справа - непонятного назначения каморка:
Это ничтожное по площади помещение расположено в отдельной пристройке к основному срубу, со своей двускатной кровлей, окошком с наличником и деревянными украшениями. Такое расточительство трудно объяснить. Возможно, пристройка осталась от шаляпинских времён. Может быть, лестница на второй этаж располагалась здесь?
На втором этаже всего одна комната. Можно сказать, сердце дачи:
С выходом на балкон:
С балкона когда-то, вероятно, открывался захватывающий вид на Волгу. Сейчас всё внизу слишком заросло:
Зато открывается вид на правую:
и левую башню дачи:
Аналогичные башни сохранились на здании санатория в Плёсе (это, пожалуй, самое колоритное здание города, пребывающее в столь же плачевном состоянии, что и дача Шаляпина). Наивная дачная эклектика дореволюционного разлива, корни которой тянутся, вероятно, к архитектуре французской провинции XIX века.
В начале 20-х годов прошлого века в российской глубинке ещё можно было такое строить.
Углы мезонина со стороны Волги скошены. Достоверно известно, что так было с самого начала (до перестройки):
Поворачиваемся назад, в сторону входа на балкон:
И возвращаемся к лестнице:
Но прежде чем спуститься вниз, заглянем на балкон, расположенный с противоположной стороны дачи:
Он не совсем такой как тот, что смотрит на Волгу: стена без скошенных углов и нет промежуточных столбов по бокам:
Теперь можно спуститься вниз и заняться осмотром правого крыла дачи:
В выступе фасада расположена особенно симпатичная, залитая ярким светом комната:
Далее следует коридор:
В его конце слева расположен туалет:
Он занимает первый этаж правой башни. Обилие света несколько непривычно для помещения подобного назначения:
А справа расположен сдвоенный блок:
В торцевой комнате когда-то жил Андрей:
В конце коридора расположена лестница. Отломанные балясины приставлены сбоку:
Но выше перила сохранились:
Дверь на верхней лестничной площадке ведёт на второй этаж правой башни:
Здесь сплошные окна и очень много света:
Оборачиваемся назад, в строну двери:
Стоп! А где расположен вход в расположенный на 3-м этаже башни фонарь с полуциркульными окнами? Лестница обрывается на 2-м этаже. Неужто это помещение имело чисто декоративное назначение и в него никогда не было доступа? Вот где, наверное, запрятаны шаляпинские бриллианты!
Поиском бриллиантов мы займёмся в следующий раз. Спускаемся на первый этаж и идём назад по коридору:
Кое-где сохранились старые ручки. Не времён Шаляпина, но всё равно уже антиквариат:
Выходим на пленэр
и движемся вправо (на восток):
Вид на дачу с юго-востока:
А вот и другой корпус:
Взгляд назад, на дачу:
Второй деревянный корпус был построен в том же стиле и видимо в то же время, но архитектура его намного проще
Табличка над входом гласит: “Корпус № 4”. Чуть левее табличка “Медпункт”:
Внутрь я заходить не стал - уже просто времени не оставалось. Решил ограничиться обходом снаружи.
Вид с востока:
Расположенный со стороны Волги фасад обрамляют два ризалита:
Между которыми расположена двухъярусная лоджия:
Окна ризалита:
Лестница в лоджии:
Угол лоджии:
Вид на дачу от 4-го корпуса:
Лоджия с другой стороны:
Вид на корпус с северо-запада:
С той же точки хорошо просматривается выступ балкона и несколько хуже - восточный фасад дачи:
Западный фасад 4-го корпуса:
Возвращаемся к даче. Восточный фасад:
Башня с востока:
Та же башня с угла:
Вид дачи с северо-востока:
Вид на восточную башню со стороны Волги:
Северный фасад заслонён частоколом деревьев:
Всё же попытаемся рассмотреть балкон:
Вид на западную башню:
Терраса, примыкающая к даче со стороны Волги, утратив ограждение, смотрится неприглядно:
Вид на скошенный угол мезонина снизу:
Западная башня:
Вид на дачу с северо-запада:
Постфактум я сообразил, что внутрь западной башни мы-то ведь не попали! Должно быть, она отделена от основного дома, и вход на неё - через закрытую белую дверь, что справа:
За деревьями видны корпуса послевоенной постройки:
Вид дачи с юго-запада:
В стороне виднеется деревянное строение с двумя фронтонами, но исследовать его ноги не дошли:
Вид на западную башню с юга:
А на этом снимке хорошо виден странный выступ второго этажа:
0
Отходим чуть дальше к югу:
Замыкаем круг обхода:
и возвращаемся назад мимо очередного заброшенного строения:
Прощальный взгляд назад:
Замечаю на снегу тетрадь: “Журнал контроля санитарного состояния лагеря”:
Её нашел Андрей и обронил по дороге: спешил в машину греть промокшие ноги.
На этом всё. Съёмки 2020-го года. Информацию о даче можно почерпнуть в википедии
В галерее как всегда снимков больше и они крупнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий