воскресенье, 4 октября 2020 г.

Ромэр (Ромер). "Моя ночь у Мод"

 Я что-то всерьёз взялся за Ромэра. На сей раз под руку попалась “Моя ночь у Мод” - первый большой успех режиссёра. И выяснилось, что  я явно не с того начинал. В “Мод”, похоже, были заложены все основные мотивы последующих “песен” режиссёра, причём в концентрированном виде. Прежде всего - идея “ожидания принца” (в данном случае - принцессы). Но если “Сказки” эту идею иллюстрируют, то “Мод” - аргументирует. Да ещё и тему религии притягивает. Иными словами всё намного круче и интереснее.

С точки зрения архитектуры фильм скроен крайне необычно и чрезвычайно изобретательно. Большую часть фильма составляют разговоры. Ромэр умел удерживать внимание зрителя посреди разгула “логореи”, но в “Мод” ему ещё и удаётся эффектный приём, свойственный скорее детективам: зрителю в финале неожиданно открывается то, что было скрыто от него  в начале. Причём это открытие  режиссер не выкладывает на блюдечке, а заставляет  догадываться.


В “идейном” центре фильма - столкновение прагматичной атэистки Мод и  романтичного католика Жана-Луи. Их беседы непросты для восприятия: мысли высказываются туманно то ли потому что герои сами продвигаются наощупь, то ли потому что не хотят раскрывать карты. Но сама эта туманность создаёт некое эмоциональное напряжение, интригу,  которая держит фильм наплаву. А если учесть, что оба героя - молоды, красивы, и при этом находятся тэт-а-тэт в спальне, то интрига способна удержать внимание даже тех, у кого нет интереса разбираться в словесных баталиях. 

Ну, я всё же попытался разобраться, и мне для этого, честно говоря, пришлось прокрутить фильм назад. 

Конкретно - ту сцену, где Жанлуи рассказывает о своих прошлых связях с девушками. “Вы их бросали или они вас?” - интересуется Мод. “Всё происходило само собой”- отвечает Жанлуи. И добавляет: “Но лучше бы этого вообще не было”... 

Довольно туманное объяснение, но от Мод не так просто отделаться. "Почему бы вам не сосредоточится на платонической стороне ваших отношений?" - задаёт она провокационный вопрос. Тем самым давая понять: она не сомневается, что причина расставания Жанлуи с девушками - сексуальная неудовлетворенность. И Жанлуи не пытается это отрицать, он только настаивает на единстве платонического и чувственного. Вполне разумная позиция, вот только для правоверного христианина она не очень подходит. Христианство признаёт только платоническое, чувственное рассматривается как грех. Вопрос Мод как раз на это намекает: какой же ты правоверный христианин, если бегаешь по девкам? Но Жанлуи находит простой выход: "Я не святой" - признаёт он. Тем самым подтверждая справедливость слов, сказанных Мод в начале: такие как Жанлуи мешают воспринимать религию серьёзно.

 Жанлуи капитулирует, но делает это вовремя и красиво, так что выходит сухим из воды. Мод поймала его на том, что его мировоззрение противоречиво? Но это ЕГО мировоззрение, и он волен иметь его каким хочет. Он волен считать себя христианином, регулярно посещать церковь, но при этом молиться своему богу, оставляя скрупулёзное следование канону на долю "святых".

Ромэр фиксирует здесь чрезвычайно распространенное явление, которое можно было  бы назвать "верой без правил" - когда содержание религиозной доктрины утрачивает всякое значение и вера сводится к поклонению божеству, возвращаясь, по сути, к языческим корням. Возвращаясь, но не сводясь. Легко заметить, что Жанлуи не просто поклоняется каменному истукану, а обожествляет собственные представления о жизни, о любви, о морали. Не вера наделяет его доктриной, а он наделяет доктриной веру. Соответственно, это не "вера без правил", а скорее "вера по своим правилам". Но правила бывают и у атэистов. Наверное поэтому "на поверхности" не обнаруживается особой разницы между Мод, занятой поисками мужчины своей мечты, и Жанлуи в поисках своей единственной девушки. И всё же, судя по всему, Ромэру гораздо больше импонирует вариант Жанлуи. Не потому ли режиссёр награждает его хэппиэндом: идеальная семья в составе Жанлуи, прекрасной блондинки и маленького ребёнка встречает на пути терпящую очередную личную катастрофу Мод. Что ж, очень может быть: "вера по своим правилам" приносит удачу. Вот только тема блондинки, как говорится, не раскрыта. При том что в фильме присутствует и ночь у блондинки, но фильм-то все же называется "Ночь у Мод". С хэппиэндом или без, Мод всё равно оказывается вне конкуренции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий