В Вологодскую область меня заносит нечасто: далековато от Москвы. Ну, Великий Устюг вынесем за скобки: мы и в нём неоднократно бывали, и вокруг порядком исколесили, а вот центральная и западная часть вологодчины осталась почти неохваченной. Помимо удалённости есть ещё одна причина: множество храмов находится в удручающем состоянии, и концентрация интересных памятников намного ниже чем в соседних (и более близких к Москве) Ярославской и Костромской областях.
Вот и Мининскую я посетил только потому, что она находится не так далеко от дороги, по которой я в 2015 году следовал в Архангельскую область. Правда, и не близко - 20 км, но по вологодским меркам это мелочь.
Прежде чем писать этот репортаж, я решил, как обычно, почерпнуть информацию о храме через ссылки, приведённые в архиметках. Я нашёл архиметку Мининской, ткнул в неё мышью и обнаружил… только адрес фотографии с сайта panoramio, убитого Гуглом много лет назад. Вот, думаю, древность! Дело в том, что когда я начинал создавать архиметки, в интэрнете информации о храмах и усадьбах было мало, и я как раз исследовал панорамио в надежде что кто-то выложит туда фото старой архитектуры. Но позднее сайты по православным храмам соборы-ру и тэмплс-ру сильно наполнились, и необходимость штудировать карты отпала. Каково же было моё удивление, когда ни на соборах, ни на тэмплах храма в Мининской я не обнаружил. Более того, я нигде не обнаружил ни одной фотографии. Получается, этот мой репортаж можно назвать гламурным словом “эксклюзивный”. Жаль, что с погодой не повезло. День был довольно пасмурным и фотографии получились мрачноватыми.
Итак, приступим. Вид на храм открывается ещё при подъезде к деревне:
Расположен он не в самой деревне, а на некотором отдалении:
От колокольни почти ничего не осталось:
Зато сам сохранил все 5 глав. Это действительно удача, потому что они - деревянные. Вообще, весь верх храма - деревянный, в то время как низ - каменный. Что очень необычно. В вологодской области встречаются каменные храмы с деревянным пятиглавием. В качестве примере можно привести храм села Никольского (https://sobory.ru/article/?object=06968), расположенного недалеко от северной оконечности Кубенского озера. Но у Мининского храма даже верх четверика выполнен из дерева:
Я проехал всю деревню и так и не нашёл дороги к храму, пришлось возвращаться назад и искать проход между домами. А дома в Мининской достойны отдельного репортажа:
Настоящие северные избы
Вот этот дом тоже огромный, хоть и не такой красивый:
Мимо него я и направился к храму:
Это я его уже прошёл и оглянулся назад:
Крупным планом:
Всё же какая-то колея к храму ведёт, можно было бы, наверное, и на машине проехать:
К востоку (справа) от храма видна крыша - это руина коровника:
Вот мы уже близко:
Видно, что юго-восточная глава имеет наклон - что типично для деревянных конструкций, за которыми десятилетиями нет ухода:
Верх храма свидетельствует о том, что это как бы классицизм:
Но сказать, что храм в целом производит впечатление классического, нельзя. Хотя бы потому, что влияние ордера в данном случае минимально. Гранёные барабаны и полусферические купола яркой стилистической окраски не несут, а крупные луковичные главки отсылают аж к допетровской архитектуре, так что выглядит это всё довольно эклектично.
Но понять источник такого решения несложно. Типичный храм классицизма (каковой могли видеть тогдашние провинциалы в столичных городах) представлял собой ротонду на четверике. Решение, во-первых, технически сложное и дорогое, а во-вторых - лишённое любимого в русской провинции пятиглавия. То есть пятиглавые храмы и при классицизме строились, но это обычно были уж совсем грандиозные сооружения. На небольших и даже средних по размеру классических храмах пятиглавия приводили к визуальной перегруженности и ощущению стеснённости. В российской провинции эту проблему пытались решать по-разному. В Тотьме строили очень высокие храмы и разводили главы по высоте, в окрестностях Галича придумали неравносторонние восьмерики с декоративными периферическими главками (“чухлоссицизм”). В Мининской поступили проще: соорудили поверх каменного четверика деревянную обманку, далеко разведя угловые главки и центральный купол - без угрозы того, что этот самый купол рухнет под собственным весом (иначе почти всё пространство внутри четверика пришлось бы занять дополнительными опорами). Что ж, не так уж и плохо получилось.
Смещаемся к югу:
Южный фасад храма несёт черты классицизма
Но всё очень бюджетно
И на архитектурные изыски не претендует:
Центральное окно обрамлено колоннами, над которыми возвышается что-то вроде аттика. Над аттиком устроен фальш-фронтон: он просто обозначен косыми рядами кладки, не выходящими за плоскость стены. То, что пилястры на углах четверика доходят только до горизонтальной тяги, позволяет предположить: первоначально храм был намного ниже, а всё что выше тяги (в том числе фальш-фронтон) устроено при поздней надстройке. О времени сооружения храма мне ничего не известно. Но скорее всего это начало XIX века. Смещаемся на юно-восток:
Просторная прямоугольная апсида - тоже в духе классицизма:
Вид с востока:
Пытаюсь отойти подальше:
К востоку и северу от храма видны могильные ограды, но их так мало, что кладбищем это назвать трудно:
Вид с северо-востока:
На барабане северо-восточной главы хорошо видны остатки нарисованных окон:
Очевидно, в лучшие времена и барабаны, и купола храма были окрашены, так что по крайней мере издали его было трудно отличить от каменного с настоящими окнами на барабанах. Сейчас он смотрится совсем по-другому, хотя и в нынешнем тёмно-сером обличье есть своя прелесть.
Через дверь в северной стене пройдём внутрь:
Вид от входа на западную стену с проходом в разрушенную трапезную:
Восточная стена сохранила остатки конструкции иконостаса:
Свод - коробовый. Такие более характерны для трапезных и нижних тёплых храмов, над которыми располагаются холодные. Удивляет то, что основание свода расположено очень низко, а высота - намного ниже высоты четверика, примерно до уровня расположенной на наружных стенах горизонтальной тяги. Это также свидетельствует в пользу поздней надстройки стен.
Южная стена расчленена тремя окнами:
А на северной - 2 окна и дверь:
В распалубках над окнами изображены херувимы. Этот - над центральным окном южной стены:
А это - потолок над дверью в северной стене:
Остатки росписи западной стены:
Вид из юго-западного угла храма:
Пройдём в апсиду. Она довольно просторна. Это южная её часть:
А это - северная:
Остатки росписи на потолке:
Вид от апсиды на западную стену храма:
Проход в трапезную:
Но пройти не удастся:
Разве что сделать шаг и снять дверь снаружи:
А ещё можно снять тимпан над проходом:
И остатки росписей, открытых всем ветрам:
Выходим наружу. Северная стена трапезной:
Остатки колокольни с юга:
Проход в трапезную из разрушенной колокольни:
Дверь довольно низкая:
Но нет, она ведёт не в трапезную, а в небольшой притвор:
Вид из притвора назад, на входную дверь:
А это - в противоположную сторону, в заваленную досками трапезную:
В самый конец трапезной и с этой стороны можно войти, чтобы снять стену, отделяющую трапезную от притвора:
Выходим на пленэр:
Вид храма с юго-запада:
Чуть южнее, с увеличением:
Возвращаемся. На последок ещё один грандиозный дом:
Он, похоже, заброшен.
Впечатляет длинная лестница на “второй этаж пентхауза”:
Тот же ракурс, издали:
На этом всё. В галерее (https://photos.app.goo.gl/y1zH2ZfZjKBE4am86), как всегда, можно посмотреть на снимки в крупном формате.
Комментариев нет:
Отправить комментарий