Я не имею дурной привычки читать заранее про те места, которые собрался посетить. Поэтому то, что я увидел в расположенном недалеко от Твери селе Бурашеве, порядком меня удивило. Вместо пары рядов домов с перестроенной церковью и необычным деревянным домом, из-за которого, собственно, я и наведался в Бурашево, моему взору предстал целый городок из каменных зданий явно общественного назначения:
Довольно скоро стало понятно, что это больница.
Но то, что это ПСИХбольница, мне и в голову не пришло. Обычно психушки располагаются за крутыми заборами, а тут ничем подобным не пахло. Объясняется это видимо тем, что опасные психи содержатся в расположенных чуть дальше новых корпусах, а старые свободны от настоящих безумцев и, возможно, к психбольнице ныне вообще не относятся.
Так что можно было свободно перемещаться и фотографировать
Корпуса соединены между собой переходами, образующими некое хитросплетение
Время сооружения - скорее всего 50-е годы ХХ века.
Я бы сказал так: в стиле угадывается классицизм.
А упирающиеся в стену водопроводные трубы - это, как вы догадываетесь, ближе к стилю рококо.
Изящная металлическая дверь и заботливо заделанные фанерой разбитые окна (на все, правда, фанеры не хватило) создают ностальгический образ позднего социализма.
Ну, и ещё конечно нельзя отметить причудливые паттерны отвалившейся штукатурки.
Шутки шутками, но если всё это отделать под орех и упаковать стеклопакетами, то смотреть будет просто не на что. А так хотя бы тени прошлого витают…
Впрочем, рядом расположено здание, уводящее в ещё более далёкое прошлое:
Это наверняка XIX век, причем скорее всего не конец. Точнее определить трудно, поскольку постройка явно утилитарная, архитектурными изысками не блещет. Очевидно, она осталась от дворянской усадьбы.
Есть в Бурашеве здания и более поздние, к примеру вот такой недостроенный блочный советский монстр:
Под углом 90 градусов к рассмотренному ранее блоку, вдоль улицы Центральная, расположен очень похожий блок. По крайней мере центральные, с ризалитами, объёмы практически идентичны.
Правое крыло второго блока в значительно худшем состоянии чем остальные части:
По сути это руина:
Без окон
И с минималистическим интерьером:
Продвигаемся дальше по улице Центральная
И обнаруживаем старый деревянный дом, номер 11:
Как мне подсказали позднее, это бывший лазарет. Состояние его - плачевное:
Но какие наличники! :
Нет сомнения, домику - минимум 100 лет. План дома напоминает букву Ш, выступы которой обращены к улице, а плоское дно смотрит во двор:
Это впадина между северным и центральным выступами:
Северный выступ:
Он без окон, зато с дверью (как и южный). Вообще в доме 11 много дверей, но только эти две, похоже, существовали с самого начала.
Центральный выступ:
Просто окно, вписанное в узкую стену. Когда-то архитекторы умели задержать взгляд зрителя даже на таком элементарном сюжете…
Вторая впадина буквы Ш:
"И окно по крестовине сдавит голод дровяной":
Центральный выступ 3D:
Смещаемся дальше к югу:
Южный бок дома:
Здесь даже сохранились неизуродованные окна:
Тыльный дворовый фасад:
Движемся дальше по улице Центральной:
И вот уже дом номер одиннадцать остался позади:
… навсегда. На картах Гугл, датированных августом 2018 года, он ещё виден, а в мае 2019 на его месте - пустырь.
Далее по той же улице мы встречаем ещё один образец в каком-то смысле классицизма:
… в смысле игривом, савецком:
А чуть в стороне - опять постройка столетней давности:
Часть её свеже-покрашена
Остальное здание - с "ретро-отделкой":
Наличники довольно простые, но, в отличие от соц-классицизма, ими украшено каждое окно:
План постройки напоминает букву П:
Имеется погреб:
Рядом - здание из красного кирпича:
В оформлении входа угадываются намёки на стиль ар дэко:
Здание не оштукатурено, но дореволюционный кирпич прекрасен сам по себе:
Все окна наглухо забиты досками:
Над окнами расположен ряд металлических вставок непонятного назначения:
На улице, параллельной Центральной, находится еще одно деревянное здание, не столь интересное:
Шарм ему придаёт портрет М.И.Калинина на фронтоне:
На другой стороне дороги расположено, пожалуй, наиболее интересное кирпичное здание больничного квартала, я прозвал его "конюшней":
Вероятно, оно осталось от дворянской усадьбы. Такого рода архитектура для больничных построек не характерна, да и по стилю не похоже на конец XIX века.
Справа к "конюшне" примыкает изящный металлический ангар:
Именно он позволил мне установить через годы место, где находилась "конюшня". Да, к сожалению, конюшню тоже снесли. Как показывает Гугл, между февралем и апрелем 2018 года. Исчез с лица земли фасад:
с круглым окном на фронтоне:
и контрафорсами, украшенными стилизованными капитэлями:
Позднее мне подсказали, что это на самом деле вовсе не конюшня, а электростанция. Кто бы мог подумать!
А мы между тем возвращаемся на Центральную улицу, к блоку-близнецу:
Обратите внимание на тёмный контур слева в глубине на снимке сверху. Это усадебный дом, расположенный у пересечения улиц Центральной и Литвинова:
Мы займёмся им немного позднее
А пока двинемся направо, к востоку от Центральной, вдоль блока-близнеца:
Это окно выходит на Центральную:
Оно осталось за углом:
Идём дальше, всюду как украшение обмотанные утеплителем трубы:
Они ведут к церкви:
Я не оговорился, церкви. Мы пока к ней сворачивать не будем, займёмся расположенным чуть в стороне сараем:
Он вроде бы никакого интереса не представляет, но от окон веет стариной:
Заходим в тыл блоку-близнецу:
Центральный корпус в скучном образцовом порядке:
А вот примыкающее к нему крыло имеет вид заброшенный:
Длинный ряд его слепых окон выходит в заросший сад:
Теперь вернёмся к церкви. Она даже не перестроена, а встроена в новое здание
На фото все что от неё осталось - справа под новой кровлей:
По этим остаткам понять что собой представлял храм изначально - практически невозможно:
Разве что форма наличников свидетельствует о том, что это было барокко:
На следующем снимке, если можно так выразиться, гражданская часть комплекса:
Впрочем, вход - общий:
совместно с почтой:
Можно быть уверенными, обращения к Всевышнему будут доставлены по адресу.
Ну а мы теперь по улице Литвинова вернемся к улице Центральной. Впереди виден всё тот же усадебный дом:
Но и на этот раз очередь до него не дошла. Внимание отвлёк расположенный справа каменный дом (№23):
Впрочем, обращённый к улице фасад особого интереса не представляет:
Разве что видно, что кирпич - старинный. Но стены и окна - совершенно не декорированы:
Зато с правой стороны просматривается нечто интригующее:
Башенка-эркер!
Смещаемся к востоку:
И поворачиваем на север:
Обнаруживается готический портал над входом:
Вообще, архитектура здания оставляет странное ощущение: с одной стороны - романтические детали, а с другой - "сарай сараем". Строилось оно наверняка для психиатрической колонии, оттого на южном фасаде - стройные ряды огромных окон. Но, тем не менее, даже утилитарную постройку в былые времена было принято украшать. Вот, к примеру, деревянная отделка чердака:
А это - "бойницы" башни-эркера. Как водится в Бурашеве, чем-то заделанные:
А огромное окно второго этажа заделано, кажется, аж железом:
Тем не менее, ему повезло. В отличие от всех остальных больших окон дома оно осталось не остеклопакеченным. Можно предположить, что главной декорацией стен изначально был рисунок остекления окон. Не стало его - и дом сразу приобрёл “сарайный” облик.
Ну, вот наконец и главный вид:
Ужас стеклопакета на правом окне 1-го этажа бросается в глаза. Но зато над этим окном, в отличие от окна верхнего левого, не зияет оголённая металлическая балка перекрытия. Очевидно, изначально все эти балки были заделаны штукатуркой, после обрушения которой некоторые окна приобрели непотребный вид.
Портал крупным планом:
Сохранились даже оригинальные двери!
Дальше я попытался снять северный фасад здания, но его заслоняли деревья и постройки:
В конце концов я всё же набрался наглости и зашёл внутрь двора. Вид с северо-востока оказался довольно интересным, со сложной игрой объёмов, характерной для предреволюционной эпохи:
Деревянный декор северного фронтона даже интереснее восточного:
Я попытался пройти дальше на север вдоль переулка, на который выходит дом 23, но обнаружил только неказистую “мазанку”:
И ещё домик с вот такими забавными наличниками:
Ну, вот наконец дошёл черёд и до главной достопримечательности Бурашева, усадебного дома. Это его северный фасад:
Сейчас он выходит во двор, в обратною сторону от улицы Литвинова, но во времена существования усадьбы не было, скорее всего, ни этого двора, ни этой улицы.
Усадьба принадлежала местным помещикам Чагиным, а дом был построен аж в 1789 году. Впрочем, внешний вид дома заставляет предположить, что дом перестраивался в начале XIX века, а второй этаж - уже после создании в 1880-х годах на месте усадьбы земской психиатрической колонии. Основателем колонии был тот самый доктор Литвинов, в честь которого ныне названа улица.
Что представляла собой усадьба до углубления в психиатрию, сегодня понять трудно. К северу от улицы Литвинова расположена система из нескольких прудов. Именно вокруг таких прудов обычно и строилась планировка дворянских гнёзд, но бурашевский дом расположен слишком от них далеко и смотрит в другую сторону.
На северной стене сохранились кронштэйны исчезнувшего балкона:
Балкон - приобретение явно позднее. В начале XIX века здесь полагалось иметь античный портик с колоннами.
Восточная стена, в отличие от западной, сохранила обшивку досками, с полусмытой окраской цвета охры:
Пара окон изначально фальшивые, только чтобы не нарушать присущий классицизму ритм:
Не так часто встречаются деревянные окна 200-х летней давности:
Выходим на улицу Литвинова:
Парные ризалиты с полуциркульными окнами - характерный для классицизма приём:
Двери - очень простые, что тоже в духе классицизма:
Главный фасад:
Бросаются в глаза очень скромные размеры здания. Можно предположить, что помещики Чагины были небогаты.
Вид дома с юго-запада:
Западную стену советские люди декорировали в стиле “бомжатник”:
На фасаде западного ризалита полуциркульное окно было фальшивом, с тех пор истине удалось почти полностью восторжествовать над фальшью:
Центральный фасад:
С тарелкой триколор тв: в 2014 году дом был ещё обитаем:
Обращает на себя внимание загадочный круглый медальон, бесцеремонно нарушающий классическую симметрию фасада:
Второй этаж декорирован намного скромнее первого, но тоже в классическом стиле:
Завершает композицию скромный чердачок-люкарна, окно и фронтон которого перекликаются с аналогичными элементами ризалитов:
Я говорил об усадебном доме в настоящем времени, но, к огромному сожалению, он тоже уже в прошлом: сгорел в ночь с 4 на 5 марта 2019 года. Якобы пара выписавшихся из психбольницы пациентов решила в нём заночевать (значит, к тому времени дом уже был заброшен) и устроила костерок их брёвен XVIII века. Вот так вот: психбольница с этого дома началась, она же его и прикончила. Кстати, о бурашевской психбольнице. Самым её известным пациентом был первый эстонский президент Пятс, скончавшийся здесь в 1956 году. То что он называл себя президентом, в больнице никого не удивляло: в подобного рода заведениях даже и наполеоны - не редкость :)
Вот и всё. Съёмки 2014 года. В галерее как всегда - больше и крупнее.