Село под названием Бартеневщина имеет свой сайт в википедии, на котором можно узнать, что число жителей: 0. Зато церквей сразу 2. Когда я наносил их на карту “архиметок”, я отнёс их к жёлтой категории, которая означает, что речь идёт скорее о памятнике старины чем о памятнике архитектуры. Поэтому в Бартеневщину меня не особо тянуло. Но при возвращении из Галича в Москву я решил утром куда-нибудь заглянуть по дороге, и Бартеневщина оказалась подходящим кандидатом: расположено недалеко от шоссэ Кострома-Галич и, несмотря на 0 жителей, ведёт туда асфальт. Вот только по приезде в Бартеневщину меня встретила настоящая тайга:
Так что я засомневался в правильности выбора.
И всё же решил попытаться что-нибудь разглядеть, начав с главной, Воскресенской церкви. Это её, если можно так выразиться, вид с севера-востока:
А вот с севера действительно можно что-то рассмотреть, но только если подойти совсем близко:
В режиме расширенного динамического диапазона (HDR) рассматривать ещё удобнее:
… и можно сделать вывод, что архитектура Воскресенской церкви демонстрирует переход от барокко к классицизму, что не удивительно, если принять в расчет дату постройки (1800 год) и место расположения. Впрочем, сооружение настолько скромное, что говорить о стилистической принадлежности нет особого смысла.
Поворачиваем объектив на запад:
Бросаются в глаза масштабные разрушения, постигшие северо-восточный угол трапезной:
При смещении на запад они ещё заметнее:
Идти приходится по кладбищу с погнутыми крестами и перевернутыми памятниками:
Если повернуться спиной к Воскресенской церкви, то за зарослями угадывается присутствие второй, Спасской, церкви:
Стоит чуть дальше продвинуться на запад, и Воскресенская церковь тоже становится предметом угадывания:
Зато можно разглядеть неплохо сохранившуюся западную часть её трапезной:
Пытаюсь отойти подальше. Всё скрывается за деревьями:
Остаётся только зафиксировать поросшие мхом могилы совершенно заброшенного некрополя:
И пройти внутрь храма через покорёженные временем аутэнтичные двери:
Перед нами открывается южная стена основного объёма:
Сохранились остатки росписей, лучше всего на потолке:
Восточная стена:
Видно, что иконостас закрывал её не полностью.
Стены - очень толстые, а вот площадь и высота основного объёма - невелики:
Царские врата в православном храме символизируют врата рая:
Северная стена, через которую я зашёл внутрь:
И наконец западная стена:
Проходим в апсиду:
Сохранилась декоративная раскраска стен, выполненная с большим вкусом:
Из апсиды бросаем взгляд в сторону основного объёма:
… и направляемся в трапезную через арку с остатками изящной кружевной перегородки:
Трапезная сохранилась намного хуже основного объема, большая часть штукатурки утрачена:
А вот и обрушение, которое мы ранее фиксировали с улицы:
Северо-западный угол трапезной:
Северная стена:
Вид назад в сторону основного объёма, скомпанованный из трёх снимков (сиречь HDR):
В ту же сторону, но от западной стены и без HDR:
Двери, ведущие в притвор:
Оказывается, ведут они туда не напрямую, со стороны притвора - ещё 2 аналогичных двери:
… а боковые стены отделаны деревянными панэлями с таким же декором:
Так что получается замкнутое пространство как бы из 8-ми дверей - интересное решение.
Общий вид притвора:
А это он снаружи:
Западное направление - единственное, с которого храм не заслоняют деревья, вот только контровое освещение мешало съёмкам:
Окно юго-западного угла трапезной:
Тут я решил вернуться назад внутрь храма, чтобы зафиксировать росписи основного объёма.
Фреска над дверью северной стены:
Иоанн Евангелист, изображённый на восточном лотке купола:
Лука, выписанный на южном лотке:
Матфей напротив него:
И наконец Марк - на западе:
Фреска над аркой западной стены:
Остатки росписи над проходом в стене южной:
А вот и сам проход без двери но с сохранившейся металлической решёткой:
Через него мы опять выходим на пленэр:
Южный фасад так же заслонён деревьями, как и северный:
Настала пора перейти к исследованию второго, Спасского, храма, который ранее угадывался за густыми зарослями.
Он был устроен в колокольне. Уже одно это должно было смутить меня, когда я присваивал Бартеневщине жёлтый статус. Дело в том что колокольни в храмах устраивались крайне редко, и такие колокольни обычно являли собой незаурядные архитектурные сооружения. И действительно, как только я разглядел вот этот фрагмент южной стены:
...я понял, что в Бартеневщине присутствует не только старина, но ещё и архитектура
Квадратное основание колокольни не многим уступает по площади Воскресенской церкви. С востока и запада к нему примыкают выступы, еще более увеличивающие внутреннюю площадь.
Попытка рассмотреть верхнюю часть колокольни, не совсем удачная;
Да и нижний ярус из-за деревьев целиком не просматривается:
Найти подходящий просвет среди листвы - занятие не простое:
А это вид Воскресенской церкви от Спасской. Тут просвет искать бесполезно:
С юга не получилось, попробуем рассмотреть колокольню с востока:
Здесь мешают не столько деревья, которые окружают колокольню, сколько те, которые растут на ней самой
И всё же вид с востока - наиболее информативный:
Кажется, что колокольня имеет 4 яруса, на самом деле их только 3, просто восточный выступ имеет меньшую высоту, чем первый ярус, к которому он примыкает.
Единственное направление, в котором деревья расступаются - это северо-восток, но расступаются они разве что слегка:
Всё же отсюда удается рассмотреть верхний ярус:
Он довольно необычен: фальшивая аркада прорезана прямоугольными проёмами.
Лично меня такое решение само по себе не вдохновляет, но среди джунглей вдохновение всё равно явилось...
Я пытался найти точку съемки, с которой взгляд мог бы прорваться к стенам колокольни
...без особого успеха. Но игра в прятки между окрашенной в разные оттенки зелёного листвой и кирпичной кладкой, невероятное хитросплетение света и тени - уже сами по себе производили сильнейшее впечатление
Контраст между освещенными и затенёнными участками был очень велик
… поэтому мне пришлось отказаться от HDR с минимальным шагом выдержек. Увеличение шага привело к "завиральным", с сильно задранной сатурацией (светонасыщенностью) фотографиям:
… которые, тем не менее, дают гораздо больше информации о памятнике.
В конце концов я смирился с тем, что больше мне здесь ничего не светит и принялся изучать северную сторону колокольни. Вот ее восточная часть:
Рассмотреть верх колокольни с этой сторны было совершенно нереально, настолько густо он зарос. Кроме того, солнечный свет прорывался сюда с большим трудом:
Западная часть с выступом пристройки:
Снизу - имитация двери, сверху - окна. А всё потому что с противоположной стороны есть настоящие дверь и окно. Пристрастие классицизма к симметрии - почти маниакальное.
К западному выступу примыкает пристройка:
Очевидно она была сделана позднее, когда в 1849 году внутри колокольни разместили церковь. А вот время постройки самой колокольни неизвестно. Вероятно, это начало XIX века. Если Воскресенский храм строили прихожане, то колокольню - помещица с фамилией такой же как название села: Бартенева.
На следующем кадре хоть и с трудом, но просматривается пологий фронтон западного выступа. Такой же очевидно был и над восточным выступом, но не сохранился:
Не сохранилась и кровля пристройки. Зато сохранилась дверь из пристройки в колокольню, а вот проход внутри её заделан советским силикатным кирпичом:
Стропила кровли перекрывают арку выступа, что снимает всякие сомнения в позднем происхождении всего сооружения:
Пристройка втиснута между двумя парами полуколонн и видимо служила притвором расположенной внутри колокольни тёплой церкви.
Южный угол западного выступа отделён от основного помещения храма-колокольни. В нём единственном имеются настоящие дверь и окно:
Внутри, очевидно, ранее располагалась лестница, ведущая на ярусы звона:
Завершая обход колокольни снаружи, зафиксируем очередную имитацию двери и окна, на сей раз на южном углу восточного выступа:
Мы вернулись на восток. Верхняя часть арки восточного выступа закрыта деревянной перегородкой с прямоугольным вырезом:
Что тут было первоначально, понять сложно. То есть первоначально-то как раз понятно - арка была открыта, помещица Бартенева храм размещать внутри не планировала. А вот потом, когда храм всё-таки учредили, здесь должны были располагаться алтарь и апсида. Но никаких следов примыкания каменных пристроек не наблюдается. Возможно, пристройки всё же были - деревянные.
Вид, который открывается через проём в арке:
Даже не верится, что это внутри колокольни.
На стенах и потолке нет росписей, но сохранились следы раскраски:
Внутреннее пространство имеет крестообразный план. На западе - вход, на востоке - алтарь, а на юг и север отходят два небольших луча с окнами в торце. Вот это северный:
В углах колокольни со стороны оси запад-восток сделаны ниши-углубления, на севере - с обеих сторон:
А на юге - только в восточном углу:
Западный угол занимает помещение с лестницей наверх, которое мы исследовали ранее.
Завершает обзор внутренностей колокольни вид с запада на восток:
Ну а дальше я "вышел из леса" и попытался снять колокольню с запада. В условиях сильного контрового освещения опять пришлось применить радикальный вариант HDR, но из-за деревьев всё равно мало что удалось разглядеть:
Под конец я попытался снять ансамбль с более южной точки:
Но как ни искал, обширного просвета между деревьями не обнаружил.
Прощальный кадр, снятый издали по обратной дороге:
Съёмки 2018 года, в галерее как всегда больше и крупнее.