четверг, 16 сентября 2021 г.

Бартеневщина

Село под названием Бартеневщина имеет свой сайт в википедии, на котором можно узнать, что число жителей: 0. Зато церквей сразу 2. Когда я наносил их на карту “архиметок”, я отнёс их к жёлтой категории, которая означает, что речь идёт скорее о памятнике старины чем о памятнике архитектуры. Поэтому в Бартеневщину меня не особо тянуло. Но при возвращении из Галича в Москву я решил утром куда-нибудь заглянуть по дороге, и Бартеневщина оказалась подходящим кандидатом: расположено недалеко от шоссэ Кострома-Галич и, несмотря на 0 жителей, ведёт туда асфальт. Вот только по приезде в Бартеневщину меня встретила настоящая тайга:



Так что я засомневался в правильности выбора.


И всё же решил попытаться что-нибудь разглядеть, начав с главной, Воскресенской церкви. Это её, если можно так выразиться, вид с севера-востока:



А вот с севера действительно можно что-то рассмотреть, но только если подойти совсем близко:



В режиме расширенного динамического диапазона (HDR) рассматривать ещё удобнее:



… и можно сделать вывод, что архитектура Воскресенской церкви демонстрирует переход от барокко к классицизму, что не удивительно, если принять в расчет дату постройки (1800 год) и место расположения. Впрочем, сооружение настолько скромное, что говорить о стилистической принадлежности нет особого смысла. 


Поворачиваем объектив на запад:



Бросаются в глаза масштабные разрушения, постигшие северо-восточный угол трапезной:



При смещении на запад они ещё заметнее:



Идти приходится по кладбищу с погнутыми крестами и перевернутыми памятниками:



Если повернуться спиной к Воскресенской церкви, то за зарослями угадывается присутствие второй, Спасской, церкви:



Стоит чуть дальше продвинуться на запад, и Воскресенская церковь тоже становится предметом угадывания:



Зато можно разглядеть неплохо сохранившуюся западную часть её трапезной:



Пытаюсь отойти подальше. Всё скрывается за деревьями:



Остаётся только зафиксировать поросшие мхом могилы совершенно заброшенного некрополя:



И пройти внутрь храма через покорёженные временем аутэнтичные двери:



Перед нами открывается южная стена основного объёма:



Сохранились остатки росписей, лучше всего на потолке:



Восточная стена:



Видно, что иконостас закрывал её не полностью. 

Стены - очень толстые, а вот площадь и высота основного объёма - невелики:



Царские врата в православном храме символизируют врата рая:



Северная стена, через которую я зашёл внутрь:



И наконец западная стена:



Проходим в апсиду:



Сохранилась декоративная раскраска стен, выполненная с большим вкусом:



Из апсиды бросаем взгляд в сторону основного объёма:



… и направляемся в трапезную через арку с  остатками изящной кружевной перегородки:



Трапезная сохранилась намного хуже  основного объема, большая часть штукатурки утрачена:



А вот и обрушение, которое мы ранее фиксировали с улицы:



Северо-западный угол трапезной:



Северная стена:



Вид назад в сторону основного объёма, скомпанованный из трёх снимков (сиречь HDR):



В ту же сторону, но от западной стены и без HDR:



Двери, ведущие в притвор:



Оказывается, ведут они туда не напрямую, со стороны притвора - ещё 2 аналогичных двери:



… а боковые стены отделаны деревянными панэлями с таким же декором:



Так что получается замкнутое пространство как бы из 8-ми дверей - интересное решение.


Общий вид притвора:



А это он снаружи:



Западное направление - единственное, с которого храм не заслоняют деревья, вот только контровое освещение мешало съёмкам:



Окно юго-западного угла трапезной:



Тут  я  решил вернуться назад внутрь храма, чтобы зафиксировать росписи основного объёма.



Фреска над дверью северной стены:



Иоанн Евангелист, изображённый на восточном лотке купола:



Лука, выписанный на южном лотке:



Матфей напротив него:



И наконец Марк - на западе:



Фреска над аркой западной стены:



Остатки росписи над проходом в стене южной:



А вот и сам проход без двери но с сохранившейся металлической решёткой:



Через него мы опять выходим на пленэр:



Южный фасад так же заслонён деревьями, как и северный:



Настала пора перейти к исследованию второго, Спасского, храма, который ранее угадывался за густыми зарослями. 



Он был устроен в колокольне. Уже одно это должно было смутить меня, когда я присваивал Бартеневщине жёлтый статус. Дело в том что колокольни в храмах устраивались крайне редко, и такие колокольни обычно являли собой незаурядные архитектурные сооружения. И действительно, как только я разглядел вот этот фрагмент южной стены:



...я понял, что в Бартеневщине присутствует не только старина, но ещё и архитектура



Квадратное основание колокольни не многим уступает по площади Воскресенской церкви. С востока и запада к нему примыкают выступы, еще более увеличивающие внутреннюю площадь. 


Попытка рассмотреть верхнюю часть колокольни, не совсем удачная;



Да и нижний ярус из-за деревьев целиком не просматривается:



Найти подходящий просвет среди листвы - занятие не простое:



А это вид Воскресенской церкви от Спасской. Тут просвет искать бесполезно:



С юга не получилось, попробуем рассмотреть колокольню с востока:



 Здесь мешают не столько деревья, которые окружают колокольню, сколько те, которые растут  на ней самой



И всё же вид с востока - наиболее информативный:



Кажется, что колокольня имеет 4 яруса, на самом деле их только 3, просто восточный выступ имеет меньшую высоту, чем первый ярус, к которому он примыкает.


Единственное направление, в котором деревья расступаются - это северо-восток, но расступаются они разве что слегка:



Всё же отсюда удается рассмотреть верхний ярус:



Он довольно необычен: фальшивая аркада прорезана прямоугольными проёмами.



Лично меня такое решение само по себе не вдохновляет, но среди джунглей вдохновение всё равно явилось...



Я пытался найти точку съемки, с которой взгляд мог бы прорваться к стенам колокольни



...без особого успеха. Но игра в прятки между окрашенной в разные оттенки зелёного листвой и кирпичной кладкой, невероятное хитросплетение света и тени - уже сами по себе производили сильнейшее впечатление



Контраст между освещенными и затенёнными участками был очень велик



… поэтому мне пришлось отказаться от HDR с минимальным шагом выдержек. Увеличение шага привело к "завиральным", с сильно задранной сатурацией (светонасыщенностью) фотографиям:



… которые, тем не менее, дают гораздо больше информации о памятнике.


В конце концов я смирился с тем, что больше мне здесь ничего не светит и принялся изучать северную сторону колокольни. Вот ее восточная часть:



Рассмотреть верх колокольни с этой сторны было совершенно нереально, настолько густо он зарос. Кроме того, солнечный свет прорывался сюда с большим трудом:



Западная часть с выступом пристройки:



Снизу - имитация двери, сверху - окна. А всё потому что с противоположной стороны есть настоящие дверь и окно. Пристрастие классицизма к симметрии - почти маниакальное.



К западному выступу  примыкает пристройка:



Очевидно она была сделана позднее, когда в 1849 году внутри колокольни разместили церковь. А вот время постройки самой колокольни неизвестно. Вероятно, это начало XIX века. Если Воскресенский храм строили прихожане, то колокольню - помещица с фамилией  такой же как название села: Бартенева.


На следующем кадре хоть и с трудом, но просматривается пологий фронтон западного выступа. Такой же очевидно был и над восточным выступом, но не сохранился:



Не сохранилась и кровля пристройки. Зато сохранилась дверь из пристройки в колокольню, а вот проход внутри её заделан советским силикатным кирпичом:



Стропила кровли перекрывают арку выступа, что снимает всякие сомнения в позднем происхождении всего сооружения:



Пристройка втиснута между двумя парами полуколонн и видимо служила притвором расположенной внутри колокольни тёплой церкви. 



Южный угол западного выступа отделён от основного помещения храма-колокольни. В нём единственном имеются настоящие дверь и окно:



Внутри, очевидно, ранее располагалась лестница, ведущая на ярусы звона:



Завершая обход колокольни снаружи, зафиксируем очередную имитацию двери и окна, на сей раз на южном углу восточного выступа:



Мы вернулись на восток. Верхняя часть арки восточного выступа закрыта деревянной перегородкой с прямоугольным вырезом:



Что тут было первоначально, понять сложно. То есть первоначально-то как раз понятно - арка была открыта, помещица Бартенева храм размещать внутри не планировала. А вот потом, когда храм всё-таки учредили, здесь должны были располагаться алтарь и апсида. Но никаких следов примыкания каменных пристроек не наблюдается. Возможно, пристройки всё же были - деревянные.


Вид, который открывается через проём в арке:



Даже не верится, что это внутри колокольни.


На стенах и потолке нет росписей, но сохранились следы раскраски:



Внутреннее пространство имеет крестообразный план. На западе - вход, на востоке - алтарь, а на юг и север отходят два  небольших луча с окнами в торце. Вот это северный:



В углах колокольни со стороны оси запад-восток сделаны ниши-углубления, на севере - с обеих сторон:



А на юге - только в восточном углу:



Западный угол занимает помещение с лестницей наверх, которое мы исследовали ранее.


Завершает обзор внутренностей колокольни вид с запада на восток:



Ну а дальше я "вышел из леса" и попытался снять колокольню с запада. В условиях сильного контрового освещения опять пришлось применить радикальный вариант HDR, но из-за деревьев всё равно мало что удалось разглядеть:



Под конец я попытался снять ансамбль с более южной точки:



Но как ни искал, обширного просвета между деревьями не обнаружил.



 Прощальный кадр, снятый издали по обратной дороге:



Съёмки 2018 года, в галерее как всегда больше и крупнее.