Деревня Заручевская расположена на юге Архангельской области в Вельском районе недалеко от Федеральной трассы. Владимирский храм построен недалеко от берега реки Пежма в 1739 году. Если попытаться поискать, что строили на севере в этот период, то на ум приходит прежде всего Великий Устюг, застраивавшийся как раз в 30-е годы 18-го века довольно однотипными изящными храмами. Но заручевский храм на них совсем не похож. Такой высокий трёхсветный четверик кажется вообще нигде больше не встречается:
Постепенно продвигаемся с востока на запад:
Замечательный декор - в духе времени (маньеризм):
Вблизи высота четверика кажется головокружительной:
Необычно расположение окон намного выше уровня входа:
…и уменьшение количества проёмов снизу вверх от яруса к ярусу: 3 - 2 - 1
Отходим на юг, в сторону реки:
И ещё дальше:
Смещаемся к западу:
Возвращаемся ближе к храму:
Проход в трапезную:
Вид с северо-запада:
Колокольня видимо была сломана и её полуразрушенный второй ярус - накрыт двускатной кровлей. Есть сведения, что она была очень высокой. В этом случае архитектурный ансамбль смотрелся совсем по-другому. Впрочем, фотографий колокольни не сохранилось, так что можно только гадать.
Смещаемся к востоку:
Снимать приходится при контровом освещении, так что имеет смысл применить HDR:
Верх четверика с сохранившимся деревянным барабаном (возможно это только обшивка):
Вид с северо-востока. Половину стены снизу заслоняет северный придел:
Великолепный декор пятигранной апсиды:
Вид с востока широким углом:
Обращает на себя внимание эффектное оформление прохода в подклет:
Возвращаемся к входу в трапезную, по дороге заглядываем в южный вход. Вероятно, к нему вела лестница, без неё теперь внутрь не запрыгнуть:
Проходим внутрь через основание колокольни:
Всё что от колокольни осталось:
Трапезная просторна:
Слева от неё отделён северный придел.
Он небольшой и очень уютный:
Основной объём храма соединён с приделом проходом (чуть дальше слева - арка единственного окна северной стены четверика):
Полы почти полностью разрушены, поэтому съёмки затруднены:
Потолок наглухо закрыт плоским потолком, который украшает хорошо сохранившаяся роспись:
Вид на апсиду:
По выходе из храма я решил продолжить съёмки с дальнего расстояния. Солнца в тот день вообще было немного, а тут оно совсем спряталось в облаках:
Вид с северо-запада:
При съёмке с севера начинают мешать деревья:
На северной стене тоже 2 окна во втором ярусе и 1 - наверху, но расположены они крайне асимметрично (на южной стене асимметрия тоже присутствует, но не так выраженно):
Съёмка издали с северо-востока. Сохранилась старая фотография, на которой ещё цела глава храма: довольно стандартной формы луковица кажется неподходящим завершением столь необычного сооружения. Не исключено что первоначально глава имела более “маньеристский” облик.
Храм в Заручевской при всей своей уникальности имеет мало шансов на спасение. Дело в том, что рядом некий предприниматель построил большой деревянный храм в, если так можно выразиться, ярмарочном стиле. Нет никакого сомнения, что на эти деньги можно было бы несколько раз отреставрировать Владимирскую церковь. Мне попался на глаза некий православно-ориентированный сайт, в котором вина за невосстановление старого храма возлагается на государство: якобы это оно не разрешило. Тут же почему-то говорится о том, что прихожане не имели возможности восстановить храм самостоятельно. Но если не могли, и разрешать было нечего. Возникает подозрение, что предприниматель выкатил государству проект восстановления храма в том же самом ярмарочном стиле, на что государство не пошло. Если так, то спасибо ему за это, вот только теперь храм перестраивают безжалостные дожди и неумолимые снега.
И ещё я обнаружил страничку про служителей храма с вот такой историей: в середине 19-го века священником прихода (главной церковью прихода пыла не Владимирская а построенная в 1832 г. Деревянная Воскресенская) был Иоанн Фёдоровский. К моменту его смерти около 1857 года у его жены оставалось 5 детей, младшему из которых было 3 года. В том же в храма был поставлен сын ростовского священника Павел Стефанович Соболев, немедленно женившийся на старшей дочери Фёдоровского 16-летней Елисавете. Двое из их 3-х детей получили замечательные имена: Полиевкт и Аполлос. После смерти Павла Стефановича в 1888 году храм был отдан на попечение его третьему родному сыну Евгению, которому к тому времени было тоже всего 16 лет.
На этом всё. В галерее как всегда есть на что ещё посмотреть.