Когда я повернул на Готовцево, я не очень представлял себе куда еду. Главное, от шоссэ недалеко, и пешком идти недолго. Храм и колокольня показались издалека. Высокие - уже хорошо:
Идти всё же пришлось - дорога в село сворачивать отказалась.
На подходе стала открываться колокольня:
А справа от тропы обнаружились руины избушки:
Село видимо вымерло не слишком давно.
Наконец показался и храм:
Барокко.
Колокольня, похоже, построена позднее:
Она стоит отдельно от храма
Храм открывается в её сторону скупо декорированным торцом трапезной:
Колокольня - очень массивная. Три высоченных яруса, четвёртый - низкий.
Арки нижнего яруса, кроме западного, закрыты досками. Это северный:
Западная арка заложена почти наглухо:
За колокольней расположено высокое плато, у подножия которого течёт река Кистега. Отсюда открываются захватывающие виды на простирающиеся внизу бескрайние просторы:
И как только люди могли покинуть такое восхитительное место?
Пробую отойти подальше, чтобы осмотреть памятник с юго-запада:
Это самый дальний и величественный вид на комплекс.
Правда, храм всё равно закрыт деревьями. Виден только самый верх:
Всё равно можно оценить высочайшие достоинства архитектуры.
Необычайная роскошь внутреннего убранства вызвала у меня интерес к личности Кондратия Готовцева и его усадьбе. В интэрнэте нашлась надпись из “Русского провинциального некрополя” о надворном советнике Готовцеве (1725-1795), который “Служил в военной и штатской службе безпорочно, в жизни своей много зла и гонения претерпел и наконец, безвинно разорен, скончался”. Для могильной эпитафии слишком уж театрально. Мои сомнения вскоре подтвердились. Сайт kostromka.ru поведал:
К. Ф. Готовцев, занимавшийся благотворительностью, был жестокий крепостник, которого крепостные ненавидели. В 1774 г. крестьяне сожгли его усадьбу, огонь уничтожил и тюрьму для крепостных, устроенную в подвале господского дома.
Вот тебе и “безвинно”... Несмотря на разорение, усадьба дожила до ХХ века. Впрочем, о былых временах к тому времени мало что напоминало. На сайте музея Щелыково читаем:
В XVIII веке это была роскошная каменная усадьба с огромным трёхэтажным кирпичным домом, имевшим множество комнат, флигелями, многочисленными хозяйственными постройками, всеми необходимыми атрибутами усадьбы – беседками, парковыми павильонами, насыпными «парнасиками», фруктовым садом и многим другим. Уже в начале XX века, по воспоминаниям Николая Феодосиевича, от каменного Готовцева ничего, кроме бугров кирпичного мусора и одноэтажного флигеля, не осталось.
Такая вот необычная история… Продолжим наше путешествие исследованием трапезной. Она состоит из 2 частей. В восточной растёт молодой лес:
А у западной до сих пор уцелел свод:
И сохранилась лестница на крышу:
Зачем она была нужна - непонятно. Для лестницы на чердак - слишком шикарно. Сейчас на крыше растёт густой лес:
И торчат кирпичные трубы:
Далее пройдём внутрь колокольни:
Нижний ярус разделён стеной. Небольшая дверца ведёт в помещение, где некогда располагалось лестница наверх. Сама лестница была деревянной от неё ничего не осталось:
Завершаем экскурсию. На обратном пути пытаемся рассмотреть трапезную:
Она густо заросла деревьями, но часть богатого декора всё же можно разглядеть:
Прощальный взгляд - наверх:
Чуть позже я посетил расположенный примерно в 6 км от Готовцева Архангельский погост и неожиданно обнаружил, что готовцевская колокольня оттуда неплохо просматривается:
На этом всё. Съёмки 2018 года. В галерее как всегда больше и крупнее.
Идти всё же пришлось - дорога в село сворачивать отказалась.
На подходе стала открываться колокольня:
А справа от тропы обнаружились руины избушки:
Село видимо вымерло не слишком давно.
Наконец показался и храм:
Барокко.
Колокольня, похоже, построена позднее:
Она стоит отдельно от храма
Храм открывается в её сторону скупо декорированным торцом трапезной:
Колокольня - очень массивная. Три высоченных яруса, четвёртый - низкий.
Арки нижнего яруса, кроме западного, закрыты досками. Это северный:
Западная арка заложена почти наглухо:
За колокольней расположено высокое плато, у подножия которого течёт река Кистега. Отсюда открываются захватывающие виды на простирающиеся внизу бескрайние просторы:
И как только люди могли покинуть такое восхитительное место?
Пробую отойти подальше, чтобы осмотреть памятник с юго-запада:
Это самый дальний и величественный вид на комплекс.
Правда, храм всё равно закрыт деревьями. Виден только самый верх:
Всё равно можно оценить высочайшие достоинства архитектуры.
Колокольня видна почти полностью:
К сожалению, она сохранилась намного хуже храма.
Если первые два яруса пострадали не сильно:
То третий разрушен довольно существенно:
Зато на его юго-западном углу сохранилась обезглавленная каменная скульптура:
Крайне редкое явление в практике сельского культового строительства. Проще говоря, у меня просто “челюсть отвисла”.
Верх колокольни тоже сильно пострадал:
Хорошо хоть шпиль пока держится.
Возвращаясь к храму, я взял немного восточнее и неожиданно наткнулся на небольшой пруд:
Вероятно, он остался от усадьбы, владелец которой, помещик Кондратий Федорович Готовцев, построил здесь церковь в 1758 году.
По пути к церкви огибаем колокольню с юга:
Даже отсюда храм просматривается плохо:
Зато хорошо видно как сильно повреждён третий ярус колокольни:
Чуть дальше четверик более-менее всё же открывается:
Барочный декор четверика я бы назвал “сочным”:
Сохранился даже резной металлический бордюр:
Через пролом в южной стене попробуем зайти внутрь:
Перед тем как публиковать фотографии интерьера я сделаю небольшое отступление. Дело в том что я наверняка видел какие-то фотографии храма до того как посетить его лично. Хотя бы когда включал его в свои “архиметки”. Но особого впечатления они на меня видимо не произвели. И я не знаю, какое впечатление произведут мои собственные фотографии на зрителя. Всё-таки фотографии обычно сильно уступают реальности, собенно если это касается плохо освещенного интерьера. Поэтому на всякий случай хочу заявить: интерьер Готовцева меня совершенно поразил.
К сожалению, она сохранилась намного хуже храма.
Если первые два яруса пострадали не сильно:
То третий разрушен довольно существенно:
Зато на его юго-западном углу сохранилась обезглавленная каменная скульптура:
Крайне редкое явление в практике сельского культового строительства. Проще говоря, у меня просто “челюсть отвисла”.
Верх колокольни тоже сильно пострадал:
Хорошо хоть шпиль пока держится.
Возвращаясь к храму, я взял немного восточнее и неожиданно наткнулся на небольшой пруд:
Вероятно, он остался от усадьбы, владелец которой, помещик Кондратий Федорович Готовцев, построил здесь церковь в 1758 году.
По пути к церкви огибаем колокольню с юга:
Даже отсюда храм просматривается плохо:
Зато хорошо видно как сильно повреждён третий ярус колокольни:
Чуть дальше четверик более-менее всё же открывается:
Барочный декор четверика я бы назвал “сочным”:
Сохранился даже резной металлический бордюр:
Через пролом в южной стене попробуем зайти внутрь:
Перед тем как публиковать фотографии интерьера я сделаю небольшое отступление. Дело в том что я наверняка видел какие-то фотографии храма до того как посетить его лично. Хотя бы когда включал его в свои “архиметки”. Но особого впечатления они на меня видимо не произвели. И я не знаю, какое впечатление произведут мои собственные фотографии на зрителя. Всё-таки фотографии обычно сильно уступают реальности, собенно если это касается плохо освещенного интерьера. Поэтому на всякий случай хочу заявить: интерьер Готовцева меня совершенно поразил.
Первое что я увидел - северная стена:
Видно что храм просторный и росписи неплохо сохранились. Поворачиваем голову кверху и ах! :
Росписи и лепнина будто постепенно сбегаются к яркому светлому пятну в центре купола.
В северной стене зияет типичный прямоугольный пролом:
Вероятно храм использовали под склад.
На западной стене бОльшая часть росписей утрачена. Видны только кронштейны исчезнувших хоров:
Вид купола головокружителен:
Восточная стена, как и у большинства разоренных церквей, зияет утратой иконостаса:
Четверик невысок, и иконостас был соответственно невелик.
Пройдем в апсиду:
Её декор изыскан:
Часть росписей утрачена, но кое-что сохранилось:
Впрочем, наибольшее впечатление на меня произвела лепнина:
Вернёмся в четверик:
Лучше всего сохранились росписи, расположенные в тромпах:
Росписи между тромпами сохранились гораздо хуже:
Окружающий их лепной декор великолепен:
Сохранился один-единственный кусочек деревянной декорации иконостаса:
Росписи восьмерика сохранились плохо:
Ну а теперь о главном - о куполе. Вот так он выглядит при естественном контрасте:
Но чтобы лучше рассмотреть детали, я приведу вариант в HDR:
А вот снимок под углом. На нём можно рассмотреть декорацию граней светового барабана:
Чуть крупнее и под другим углом:
Северо-восточная грань купола сохранилась лучше остальных:
Северная грань:
Лепнина здесь сохранилась плохо. Впрочем, грани, расположенные по сторонам света, менее неинтересны, потому что место медальона с лепным крестом занимает люкарна.
Северо-западная грань при естественном контрасте:
Западная грань сохранилась неплохо:
Юго-западная имеет утраты, но они не слишком серьёзны:
Южная грань:
Юго-восточная тоже с небольшими повреждениями:
И наконец восточная - не в лучшем состоянии:
Лепнина купола просто великолепна. Особенно интересны необычной формы кресты (я про себя прозвал их масонскими) и лики ангелов. Ангелов хотелось посмотреть поподробнее, но мой объектив их не доставал:
Я очень пожалел, что не взял из машины трубу (длиннофокусный объектив).
...
Видно что храм просторный и росписи неплохо сохранились. Поворачиваем голову кверху и ах! :
Росписи и лепнина будто постепенно сбегаются к яркому светлому пятну в центре купола.
В северной стене зияет типичный прямоугольный пролом:
Вероятно храм использовали под склад.
На западной стене бОльшая часть росписей утрачена. Видны только кронштейны исчезнувших хоров:
Вид купола головокружителен:
Восточная стена, как и у большинства разоренных церквей, зияет утратой иконостаса:
Четверик невысок, и иконостас был соответственно невелик.
Пройдем в апсиду:
Её декор изыскан:
Часть росписей утрачена, но кое-что сохранилось:
Впрочем, наибольшее впечатление на меня произвела лепнина:
Вернёмся в четверик:
Лучше всего сохранились росписи, расположенные в тромпах:
Росписи между тромпами сохранились гораздо хуже:
Окружающий их лепной декор великолепен:
Сохранился один-единственный кусочек деревянной декорации иконостаса:
Росписи восьмерика сохранились плохо:
Ну а теперь о главном - о куполе. Вот так он выглядит при естественном контрасте:
Но чтобы лучше рассмотреть детали, я приведу вариант в HDR:
А вот снимок под углом. На нём можно рассмотреть декорацию граней светового барабана:
Чуть крупнее и под другим углом:
Северо-восточная грань купола сохранилась лучше остальных:
Северная грань:
Лепнина здесь сохранилась плохо. Впрочем, грани, расположенные по сторонам света, менее неинтересны, потому что место медальона с лепным крестом занимает люкарна.
Северо-западная грань при естественном контрасте:
Западная грань сохранилась неплохо:
Юго-западная имеет утраты, но они не слишком серьёзны:
Южная грань:
Юго-восточная тоже с небольшими повреждениями:
И наконец восточная - не в лучшем состоянии:
Лепнина купола просто великолепна. Особенно интересны необычной формы кресты (я про себя прозвал их масонскими) и лики ангелов. Ангелов хотелось посмотреть поподробнее, но мой объектив их не доставал:
Я очень пожалел, что не взял из машины трубу (длиннофокусный объектив).
...
Необычайная роскошь внутреннего убранства вызвала у меня интерес к личности Кондратия Готовцева и его усадьбе. В интэрнэте нашлась надпись из “Русского провинциального некрополя” о надворном советнике Готовцеве (1725-1795), который “Служил в военной и штатской службе безпорочно, в жизни своей много зла и гонения претерпел и наконец, безвинно разорен, скончался”. Для могильной эпитафии слишком уж театрально. Мои сомнения вскоре подтвердились. Сайт kostromka.ru поведал:
К. Ф. Готовцев, занимавшийся благотворительностью, был жестокий крепостник, которого крепостные ненавидели. В 1774 г. крестьяне сожгли его усадьбу, огонь уничтожил и тюрьму для крепостных, устроенную в подвале господского дома.
Вот тебе и “безвинно”... Несмотря на разорение, усадьба дожила до ХХ века. Впрочем, о былых временах к тому времени мало что напоминало. На сайте музея Щелыково читаем:
В XVIII веке это была роскошная каменная усадьба с огромным трёхэтажным кирпичным домом, имевшим множество комнат, флигелями, многочисленными хозяйственными постройками, всеми необходимыми атрибутами усадьбы – беседками, парковыми павильонами, насыпными «парнасиками», фруктовым садом и многим другим. Уже в начале XX века, по воспоминаниям Николая Феодосиевича, от каменного Готовцева ничего, кроме бугров кирпичного мусора и одноэтажного флигеля, не осталось.
Такая вот необычная история… Продолжим наше путешествие исследованием трапезной. Она состоит из 2 частей. В восточной растёт молодой лес:
А у западной до сих пор уцелел свод:
И сохранилась лестница на крышу:
Зачем она была нужна - непонятно. Для лестницы на чердак - слишком шикарно. Сейчас на крыше растёт густой лес:
И торчат кирпичные трубы:
Далее пройдём внутрь колокольни:
Нижний ярус разделён стеной. Небольшая дверца ведёт в помещение, где некогда располагалось лестница наверх. Сама лестница была деревянной от неё ничего не осталось:
Завершаем экскурсию. На обратном пути пытаемся рассмотреть трапезную:
Она густо заросла деревьями, но часть богатого декора всё же можно разглядеть:
Прощальный взгляд - наверх:
Чуть позже я посетил расположенный примерно в 6 км от Готовцева Архангельский погост и неожиданно обнаружил, что готовцевская колокольня оттуда неплохо просматривается:
На этом всё. Съёмки 2018 года. В галерее как всегда больше и крупнее.