Именно по этой причине Сухановский храм не был предметом моего пристального интереса, просто ехал мимо и решил заглянуть…
Следующий снимок сделан с дороги при подъезде к храму:
Село стоит на высоком сухом месте, от этого вроде бы и получило своё название
Помимо портиков хватает и других потерь. Колокольня утратила завершение, а ротонда храма - главу. Да и купол ротонды - вовсе не тот, что был изначально: высокая цилиндрическая “шея” над ним свидетельствует о том, что когда-то он был скрыт под высокой и крутой кровлей, конструкция которой ныне утрачена.
Ротонда прорезана огромными окнами, каждое из которых обрамлено полуколоннами:
Но поскольку у этих полуколонн принципиально нет капитэлей, можно их назвать “валиками”. На самом деле в таком отходе от классических канонов есть своя идея и свой вызов.
Приближаемся к храму:
Он был построен в 1821-27 годах во владениях князей Голицыных, а ныне расположен на территории какого-то давно заброшенного советского учреждения. Село находится дальше, за пределами видимости, так что храм погружён в атмосферу романтического безлюдья:
Центральная часть главного фасада немного выступает относительно боков. Обратите внимание на чёрное пятно в нижней части этого выступа:
Это маленькое “потайное” окошко, о котором мы ещё вспомним.
Вид колокольни широким углом:
Видно, что западный фасад был когда-то украшен то ли фронтоном, то ли двухколонным портиком.
Деревянные ворота с советским, уже тоже антикварным, замком:
Тем не менее, проникнуть внутрь не составляет труда.
Это вид на ту же дверь изнутри:
На самом деле, в колокольне - три входа, но два боковых тщательно заколочены досками, так что в примыкающих помещениях царит кромешная тьма. Наверное поэтому я их не зафиксировал. А жаль: теперь я уже не вспомню, как устроена и в каком состоянии находится лестница на колокольню (она должна быть где-то там).
Дверь, ведущая из колокольни в храм:
На потолке нижнего яруса колокольни частично сохранилась одна из немногих “читаемых” росписей.
Колокольню от храма отделяет узкий проход-притвор:
Это его же вид в противоположную (колокольни) сторону:
За проходом следует трапезная:
Она очень невелика. Значительную часть её площади отнимают 2 массивных столпа, прорезанные нишами и декорированные парными, квадратного сечения, полуколоннами:
Между столпом и стеной притвора архитектор едва сумел втиснуть трехчастное окно:
Внутри столпов прорезаны щелевидные проходы, за которыми находятся круглые в плане … нет, помещениями это назвать трудно - полости. На следующем снимке - полость южного столпа:
Внутри даже есть окошко (помните я обращал ваше внимание на чёрное пятно на выступе фасада?). Над окошком - купольный свод:
Назначение полостей совершенно непонятно. По крайней мере я в других храмах ничего подобного не встречал.
На следующем снимке - вид на северный столп из полости столпа южного:
Хоть и не каждый человек в такую щель сможет пролезть.
Ниша северного столпа (надеюсь, через 6 лет я ничего не перепутал):
Вид на южную часть трапезной и притвора:
Минуем декоративную деревянную перегородку, и попадаем из трапезной в основной объём храма:
Вид на восток:
Мы видим, что храм от апсиды отделяют точно такие же столпы, какие мы видели в трапезной. Их назначение понятно: служить опорой для мощных подпружных арок, на которых, в свою очередь, опираются ротонда и купол
Поднимаем глаза вверх:
На барабане еще можно разглядеть фигуры святых:
Арки, паруса, ротонда и купол:
Кажется, размер столпов и арок всё же чрезмерен, что архитектор перестраховался. Но возможно, целью была архитектура сама по себе: желание создать ощущение массивности и монументальности, столь характерное для ампира.
Вид на северо-восток:
Если снаружи колонны вообще без капитэлей, то внутри - только намёки на них. Что тоже работает на суровый ампирный образ. Хоть и считается, что ампир исходит из позднего Рима, но в такой архитектуре определённо чувствуется что-то египетское...
Ступени амвона неплохо сохранились:
Северо-восточный угол апсиды:
Вид апсиды с севера на юг:
Повернём фотокамеру правее. Оказывается, вторая пара столпов тоже содержит “прорези”:
Только они открываются внутрь апсиды и расположены не по центру.
Это южный столп, лучше освещённый:
Наверху такой же купол, какой мы видели в трапезной:
Во внутренней стене - ниша:
Вид апсиды с юга на север:
На восточной стене апсиды, хоть и плохо, но сохранилась фигура Христа:
Возвращаемся в основной объём храма:
Арки перегородки, имхо, плохо вписываются в строгий ампирный интэрьер. Возможно, перегородку добавили позже:
Тем не менее, интэрьер храма произвёл на меня сильное впечатление. Редкий случай, когда внутри было сделано снимков больше чем снаружи.
Но всё же вернёмся на пленэр:
На южных дверях висит табличка:
Я попытался поискать в интэрнэте, но Полтево городище нашёл только где-то в районе Пронска, а Красное даже и искать не стал - Красных в России несчётное количество. Зато интэрнэт поведал, что в паре километров к востоку от Суханова, на берегу реки Мокрой Таболы, находится городище древнего города Дорожен (Дорожень).
Южный фасад храма:
Можно оценить размер жертв, принесённых архитектуре за счёт экономики. Во-первых, чтобы не нарушиать симметрию, архитектор уравнял в размере апсиду и трапезную, во-вторых, чтобы соблюсти центричность сооружения, отделил колокольню от храма узким, нефункциональным переходом. Там где экономили деньги, там максимизировали площадь дешевой трапезной и минимизировали - дорогого храма. Здесь всё наоборот. К тому же полезная площадь храма при обширных внешних габаритах не слишком велика. Если взять дверь, окна рядом с ней и примыкающие к окнам пилястры - это и есть ширина внутреннего объёма. А остаток занимают столпы. Крайне неэкономное расходование кирпича…
Площадь перед храмом заполнена растрескавшимся асфальтом, чуть в отдалении - руины каких-то хоз.построек:
Двигаемся на восток:
Чем меньше бросается в глаза утраченный портик, тем лучше вид:
Можно разглядеть (для этого лучше зайти в галерею) на выступе фасада заложенное маленькое окно: очевидно, все внутристолпные полости имели окошки.
Крыши некоторых близрасположенных руин довольно живописны:
Дальше начинаются деревья:
Если их обойти, то открывается вид на апсиду:
Снимки с севера затрудняли растительность и контровое освещение:
Если только спрятаться за тень храма:
Северный портик постигла та же судьба, что и южный.
Вид колокольни с севера:
Движемся на запад:
Вид храма с северо-запада:
Вот и всё. На последок - фото довольно живописных окрестностей Суханова:
Крупным планом:
Съёмки 2015 года. В галерее - больше и крупнее.