В село с симпатичным названием Лужок добраться не сложно: нужно по дороге Буй-Кострома свернуть направо, в направлении Макариево-Писемского монастыря. Через какое-то время слева от шоссэ показывается храм:
Он поставлен посреди главной улицы села, которая тянется вдоль речки Юхорзы. Правда, я этой речки не заметил. Её даже и на космоснимках разглядеть сложно.
Заметен только склон рельефа вправо, или на следующем снимке - влево (я успел развернуться и начал обход с юго-востока):
Храм, как везде написано, построен в стиле классицизм. Ну, понятное дело: ротонда. Ни один другой стиль церквей с подобным планом не предусматривал. Но легко заметить, что архитектурный облик Лужокской ротонды далёк от столичных классических образцов. Во-первых, храм сильно вытянут вверх. Вертикальная устремлённость характерна скорее для барокко, чем для классицизма. Во-вторых, стены ротонды буквально изрешечены тремя рядами окон, плохо согласованными между собой, так что о классической размеренности говорить не приходится (хотя это можно списать на нерадивость архитектора) .
Ну и наконец крупная луковичная глава идёт вразрез с классическим стилем. Такого рода главы очень часто портят памятники классицизма. В качестве примера можно привести московскую церковь Троицы у Салтыкова моста, массивная луковица которой была, судя по всему, продиктована принадлежностью к Единоверию. Другой пример - церковь Флора и Лавра на Зацепе. Когда я впервые увидел её после реставрации, то подумал, что такая глава - следствие вкусов нынешних отцов церкви. На самом деле, в таком виде храм зафиксирован уже в альбоме Найдёнова. И всё же, скорее всего, глава эта возникла после завершения эпохи классицизма, при перестройке храма во второй половине XIX века. Других примеров “ортодоксальных” луковиц на храмах московского классицизма я не обнаружил - только стилизованные варианты, вроде того что увенчивает храм Косьмы и Дамиана на Покровке, служивший образцом чуть ли не для всех ротонд русского классицизма.
В Лужке крупная глава на массивном барабане (кажется, скопированная с каких-то барочных построек) становится доминантой композиции и… ничуть её не портит. Думается, это подтверждает: храм в Лужке - порождение традиционного, а не классического архитектурного мышления. Небольшая приходская церковь XVII века, на которую в течение двух веков проецировались новации столичной архитектуры. Как если у церкви Покрова на Нерли мысленно скруглить углы: никакого классицизма при этом не образуется.
Но вернёмся к обходу храма. Перед южным входом сохранились остатки парных колонн, фронтон над ними утрачен:
Вид с юго-востока:
Верхний ярус с круглыми окнами - безусловно главное украшение постройки:
Его венчает нарядный карниз
декоративность которого усилена бахромой замечательной металлической кровли:
Крест на главе тоже очень красив:
Вот мы уже и на востоке. Вид с этой стороны - не самый эффектный:
В 2013 году ещё сохранялась деревянная основа кровли над конхой апсиды:
Кровли апсид с изменяющимся знаком кривизны любили в этих краях с незапамятных времён:
Смещаемся к северу:
С этой стороны сельские дома подходят к храму очень близко:
Так что приходится снимать широким углом:
С севера сохранился двухколонный портик над входом, так что при взгляде широким углом (т.е. когда верх храма визуально уменьшается и перестаёт играть определяющую роль) можно подумать, что это и правда классицизм - дилетантский и неумелый:
С фасадом, перегруженным оконными проёмами, с кургузыми колоннами и с грубоватой имитацией элементов классического декора.
Заглянем внутрь:
Строители стремились сделать храм повыше, а советской власти высота мешала, ей нужен был просто сарай:
Хорошо что от деревянного потолка мало что осталось - можно оценить эту самую высоту:
Северная стена ротонды, через которую я зашёл внутрь:
Света внутри более чем достаточно:
Апсида при советской власти была зачем-то отгорожена от основного объёма:
Проходим внутрь апсиды. Её свод начал разрушаться:
Западная стена ротонды. Похоже, храм был довольно уютным:
Росписи почти полностью утрачены:
Трапезная намного просторнее храма: типичный способ экономии. Свод трапезной опирается на два столпа. Удивительно, что он ещё абсолютно цел:
Зато пол разворочен до такой степени, что я воздержался от путешествия в другой конец . И повернул назад:
Юго-восточный угол трапезной. Тут наверняка был придел с алтарём:
Перед выходом на улицу через ту же дверь зафиксируем украшающую её шестеренку:
А после выхода - основание колонны:
Вид колокольни и части трапезной с северной стороны:
Верхние ярусы колокольни:
Вот это уже точно классицизм, причём довольно стандартный. Ну, костромские колокольни вообще редко были предметом архитектурных дерзаний (сразу пришли на память невероятные Пеньки).
Вид остальной части трапезной и примыкающего к ней храма с той же точки:
Чем ниже высота, тем беднее декор: рецепт достижения максимального эффекта при минимальных затратах.
Отойдём чуть дальше. Видно, что колокольню с трапезной соединяет полуразрушенный притвор:
Изнутри я до него не дошёл.
Спускаемся к дороге:
Полностью колокольню с запада я снимать не стал, видимо потому что против солнца, а съёмка в режиме HDR была мне тогда ещё недоступна. Я снял только нижний ярус:
Проход из колокольни в притвор был заложен очевидно уже при советской власти. Зачем-то всё же оставили окно, перекрываемое деревянной дверцей:
С юга к колокольне примыкают остатки необычной деревянной пристройки:
Очевидно, в ней располагалась лестница на верх колокольни. Мне часто приходилось встречать храмы без узкого прохода внутри стен и вообще без каких-либо следов лестницы. На вопрос “как они туда забирались?” первым делом приходило в голову: “Уж не сбоку ли лестницу приставляли?”. Ну, это как бы была шутка, потому что: “где ты такое видел?” А вот теперь увидел! Дёшево, сердито и даже по-своему симпатично:
Удивительно, что от этого сооружения до сих пор что-то осталось. Даже деревянные украшения:
А вот глава колокольни, увы, не устояла:
Завершил фотосессию я съёмками с юга:
С этой стороны храм почти ничто не заслоняет, так что можно беспрепятственно запечатлеть его издали:
Лужокский храм - может и не архитектурный шедэвр, но произведение безусловно интересное и самобытное. Таких в первой половине XIX века ярославские и костромские мастера построили множество. Часто приходится слышать слово “провинциальное” (барокко, классицизм) в значении “неумелое”. Но это не тот случай. Не “не умели”, а “так хотели”. И пусть результат получался не бесспорным, но каждый раз - другим. Это то, чего так не хватает современной российской архитектуре. Храмы, которые строятся в последние годы, кажутся списанными под копирку. Глядя на это однообразие, трудно не прийти к выводу, что архитектура - это не свойство объекта, а фиксация движения архитектурной мысли. Нет движения - нет архитектуры. Впрочем, к 1840-му году, когда был построен храм в Лужке, движение местной архитектурной мысли тоже уже было близко к своему финалу…
Съёмки 2013 года. В галерее как всегда больше и крупнее.