Недавно, разбирая фотоархив, я наткнулся на снимки из давней поездки в Спасо-Геннадиев монастырь. Случилась она в 2008 году, но история того путешествия началась гораздо раньше, ещё в перестроечные годы. Я тогда путешествовал своим ходом, заказывая гостиницы в Трансагенстве. Заказать можно было только сильно заранее, причём не все города: в Питер и Ярославль пускали только молодоженов. Но в менее популярные места попасть было можно. В тот раз я забронировал Кострому. Гостиница оказалась феноменальная: в самом центре, рядом с рынком, и жили там, в основном, восточные люди, сей рынок оккупировавшие. Номера - десятиместные или что-то около того. В пять (!) часов утра дверь с грохотом распахивалась и на пороге появлялась мэтр д’, с позволения сказать, отэль. "Хуцишвили !" - кричала она, "Ты почему за койку не заплатил?" Сонный Хуцишвили в ответ лепетал: “я же вам вчера деньги на столе оставил”. “А…” - недовольно произносила мэтр и с таким же грохотом удалялась…. Впрочем, в гостинице я не задерживался. С утра до вечера путешествовал на общественном (за неимением личного) транспорте. При том что цели путешествия были довольно загадочными, а сам я ощущал себя Христофором Колумбом посреди тэрра инкогнито. Дело в том, что информации об архитектурных достопримечательностях в то время в открытом доступе почти не было. Публиковавшиеся тогда карты имели главной целью ввести в заблуждение вероятного противника. К счастью, у меня был пропуск в Ленинскую библиотеку, где можно было срисовывать на кальку обозначавшие церкви кресты с дореволюционной карты Стрельбицкого. Ну а дальше как повезёт. В тот раз повезло не так как ожидалось. Я отправился на кораблике вверх по Костромке (сейчас трудно себе представить, что когда-то они плавали по такой глуши). Конечной точкой было село Сандогора. Хмурое небо, дикие безлюдные берега - депрессивное роад-муви… Как вдруг, уже перед самой Сандогорой, на левом берегу в отдалении (2.5 км) вырос из тумана загадочный (о его существовании я не подозревал) монастырь. Он был фантастически красив, но то был другой берег и другая, Ярославская, область. Не попасть. Можно было разве что сфотографировать. Впрочем, тот вид был не по зубам советской оптике и гэдээровской плёнке. Но в памяти остался настолько сильный след, что вскоре после того как у меня появилась машина, я отправился в те края. Увы, было поздно. В 2008 году Спасо-Геннадиев монастырь уже начал восстанавливаться и представлял собой смесь обезображенных руин, строительных лесов и восстановленных сараеподобных сооружений. Разочарование было жестоким. Несколько скрасило его то, что по дороге в монастырь встретилось немало интересного. Что касается Павловки, то в неё мы заехали на обратной дороге. От монастыря это всего 6 километров. Павловская колокольня хорошо видна с дороги:
И нельзя сказать, что вид её выглядит особенно заманчивым. Очень посредственный классицизм, увенчанный неуместной луковицей. На подъезде показался и храм:
Ещё менее импозантный. И уже только на месте выяснилось, что в Павловке есть на что посмотреть. Хорошо сохранившаяся ограда безусловно стоила внимания:
Впрочем сохранилась она не со всех сторон. Значительная часть южной стены утратила кованые решетки:
Да и южные ворота - намного скромнее восточных:
Трапезная имеет собственный купол, так можно подумать, что это не один храм, а два, расположенных вплотную друг к другу:
Основной храм построен в 1744 году в глубоко устаревшем к тому времени традиционном стиле. Впрочем, в ярославско-костромских весях этот стиль, кажется, никогда не выходил из моды. Увы, храм не только не моден, но и архитектурными достоинствами не блещет. Второй храм (тот, который трапезная) сооружен почти на сто лет позже в формах классицизма. Он получился несколько более складным, но тоже не шедэвр.
За южной оградой расположена колоритная изба:
Это вид в сторону запада, там течет река Обнора:
Колокольня. Вблизи ничуть не более привлекательная чем издали:
Поставлена на вершине склона:
Если подняться чуть выше, то открывается вид на храмы. Наверное, самый выгодный:
Сомневаюсь, что храмовый комплекс заслуживает особого внимания. Но есть тем не менее в Павловке нечто, что несёт на себе следы настоящего таланта. Как ни странно, это кованые кладбищенские кресты:
Их на павловском погосте множество
Это можно объяснить тем, что храм при советской власти не закрывался.
Но главное - не количество, а качество. Павловские кузнецы (вряд ли это был один кузнец - почерк слишком разнится) были выдающимися мастерами. Особенно хороши те кресты, контур которых выполнен из очень толстой полосы и украшен внутри и снаружи более тонким металлическим кружевом:
Большинство крестов вырастают непосредственно из земли, но есть и такие, что покоятся на фундаменте и имеют в основании кружевные “контрафорсы”:
Тот же крест, снятый на фоне неба:
Вообще, кресты - не самый простой объект для съемки. Железное кружево плохо различимо на фоне травы и деревьев. Если же снимать от земли, то на фоне неба отчётливо прорисовывается только верх креста, нижняя же часть почти полностью теряется.
Вот ещё один крест на фундаменте:
Далеко не все кресты выполнены из толстой полосы. Те, что тонкие, почти все погнуты. И, похоже, не случайно. Хотя казалось бы кладбище посреди села да при действующей церкви - не самое подходящее место для вандализма. Нельзя, как это ни странно, не признать, что иногда погнутость придаёт крестам особую выразительность. Вот этот крест, к примеру, кажется, “машет руками”:
Довольно распространён тип крестов, горизонтальные перекладины которых подпираются очень крупными завитками, отчего вся конструкция начинает напоминать лиру:
Качество ковки далеко не одинаково. Вот в этой паре тот крест что справа выполнен намного грубее того что слева:
Кажется ни один крест не повторяется. Даже небольшие и скромные имеют отличия:
Основание следующего креста укреплено витым металлическим столбиком. Только оно и осталось невредимым. Остальное - причудливо погнуто:
А у этого экзэмпляра витые полоски - в центре каждой ветви креста:
А вот на этом кресте сохранилась старая ржавая табличка:
Очевидно, такие некогда были укреплены на каждом кресте (или под ним). И, кажется, ни на одном старом кресте, кроме этого, не сохранились. Довольно странно для не прекращавшей действовать церкви. В России есть множество заброшенных церквей в урочищах, кладбища которых заполнены ухоженными могилами, а тут… какой-то музей безымянных крестов, переживших память о тех, о ком они были призваны напоминать.
Misera vita! oh, quanto è fral tuo stato!
Ti forma un soffio,
e ti distrugge un fiato.
Обширные размеры кладбища и его нынешняя пустынность позволяют предположить, что некогда Павловка была гораздо более обитаема и что в процессе строительства социализма от её былого населения почти никого не осталось. Но храм продолжает действовать:
Кстати, именно его настоятель инициировал восстановление Спасо-Геннадиева монастыря (ныне Павловка - его подворье)
Северный фасад. А наличники-то - барочные ( ну, в меру способностей мастеров):
Северные ворота. Слева есть ограда, справа -нет:
Снова кресты. Часть из них крашена, в основном новодельные. Но вот этот белый - явно старой ковки:
Хоть и крашен, а таблички всё равно нет...
Возможно, первоначально все кресты были покрашены. Впрочем, ни на одном из ржавых крестов я не обнаружил остатков краски.
Нижний ярус колокольни. Аж целых 6 колонн, и никакого вида:
Второй ярус. Там даже кажется ионический антаблемент - на колоннах жутких пропорций:
Западный портал трапезной. Деревянный фронтон опирается на 4 столба (слово “колонны” кажется здесь неуместным). Но по-своему колоритный:
А вот это чья-то семейная могила за ажурной оградой:
Четыре креста и ни одной таблички:
Необычный крест с плоскими кружками, на которых возможно когда-то были надписи:
Вид от трапезной и колокольни на южные ворота:
Два креста у колокольни. Слева - старинный, справа - новодел:
Разнятся как небо и земля. Советский крест сделан из одинаковых кружков и завитков, приваренных к прямым металлическим пруткам. На старинном кресте и прямые - не совсем прямые, и ни одного скучного круга нет - только динамичные кривые линии. К тому же никакой сварки: толстые прутки крепились между собой заклёпками, а тонкие - скобами:
А вот этот крест - в стиле модэрн. Ну, почти:
Живописная поленница в обрамлении опять-таки крестов:
Южный портал аналогичен западному, только фронтон почему-то каменный:
И опять “танцующие” кресты:
Этот тоже хорош:
Оборачиваемся в сторону восточных ворот:
Они - трехчастные. С юга - арка калитки, с севера - глухая пристройка, зато с сохранившейся луковицей наверху:
С обеих сторон к воротам примыкают стены неких утраченных построек с щипцовыми завершениями и дверьми, ведущими в никуда:
Замечательные павловские кузнецы конечно же не могли обойти вниманием главные ворота своего храма. Увы, их творение сохранилось не в лучшем виде. Южная половина кованых ворот снята с петель и прислонена к арке калитки. Хорошо хоть в металлолом не сдали (по крайней мере в 2008 году):
Зато северная половина всё ещё на месте. Впрочем, она тоже изрядно пострадала:
Главки, сохранившиеся на воротах:
Похоже, их не поновляли со времён постройки.
Северная половина ворот, вид сбоку:
А это южная в похожем ракурсе:
Вид на кружево калитки. Прислонённая половина ворот вносит в композицию непредусмотренное усложнение:
Вид на южную пристройку-обманку:
В северной половине ворот вместо сквозной арки - ниша:
Её, очевидно, некогда закрывала кованая решётка, от которой почти ничего не осталось.
Фронтальный вид ворот:
И наконец самый эффектный вид - с севера под острым углом:
Впечатляющая игра объёмов, линий и плоскостей...
На этом всё. В галерее как всегда больше и крупнее.