понедельник, 30 декабря 2024 г.

Усадьба Быкова Гора (Рязанская область)


Эта усадьба заинтриговала меня очень давно: когда я впервые носил памятники на карту рязанской области, я наткнулся в ныне покойном Панорамио на серию фотографий с изображением необычного здания с башенкой и странной деревянной "дугой" . Довольно быстро удалось выяснить, что это усадьба Нарышкиных "Быкова Гора". Захотелось туда попасть, но как-то не складывалось. Располагалась усадьба в дальнем от Москвы конце Рязанской области и к тому же на территории подворья Вышинского монастыря. Воображение рисовало высокий забор. Стоило ли ехать в такую даль чтобы вернуться, поцеловав двери пропускного пункта?

Но когда в 2018 году я всё-таки решился посетить эти места, выяснилось что нет ни забора, ни пропускного пункта, а на первом встречном доме красуется плакат "продаётся". Вряд ли для покупки требовался монашеский постриг, так что возникло ощущение, что вокруг нас - самая обычная деревня.

Усадебное здание расположено на некотором отдалении от деревенской улицы, под прямым углом к нему отходит тропинка:



Усадьба построена в 70-х годах XIX века в довольно эклектичном стиле.

Основной декоративный элемент - стрельчатые арки. Очевидный намёк на готику, но дольше намёка дело не пошло. Казалось бы, такие богатые люди как Нарышкины могли себе позволить услуги высоко классного архитектора, но видимо не позволили.




Достаточно взглянуть на торцевой фасад правого угла усадьбы:




Массивный сруб с двускатной кровлей - не лучшее дополнение к готический романтике.



В основе композиции усадебного здания лежит вытянутый двухэтажный "пенал". Архитектор попытался сгладить его унылое звучание разнообразными пристройками, но до конца решить проблему ему, имхо, не удалось. Целостного образа не получилось.



Тем не менее, в архитектуре усадьбы есть очень интересные элементы, да к тому же и время (полтора века) добавило постройке очарования.



Готическое тройное окно:



Главный вход в усадьбу оформлен в виде выступа в середине пенала:



Его нижний этаж декорирован в готическом духе, а верхний - не декорирован вообще. Причём пропорции оконных проёмов настолько примитивны, что заставляют заподозрить переделку: вряд ли приличный архитектор мог сотворить такое убожество:



Вид главного входа слева (с юго-запада) :



Крупнее:



Снаружи здание было не просто обшито досками: отделка имитирует руст. Углы пенала декорированы парными каннелированными колоннами:



От левого края пенала отходит полукруглая галерея. Именно она составляла главный предмет моего интереса:



К сожалению, из-за буйной растительности проглядывал только её верх:



К концу галереи примыкает флигель. В отличие от основного здания усадьбы, он выполнен из кирпича. И, хотя его трудно разглядеть за деревьями, очевидно, что его утилитарная архитектура резко диссонирует с готически-романтическим стилем ансамбля:



Впрочем, меня интересовала прежде всего галерея. Такие были характерны для классических усадеб, где они всегда сооружались парами: потому что флигеля - два и потому что классицизм склонен к симметрии.



Одиночные галереи встречаются крайне редко. Например в усадьбе Андреевское Ярославской области https://ferzunkin.blogspot.com/2018/12/blog-post . Деревянных галерей я не припомню.



Ну и потом дело не только в дереве: готические ложные окна, покатая крыша - всё это создаёт уникальный образ. Окна обрамлены такими же колоннами, какие украшают углы основного здания:



Возвращаемся на протоптанную тропинку:



и отходим чуть дальше:



За деревьями начинает разглядывать вход во флигель:



Голые стены, никакого декора:



Заходим внутрь флигеля:



Слева от входа - закуток, в котором сохранилась старинная печь:



Прямо против входа - пустая комната с окном:



Вид от окна в сторону входа:



Справа от входа- ещё одна комната. Вдали виднеется проход в галерею:



Перегородка отделяет небольшой закуток:



Назначение комнаты, как и флигеля в целом, определить сложно. Возможно, при Нарышкиных здесь располагалась кухня, но при советах флигель скорее всего был перепрофилирован и перепланирован.

Выход из флигеля в галерею:



Здесь всё разворочено:



Возвращаемся ко входу:



Выходим наружу через полуразрушенные сени:



И оказываемся в лесу:



Вскоре из-за деревьев начинает проглядывать избушка:



Подойдём поближе:



Постройка явно дореволюционная. Сруб, кажется, ещё крепок, а вот лестница начала разрушаться:



Лестница ведёт на террасу, которая тоже доживает последние дни:



Обращений к реке край террасы - почти вровень с землёй: избушка стоит на склоне. Под кровлей - деревянные кружева:



Возможно, в избушке располагалась одна из мастерских, которыми славилась нарышкинская усадьба.

А мы идём дальше сквозь лес по хорошо протоптанной дорожке:



Появляется плетень, за ним ещё одна избушка:



Дальше - ещё какое-то сооружение:



Мне было показалось что это что-то старинное, но при попытке приблизиться стало ясно, что это образец савецкой сарайной архитектуры.

Я решил вернуться назад, при этом первая избушка открылась с другой стороны:



Отсюда фасад в 3 окна просматривается довольно хорошо:



Старинное окно крупным планом:



Дальше я сквозь заросли стал подобраться к задней стене флигеля:



Отсюда неплохо смотрится шатёр усадебной башни:



Место примыкания галереи к флигелю основательно разворочено:



Чуть ближе и при естественном контрасте:



С этой стороны окна были настоящими, но некоторые из них ныне заколочены досками:



Уровень пола в галерее был значительно ниже чем во флигеле. Перешагнув через остатки лестницы, проникнем внутрь галереи:



Здесь довольно темно, потому что окна только с одной стороны, к тому же они частично заколочены:



Но режим HDR позволяет разглядеть старинную литую решетку:



Чем дальше я продвигался по полусгнившему полу, тем сильней меня охватывал восторг: будто это кривой коридор вёл в нарышкинскую эпоху.



По ходу обнаружился вход в примыкающее к галерее небольшое помещение:



А вот эта решетка явно не оригинальная:



Взгляд назад:



Галерея плавно переходит в примыкающую к фронтальной стене основного здания пристройку, так что стрельчатые окна уже не слева, а справа:



А слева - нечто вроде холла:



Проникаем в холл. Вид назад, в сторону выступа фасада:



Поворачиваем направо и видим картину ролуразрушенной торцевой пристройки:



Это её угол:



Заглянем в окно что справа и увидим бок обрушившейся веранды:



Выход на веранду:



На следующем снимке выход проглядывает слева, а окно в центре тоже смотрит (смотрело) на веранду:



Поворачиваемся на 180 градусов. Впереди - холл, за ним - начало галереи:



Мы вернулись в холл и повернули налево. За дверью - вестибюль. Вдали проглядывает окно правого торца усадьбы:



А вот и сам вестибюль. Справа - центральный вход, на переднем плане - лестница, ведущая на второй этаж:



Разруха полнейшая, исследовать дальше этот барак мне не захотелось. Отложил на потом и вернулся назад в холл:



А дальше  - через восхитительную галерею:



... выходим на пленэр



... чтобы осмотреть заднюю стену галереи снаружи:



Она сама по себе тёмная, да ещё и скрыта за деревьями:



Но HDR нам в помощь. Итак, между флигелем и пристройкой - 4 окна:



Два крайних окна со стороны флигеля. То что справа - полностью заколочено, а которое слева заколочено только снизу:



Вид в сторону пристройки:



Третье окно:



И наконец ближнее к пристройке - на котором оригинальная решетка:



Пожалуй, самый эффектный ракурс усадьбы:



Пристройка:



Хороша!

Вид на торец основного здания и башню:



Верх башни:



Между пристройкой и основным зданием виднеется последнее окно галереи:



Смещается дальше от флигеля:



И наконец выходим на поляну перед задним фасадом усадьбы:



Ходить надо аккуратно, встречаются глубокие ямы:



Край усадьбы с башней. Башня кажется абсолютно инородным телом, логика архитектора не прослеживается:



Вид от края поляны:



К этой части фасада ещё совсем недавно примыкала деревянная веранда:



Дальняя от флигеля часть здания увенчались фронтоном.



Вероятно именно здесь располагалась парадная гостиная:



Из окон которой открывался вид на реку (теперь за деревьями ничего не разглядишь)



Противоположный башне торец усадьбы:



Зайдём за угол. Га стене табличка: охраняется государством. Ну да, как мы сразу не догадались…



Заходим в усадьбу через тот вход что в правом крыле:



Может быть именно он был главным. По крайней мере, лестница намного капитальнее:



И сохранилась гораздо лучше:



Я побродил по первому этажу. Вот эта комната расположена в торце:



Кое-где с первого этажа можно полюбоваться на второй:



Длинный и мрачный коридор:



Угловая комната:



Старинная печь:



Вид из комнат на парадную лестницу:



Ещё одна комната:



Вид из окна:



и на дверь:



Кажется, здесь должна была  находиться гостиная:



Впрочем, помещение небольшое, потолки низкие… Больше напоминает комнату в хрущевской пятиэтажке:



В следующей комнате из-под отвалившейся штукатурки проглядывает деревянная стена:



Полная разруха:



Комнат много, но все они похожи друг на друга как прямоугольники разных размеров. Вообще всё это скорее напоминает барак чем усадьбу



Мы дошли до центрального входа:



На двери - надпись. Нарышкины беспокоились о посетителях своей усадьбы:



Карабкаться по этой лестнице было лень, поэтому я вернулся назад, и по главной лестнице отправился на второй этаж:



Здесь тоже множество ничем не примечательных комнат:








И тоже старые печи:



Но вот тут даже как-то поинтереснее:



И какой простор для фресковой живописи:



Слева - выход на центральную лестницу:



Комнатушка со странным, низко расположенным окном:



Вид на площадку между полётами лестницы. Напоминает балкон:



Один мой знакомой называл такое "комнатай для тёщи":



Угол здания с выходом на рухнувшего веранду:



Та же комната, вид в противоположную сторону:



А это вход в башню:



Вот и сама башня:



Отсюда когда-то открывался великолепный вид:



В башне - два этажа, но проход на верхний этаж мне обнаружить не удалось. Только дыра в потолке:



Балкон:



Вид из окна на крышу галереи. Чем-то напоминает ж/д вагоны:



По главной лестнице спускаемся вниз:



И выходим на улицу:



Выступ, в котором расположена парадная лестница выглядит намного солидные чем тот, который расположен в центре здания:



На этом всё. Съёмки 2018 года. В галерее есть ещё и размером поболе.