суббота, 1 февраля 2025 г.

Богослов (церковь Антроповского района. Костромская область)

Село Богослов  расположено в Антроповском районе Костромской области, Это довольно глухие места к  юго-востоку от Галича. Тем не менее, в селе - 2 церкви. Первой взору путника предстаёт летняя Благовещенская:



Построена она была в 1801 году, но, как обычно для провинции, внешний вид её определяется не актуальными архитектурными идеями эпохи, а вкусами местных мастеров.



Сооружение получилось, имхо, довольно посредственным. На тяжеловесный традиционный четверик водружен выпуклый купол с массивным пятиглавием:



Подобные храмы имелись в Галиче (село входило в Галичский уезд), и один из них, очевидно, был взят за  образец. 



Окна украшены барочными наличниками, но погоды они не делают:



Смещается к западу:



В трапезной зияет огромная дыра, такие обычно прорубались для проезда сельхозтехники:



Заходим внутрь трапезной. Стены без росписей, но сохранили яркую раскраску. Северная стена:



На потолке видны розетки, из центра которых наверняка ранее свисали светильники:



От сельхозтехники осталось разве что колесо. Восточная стена:



Западную часть трапезной хозяин соседнего дома приспособил для хранения дров:



Так что проход в колокольню, от которой сохранился только нижний ярус (см. фото выше) оказался почти полностью завален:



Выходим из трапезной на другую сторону от церкви и обнаруживаем тёплую Богословскую церковь:



Она Построена позднее, в 1819 году, как бы в классическом стиле. "Как бы" - потому что в основе её композиции нетрудно обнаружить тот же самый старинный образец:



Вход в храм предваряет притвор, никак не отделённый от основного пространства. Его проём фланкирован неплохо сохранившимися  огромными печами:



В таком решении угадывается некая особая эстэтика, совершенно не характерная для классицизма. 


Интэрьер Богословской церкви вообще крайне необычен. В глаза бросаются массивные столбы, практически лишённые декора. Это больше напоминает какой-нибудь клуб эпохи социализма чем храм первой четверти XIX века. 



Над входом расположены хоры:



Обычно хоры (а они сами по себе не очень обычны в православных храмах) устраивают так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь же хоры занимают чуть ли не половину высоты помещения и простираются от южной стены до северной. 


В юго-западном углу сохранился нижний пролёт лестницы, ведшей на хоры:



В продолжение кто-то положил доску:



 Но мы не канатоходцы… 


Потолок храма - плоский, что ещё сильнее уменьшает сходство с культовыми сооружениями. 



В восточной стене - два огромных арочных проёма, внутри которых обязана была располагаться конструкция иконостаса:



По сути, стены как таковой нет - только грубый разделительный столб посередине. Трудно себе представить в 1819 году подобный "конструктивизм*. Но и на последствия советской перестройки это тоже не похоже: вряд ли при советской власти стали бы сохранять хоры. Вероятно, логика у строителей была такова: для красоты есть летний храм, а этот - только  чтобы зиму в тепле переждать. Тут на самом деле можно вспомнить двухэтажные церкви, нижние, предназначенные для зимы, этажи которых обычно имеют низкие довольно плоские потолки и очень скромны по своей архитектуре. Похоже, в Богослове решили воспроизвести нечто подобное в отдельном строении. 


Северная стена:



Южная стена:



Выходим на пленэр и созерцаем летний храм с севера:



А это тёплый храм целиком:



Купол (чисто декоративный) покоится на деревянном основании, которое в свою очередь опирается на 4 двускатные кровли. Решение вполне в духе классицизма, но вот огромная луковица наверху - это явно моветон. Впрочем, для галичских зодчих было типично приносить чистоту стиля в жертву собственным представлениям о красоте. И, надо признать, в данном случае красота состоялась:



Юго-запад - единственное направление, с которого можно снять тёплый храм более-менее издали:



Правда, летний храм при этом почти полностью скрывается за деревьями. Разве что барабаны можно попытаться поймать в объектив:



Ну а с востока и севера что-то снять просто невозможно.


Переходим к осмотру внутреннего объёма летнего храма. Он перекрыт незамысловатым лотковым сводом:



Купольные росписи сохранились плохо. Западный лоток:



Северный лоток:



Восточный лоток:



И наконец южный:



Переходим к стенам. Северная:



Роспись в правом простенке между окнами довольно приличного качества:



Парная роспись в левом простенке:



Остатки росписи справа от двери:



И слева:



А вот и сама дверь, через которую я зашёл внутрь:



Если её приоткрыть, открывается вид на зимнюю церковь:



Крупнее:



Купол:



В юго-восточной стенке деревянного подкупольного восьмеричка прорезано вентиляционное окошко:



Западная стена с заложенным проходом в трапезную:



Над проходом неплохо сохранилась фреска довольно невысокого качества. Это конечно не "рисуют дети" Как в Николе на Быстрых, но тоже довольно наивное искусство:



Росписи по краям сохранились плохо. Это та что справа:



А эта слева:



Южную стену целиком я не заснял. Наверное из-за сильного контрового света (в 2012 году я ещё не использовал HDR). Зафиксировал только росписи в простенке между окнами:



Это парная:



Ну и наконец приступаем к самому ценному, что есть в  Богослове: росписям апсиды.



Они резко контрастируют с остальными как по качеству, так и по характеру. Если росписи стен и купола  разрежены и выдержаны в голубоватых тонах, то в апсиде они насыщены и переливаются золотистыми оттенками. Если живопись стен заурядна и в лучшем случае  посредственного качества, то в  апсида она оригинальна и самобытна. Нечто  похожее встречается разве что под Нерехтой, в Красном-Сумарокове.


Росписи делятся на три части:

  1. Живопись в арке

  2. Фрески верхней части купола

  3. Росписи лотка над центральным окном


Начнём с арки. В ней помещено 3 клейма. Верхнее центральное сохранилось хуже других:



Фреска в южной части арки:



На ней изображены 3 фигуры. Это, безусловно, наивная живопись, но в лучшем смысле слова. Анатомические пропорции и формы лиц далеки от реализма, но при этом гармоничны и выразительны. 


Фреска в северной части арки:



Её центральная часть:



Сюжет с рыбаками - один из самых замечательных:



В верхней части - фигура святого:



Переходим к фрескам, украшающим верх купола.


В верхней точке расположено круглое клеймо:



Композиция - многофигурная:



Правая часть:



Часть левая:



Ниже с севера и юга расположены по 2 клейма. Вот это северо-западное:



Здесь тоже много фигур:




Северо-восточное клеймо:



Его центральная часть:



Юго-западное клеймо:



Фрагмент:



А вот юго-восточное клеймо я снять забыл. Увы. Впрочем, его можно более-менее рассмотреть на общей фотографии фресок апсиды, особенно если заглянуть в галерею


Лоток над центральным окном:



Внизу в центре - фигура святого на троне:



Фрагмент:



Клеймо справа:



Фрагмент:



Левое клеймо:



Фигура в центре обращена к зрителю спиной. Она заслоняет часть лица другой фигуры:



Ангел в левой части фрески:



И наконец клеймо вверху:



В центре увенчанная нимбом фигура (вероятно, Христос), выходящая из гроба:



Слева от неё ангел:



Под ним - очень колоритные фигуры поверженных воинов. Что-то в духе то ли Брэйгеля, то ли Хогарта:



Не менее восхитительны фигуры справа внизу:



Один рыдает, опустив голову на колени. Лицо другого выражает, если можно так выразиться, когнитивный диссонанс. 


В завершение обзора интэрьера - взгляд из апсиды на арку, отделяющую её от основного объема:



И панорама потолка, снятая с самой восточной точки апсиды:



Возвращаемся на пленэр:



Прощальный взгляд издали:



Но нет, ещё напоследок сфотографируем купола "трубой":



Работа костромских кровельщиков вызывает неизменное восхищение



как филигранностью работы, так и её феноменальной долговечностью



На этом всё. Съёмки 2012 года. В галерее снимки крупнее.