Село Богослов расположено в Антроповском районе Костромской области, Это довольно глухие места к юго-востоку от Галича. Тем не менее, в селе - 2 церкви. Первой взору путника предстаёт летняя Благовещенская:
Построена она была в 1801 году, но, как обычно для провинции, внешний вид её определяется не актуальными архитектурными идеями эпохи, а вкусами местных мастеров.
Сооружение получилось, имхо, довольно посредственным. На тяжеловесный традиционный четверик водружен выпуклый купол с массивным пятиглавием:
Подобные храмы имелись в Галиче (село входило в Галичский уезд), и один из них, очевидно, был взят за образец.
Окна украшены барочными наличниками, но погоды они не делают:
Смещается к западу:
В трапезной зияет огромная дыра, такие обычно прорубались для проезда сельхозтехники:
Заходим внутрь трапезной. Стены без росписей, но сохранили яркую раскраску. Северная стена:
На потолке видны розетки, из центра которых наверняка ранее свисали светильники:
От сельхозтехники осталось разве что колесо. Восточная стена:
Западную часть трапезной хозяин соседнего дома приспособил для хранения дров:
Так что проход в колокольню, от которой сохранился только нижний ярус (см. фото выше) оказался почти полностью завален:
Выходим из трапезной на другую сторону от церкви и обнаруживаем тёплую Богословскую церковь:
Она Построена позднее, в 1819 году, как бы в классическом стиле. "Как бы" - потому что в основе её композиции нетрудно обнаружить тот же самый старинный образец:
Вход в храм предваряет притвор, никак не отделённый от основного пространства. Его проём фланкирован неплохо сохранившимися огромными печами:
В таком решении угадывается некая особая эстэтика, совершенно не характерная для классицизма.
Интэрьер Богословской церкви вообще крайне необычен. В глаза бросаются массивные столбы, практически лишённые декора. Это больше напоминает какой-нибудь клуб эпохи социализма чем храм первой четверти XIX века.
Над входом расположены хоры:
Обычно хоры (а они сами по себе не очень обычны в православных храмах) устраивают так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь же хоры занимают чуть ли не половину высоты помещения и простираются от южной стены до северной.
В юго-западном углу сохранился нижний пролёт лестницы, ведшей на хоры:
В продолжение кто-то положил доску:
Но мы не канатоходцы…
Потолок храма - плоский, что ещё сильнее уменьшает сходство с культовыми сооружениями.
В восточной стене - два огромных арочных проёма, внутри которых обязана была располагаться конструкция иконостаса:
По сути, стены как таковой нет - только грубый разделительный столб посередине. Трудно себе представить в 1819 году подобный "конструктивизм*. Но и на последствия советской перестройки это тоже не похоже: вряд ли при советской власти стали бы сохранять хоры. Вероятно, логика у строителей была такова: для красоты есть летний храм, а этот - только чтобы зиму в тепле переждать. Тут на самом деле можно вспомнить двухэтажные церкви, нижние, предназначенные для зимы, этажи которых обычно имеют низкие довольно плоские потолки и очень скромны по своей архитектуре. Похоже, в Богослове решили воспроизвести нечто подобное в отдельном строении.
Северная стена:
Южная стена:
Выходим на пленэр и созерцаем летний храм с севера:
А это тёплый храм целиком:
Купол (чисто декоративный) покоится на деревянном основании, которое в свою очередь опирается на 4 двускатные кровли. Решение вполне в духе классицизма, но вот огромная луковица наверху - это явно моветон. Впрочем, для галичских зодчих было типично приносить чистоту стиля в жертву собственным представлениям о красоте. И, надо признать, в данном случае красота состоялась:
Юго-запад - единственное направление, с которого можно снять тёплый храм более-менее издали:
Правда, летний храм при этом почти полностью скрывается за деревьями. Разве что барабаны можно попытаться поймать в объектив:
Ну а с востока и севера что-то снять просто невозможно.
Переходим к осмотру внутреннего объёма летнего храма. Он перекрыт незамысловатым лотковым сводом:
Купольные росписи сохранились плохо. Западный лоток:
Северный лоток:
Восточный лоток:
И наконец южный:
Переходим к стенам. Северная:
Роспись в правом простенке между окнами довольно приличного качества:
Парная роспись в левом простенке:
Остатки росписи справа от двери:
И слева:
А вот и сама дверь, через которую я зашёл внутрь:
Если её приоткрыть, открывается вид на зимнюю церковь:
Крупнее:
Купол:
В юго-восточной стенке деревянного подкупольного восьмеричка прорезано вентиляционное окошко:
Западная стена с заложенным проходом в трапезную:
Над проходом неплохо сохранилась фреска довольно невысокого качества. Это конечно не "рисуют дети" Как в Николе на Быстрых, но тоже довольно наивное искусство:
Росписи по краям сохранились плохо. Это та что справа:
А эта слева:
Южную стену целиком я не заснял. Наверное из-за сильного контрового света (в 2012 году я ещё не использовал HDR). Зафиксировал только росписи в простенке между окнами:
Это парная:
Ну и наконец приступаем к самому ценному, что есть в Богослове: росписям апсиды.
Они резко контрастируют с остальными как по качеству, так и по характеру. Если росписи стен и купола разрежены и выдержаны в голубоватых тонах, то в апсиде они насыщены и переливаются золотистыми оттенками. Если живопись стен заурядна и в лучшем случае посредственного качества, то в апсида она оригинальна и самобытна. Нечто похожее встречается разве что под Нерехтой, в Красном-Сумарокове.
Росписи делятся на три части:
Живопись в арке
Фрески верхней части купола
Росписи лотка над центральным окном
Начнём с арки. В ней помещено 3 клейма. Верхнее центральное сохранилось хуже других:
Фреска в южной части арки:
На ней изображены 3 фигуры. Это, безусловно, наивная живопись, но в лучшем смысле слова. Анатомические пропорции и формы лиц далеки от реализма, но при этом гармоничны и выразительны.
Фреска в северной части арки:
Её центральная часть:
Сюжет с рыбаками - один из самых замечательных:
В верхней части - фигура святого:
Переходим к фрескам, украшающим верх купола.
В верхней точке расположено круглое клеймо:
Композиция - многофигурная:
Правая часть:
Часть левая:
Ниже с севера и юга расположены по 2 клейма. Вот это северо-западное:
Здесь тоже много фигур:
Северо-восточное клеймо:
Его центральная часть:
Юго-западное клеймо:
Фрагмент:
А вот юго-восточное клеймо я снять забыл. Увы. Впрочем, его можно более-менее рассмотреть на общей фотографии фресок апсиды, особенно если заглянуть в галерею.
Лоток над центральным окном:
Внизу в центре - фигура святого на троне:
Фрагмент:
Клеймо справа:
Фрагмент:
Левое клеймо:
Фигура в центре обращена к зрителю спиной. Она заслоняет часть лица другой фигуры:
Ангел в левой части фрески:
И наконец клеймо вверху:
В центре увенчанная нимбом фигура (вероятно, Христос), выходящая из гроба:
Слева от неё ангел:
Под ним - очень колоритные фигуры поверженных воинов. Что-то в духе то ли Брэйгеля, то ли Хогарта:
Не менее восхитительны фигуры справа внизу:
Один рыдает, опустив голову на колени. Лицо другого выражает, если можно так выразиться, когнитивный диссонанс.
В завершение обзора интэрьера - взгляд из апсиды на арку, отделяющую её от основного объема:
И панорама потолка, снятая с самой восточной точки апсиды:
Возвращаемся на пленэр:
Прощальный взгляд издали:
Но нет, ещё напоследок сфотографируем купола "трубой":
Работа костромских кровельщиков вызывает неизменное восхищение
как филигранностью работы, так и её феноменальной долговечностью
На этом всё. Съёмки 2012 года. В галерее снимки крупнее.