Уже после просмотра с удивлением узнал, что это была комедия. Ну, намёки на комедию, в принципе, были. Что-то вроде чеховской “Свадьбы”. Только вместо генерала - страдающая деменцией старуха в логове яппи. Советский кинематограф Чехова в “Свадьбе” несколько подрихтовал: усилил линию “дедушку обидели”. Вот и Майк Ли очень давит на тему “бабушку обидели”. А если учесть, что постоянно обижаемая бабушка с Альцгеймером занимает уйму экранного времени, то комедия прорисовывется та ещё. Я бы назвал это словом “пасквиль”. Может, конечно, яппи они и вправду такие глупые и мерзкие, но, во-первых, это нисколько не смешно, а, во-вторых, убедить в этом зрителя Майк Ли не сумел. Да вроде и не особо пытался.
Ещё одна комедийная линия - юноша, которого мать выгнала из дома за то, что он купил пирожки не с той начинкой. Немного напоминает “Меня мама после 11-ти домой не пускает” из “Чувствительного милиционера”, но у Муратовой это было гениально, а тут - просто какая-то глупая заплата.
Если выкинуть из фильма Ли всю эту “комедию”, то остаётся линия главного героя и его подруги. Вот она режиссёру удалась. Прежде всего подкупает необычность персонажей. Он - марксист, она тоже левых убеждений. Она хочет ребёнка, он считает, что мир и без того перенаселён. Со временем возникает подозрение, что дело вовсе не в перенаселённости мира, а в том, что мать героя (та самая старуха с Альцгеймером) в своё время сильно дискредитировала в его глазах само понятие семьи.
Впрочем, возможно дело не только в этом или вообще не в этом. На лицо глубокое разочарование героя окружающим миром. Майк Ли фиксирует кризис левых идей в эпоху Тэтчеризма. Рабочий класс канул в Лету, превратившись в обывателей-яппи, вполне довольных своим буржуазным существованием. Званые вечеринки, дорогие автомобили, посещения оперы - сытая безбедная жизнь стала уделом большинства. А те, кому такой жизнью насладиться не удаётся - смотрят не в сторону пролетарской революции, а в сторону богатых и удачливых. Иное дело - герой с подругой. Нет, они не готовятся к штурму почт и телеграфов, не стремятся жить в кибуце. Вообще, положительная левая программа в фильме никак не обозначена. Зато обозначено полное отторжение правой программы. Герои напоминают что-то вроде секты нестяжателей в мире, который только стяжательством и одержим. Ли рисует тэтчеристскую Англию как торжество всепоглощающего эго. В ней нет места каким бы то ни было проявлениям человечности: участию, состраданию, любви. Да что там, настоящим социальным контактам вообще. Видимо, именно это, по мысли Майка Ли, превращает яппи в тех дебилов, которыми они показаны в фильме. Наверняка переборщил. Но в результате получил фон, на котором отношения главных героев смотрятся особенно трогательно: любовь двух людей, тонущих в деградирующем мире. Без какой-либо надежды на спасение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий