Не так редко со мной случается, что один и тот же заброшенный храм попадает в поле зрения повторно. И, хотя дважды в одну и ту же реку не удаётся войти никогда, всё же резкий контраст наблюдается только при радикальной смене сезонов. К примеру, у меня есть репортаж о селе Ёмсна, в котором сопоставлены кадры, сделанные зимой и летом. А вот так чтобы приехать в тот же сезон и ничего вокруг не узнать… Ну, разве что если храм начали восстанавливать (тогда обычно рассмотреть удаётся только строительные леса). Храм в бывшем селе Покров-Пема никто к моему второму приезду восстанавливать не начинал. Да и я второй раз его навещать особо не планировал. Просто так получилось, что путешествие в сторону Чухломы закончилось раньше предполагаемого времени. Мы уже подъезжали к Галичу, а до заката оставался ещё почти час. И тут у меня возникла мысль: а не завернуть ли в Покров-Пему. Это всего километров 5 в сторону, есть шанс получить эффектные предзакатные кадры - всё лучше чем сидеть в галичской гостинице. Каково же было моё удивление, когда по приезде в Пему я увидел… Впрочем, лучше это продемонстрировать на фото. Итак, летом 2012-го года это выглядело следующим образом:
В 2018-м стало выглядеть примерно вот так:
Найдите 5 отличий :) На самом деле, ни одного кадра снятого с той же самой точки мне впоследствии найти не удалось: в 12-м году с тех же точек можно было снять разве что кусты. Что случилось, понятно: кладбище очистили от деревьев. Поскольку кладбище - довольно обширное и густо заросшее, работы наверняка было много. Уж не знаю, кто её затеял: хранители архитектуры или родственники усопших. Вообще-то расчищенные кладбища встречаются нередко. Но выглядит это обычно так: ты видишь церковь и радостно бежишь к ней навстречу, как вдруг выясняется, что встреча состоится не сразу: путь преграждают поваленные в беспорядке деревья, которых ты не заметил за зарослями бурьяна. Причём из-за этого самого бурьяна не видно, куда ступить, чтобы преодолеть хитросплетение лежащих на земле в беспорядке стволов и веток. Каждый шаг - мучение. И ты понимаешь, что скорее сломаешь себе ногу, чем прорвёшься через эти несчастные 20 метров завалов. Иное дело тут: всё аккуратно распилено, чистота чуть ли не идеальная. Возникло предположение: уж не соседний ли Галич постарался. Городок он невеликий, но всё же кладбище, по крайней мере то которое я видел (у Космодемьянской церкви) выглядело довольно перенаселённым. А тут - недалеко от города, шоссэ рядом, и какой фэншуй! Впрочем, это только мои фантазии. В конце концов, в окрестностях Галича немало таких кладбищ, о которых московские покойники могут только мечтать.
Теперь собственно о храме. Начну с более ранней фотосессии и прежде всего с ворот на кладбище:
Их монументальность позволяет предположить что ограда была внушительной
Увы, сегодня от неё не осталось и следа.
Что касается самих ворот, то они тоже пострадали, но видно, что выполнены они были в классическом стиле, с парными колоннами, обрамляющими каждый из трёх проходов:
Самый дальний вид на храм открывался с северо-запада:
А с севера можно было рассмотреть только колокольню, и то - в контровом освещении:
Зато можно рассмотреть расположенный к северу от храма квадратный в плане дом:
Судя по всему, дом причта:
Дальше север исследовать нет смысла, вернёмся к воротам:
С обратной стороны они не столь живописны.
Вид ансамбля от ворот:
А это - солист ансамбля чуть крупнее:
Дальше я зашёл внутрь. Боковые арки колокольни перегорожены какими-то железяками:
Проход из колокольню ведёт не напрямую в трапезную. Сначала на пути встречается небольшой притвор:
Заходим в трапезную. Здесь довольно неплохо сохранились деревянные декорации обоих алтарей:
Это северный:
Алтари отделены от основного объёма трапезной массивными столпами, образующим арки со стенами, отделяющими трапезную от храма:
Все углы трапезной - закруглены
.
Это южный алтарь трапезной изнутри:
При входе в трапезную сохранились основания двух массивных печей:
Над проходом в основной объём уцелел крест:
Заходим внутрь.
Здесь тоже частично сохранились деревянные конструкции:
Верх храма:
Он необычен, но довольно характерен для чухлоссицизма: квадрат стен переходит в окружность основания фонаря, который не совсем фонарь - с тем же успехом можно назвать его восьмериком с неравными гранями. Таким он предстаёт снаружи, но не изнутри.
БОльшие грани восьмерика несут на себе тройные палладианские окна.
Северная стена храма:
А это - южная стена:
Западная стена:
Апсида:
Пол апсиды:
Сохранившиеся фрагменты деревянных декораций очень изящны:
Но сохранность - плачевная:
Не лучше сохранились и росписи:
Впрочем, уже сам их сиренево-серый фон производит сильное впечатление
Помимо библейских сюжетов - довольно много геометрических узоров:
Другие росписи можно посмотреть в галерее. А мы направляемся к выходу.
На окне в северной стене притвора сохранились остатки деревянной рамы:
С филенчатой резьбой:
Справа от выхода - ход на верхние ярусы колокольни:
Но высоко не поднимешься:
Выходим наружу и продолжаем осмотр:
Задачка не из простых, потому что деревья подступаются к стенам почти вплотную.
Колонны - весьма нетрадиционного ордера: капитэли, по сути, образованы раскреповками архитрава. А на фризе им вторят пилястры с похожими раскреповками карниза. Ловишь себя на мысли, что ты уже где-то видел такое. Наверное, на ВДНХ. Но для храма, построенного в 1815 году - это было сильно.
Делаем снимок верха колокольни из-за трапезной:
И переходим на юго-восток
С этой стороны деревья отступают, так что можно снять храм почти целиком
Хорошо уже то, что с этой стороны съёмки - не против солнца:
Становится понятно, что подобные “капитэли” - не следствие профнепригодности архитектора. Что к тому креативу, который устроен на куполе, ни один из известных ордеров не подошёл бы.
“Креатив”, который устроен на куполе Покрова-Пемы - это, пожалуй, один из самых ярких образцов чухлоссицизма. Что-то вроде “шапки мономаха”:
Фиксируем храм с самой дальней юго-восточной точки:
И смещаемся к югу. Но с этой стороны половину храма заслоняет дерево:
Вид на трапезную и колокольню от южной стены храма:
Второй ярус колокольни крупным планом:
Попытка снять храм с юго-запада:
Съёмке мешают не столько сами деревья, сколько создаваемые ими глубокие тени
Ну и под конец фотосессии я зафиксировал с увеличением завершение храма. Это вид купола с растущими на нём деревьями с запада:
Это юго-западная глава с сохранившимся крестом:
Юго-восточная глава:
Центральная глава с юго-востока:
Барабан центральной главы:
Луковица:
А это купол колокольни:
Шпиль:
И крест:
На этом фотосессия 2012 года была завершена.
Сессия 2018 года оказалась намного короче. Минут 15 всего. Это потому что стоило ей начаться - солнце почти сразу начало прятаться за облачность у горизонта.
Только в самом начале освещение было ярким:
Имеется в виду верх храма:
Это он же в немного другом ракурсе:
до низа солнце уже не доставало
Храм отдельно:
Прямо на глазах освещение стало ослабевать:
Это последний кадр, который мне удалось снять при приличном освещении:
Когда я приблизился к колокольне, наступили сумерки:
Правда вскоре солнечные лучи стали теплится:
И остаток фотосессии я пытался улучить момент, когда они разгорятся
Верх храма с северо-запада. Видно, что растительность была удалена и с купола:
Съёмка с севера широким углом:
Хорошо видно закругление трапезной, в котором расположен алтарь.
После ликвидации деревьев стало возможно получить фронтальный вид храма:
Правда на этот раз только с севера (потому что с юга царила тьма)
Можно отойти ещё дальше, за линию ближайших оставленных деревьев:
Это верх крупным планом, снятый на повышенной чувствительности:
И вот уже наступили настоящие и "бесповоротные" сумерки:
Возвращаясь к машине, я ещё раз сфотографировал храм с юга:
Но на сей раз это были скорее съёмки вечернего неба:
Под конец наверное стоит как-то сопоставить впечатления от этих двух таких странных встреч с замечательным костромским храмом. Это здорово, что теперь ничто не заслоняет обзора и, что ещё важнее, деревья не растут на куполе. Но всё же потерялось какое-то очарование места и времени. Хорошо что хоть фотографии остались. Они, хотя бы отчасти, позволяют сохранить память о былом.
В галереях как всегда фотографий больше, и они крупнее:
2012: https://photos.app.goo.gl/TVPr45NToaJRV8of7
2018: https://photos.app.goo.gl/gXKKj3Upmw3cfyuR7
Храм входит в маршрут "Ржавое кольцо Галича"
Комментариев нет:
Отправить комментарий