суббота, 1 ноября 2008 г.

"Сжечь после прочтения"

В недавнем интервью Тильда Суинтон поведала, что Итан Коэн во время съёмок "ржал как осёл". Я вот думаю, над чем? У самой Суинтон, кажется, ничего супер-смешного не было. Может, над тем, как Фрэнсис Макдорманд поджимала губки перед очередным интернет-свиданием? Действительно, ужасно смешно. Напоминает сцену из "Настройщика", когда Зайцева, нацепив на голову что-то вроде абажура "бель эпок", сгорала от любви к брачному аферисту. Только вот Макдорманд, в отличие от Зайцевой (и не смотря на морщины), смотрится вполне сексапильно. По крайней мере, на экране. В жизни-то она, кажется (если глянуть фото на imdb), выглядит гораздо скромнее. Похоже, братья Коэны позаботились о достоинствах внешности персонажа, страдающего от недостатков внешности. Таков Голливуд: снимай что хочешь, лишь бы было глаз не оторвать. Этому требованию в полной мере отвечают практически все персонажи фильма.
Впрочем, надо отдать должное Коэнам, бенефисы кинозвёзд им удалось вписать в динамичный сюжет "о том, что, Ваня, мы с тобой в Париже, нужны как в бане пассатижи", разве что место действия в стихах Высоцкого пришлось поменять. Профессиональная никчёмность героев воплощена в дискетах с никому не нужными секретами, воспоминаниях о никому не нужных событиях, слежкой за никому не нужными персонажами и убийствами ничего собой не представляющих личностей. Коэны выворачивают гнилые внутренности постиндустриального общества со скрупулёзностью патологоанатома и азартом тинейджера. Азарт их и подвёл. Изображение идиотами всех подряд от тренера джима до босса ЦРУ (это заведение изображено в стиле "тук-тук.войдите") делает фильм плоским и примитивным. Он чем-то напоминает завязку "Красоты по-американски", вот только Коэны до самого конца так и не рассмотрели в своих героях никакой внутренней "бьюти". Да они, кажется, и не искали ничего такого. Не с этой же целью они одарили героя Дж.Клуни фаллосом-качалкой. Тоже, кстати, довольно смешно получилось. Вот только актёрская задача Клуни тем самым сильно усложнилась. На самом деле, хочется снять перед ним шляпу: настолько отвратительного типа он из себя сделал. Но изобразить свихнувшегося на сексе самца без единой сцены секса - практически невозможно. С сексом у Коэнов вообще случилась заминка. Вот уж где, кажется, могли бы развернуться заправские циники-хохмачи. Отнюдь. Сюжет фильма всё время ходит вокруг, но дальше пары стонов и жалкой сцены Макдорманд с "лузером" дело не идёт. Рискну предположить почему: секс - это почти всегда (кроме откровкенной патологии) - проявление какой-никакой человечности. Вспомнить хотя бы сцену совокупления Аннет Бенинг и "великого риэлтора" из "Красоты...". При всей своей чудовищности, она лично для меня стала переломной в оценке героини. Даже, может быть, как раз благодаря чудовищности: и такая стерва - тоже человек, маленькая несчастная жертва непонятного фатума. Того самого фатума, который Коэны, казалось, всегда так чувствовали. Даже, можно сказать, он был их фирменным знаком. Достаточно вспомнить жуткую судьбу героини той же Фр.Макдорманд в "Человеке, которого не было" или Бартона Финка, наивного идеалиста, попадающего в мясорубку зловещих событий. В "Сжечь ПП" наивных идеалистов нет, за исключением разве что персонажа, исполняемого Ричардом Дженкинсом. Но он погоды в фильме не делает, да и вообще, у меня создалось ощущение, что он введён в фильм только чтобы предоставить Малковичу возможность гарно помахать топором. Сценарная заплата, не делающая чести Коэнам как сценаристам.
Кроме Дженкинса, формальные признаки наивности проявляет и женская половина фильма. Именно так можно бы было истолковать надежды Макдорманд при помощи липосакции найти на лавочке не-лузера и стремление Суинтон связать себя узами с фаллосом-качалкой. Лично я истолковал это по-другому: как попытку режиссёра повесить мне на уши немного лапши. Слишком уж они умные и слишком "железобетонные" (лишённые человеческих слабостей и человечности вообще). Даже если они и страдают обострением либидо при приближении к полтиннику, всё-таки в этом возрасте партнёр воспринимается гораздо реалистичнее, чем в юные годы, когда взрыв гормонов способен заставить "полюбить и козла"...

Впрочем, на этот фильм можно взглянуть и по-другому: как на весёлый капустник с великолепными актёрами, от которых нельзя глаз оторвать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий