понедельник, 14 апреля 2014 г.

Никола на Быстрых

Уже название интригует. “На Быстрых” - вспоминается фраза из романса: “...и вдруг забьётся ретивОе”. Что именно ретивое - объяснять не надо, и так понятно. Вот и с “быстрыми”, на которых стоял погост, тоже вроде бы не сложно разобраться. В здешних краях, где время, кажется, остановилось, быстры только воды реки Вёксы, над которой и возвышается храм.

C0440_7205.jpg

Вёкса - название импортное: у финно-угров “vuoksi” означало “поток” и часто относилось к рекам, вытекающим из озёр. Вёкса как раз вытекает из Галичского озера, и почти сразу в неё впадает речка Ноля. Впрочем, из космоса слияние выглядит так, будто это Вёкса впадает в Нолю под прямым углом. Как бы то ни было, объединённая река дальше течёт очень неспокойно, постоянно петляя. Как раз у Николы течение образует красивую излучну, на берегу которой рыбачил дедок, указавший нам тропку, ведущую к храму. Практически сразу из-за кустов показалась южная стена.

A0010_7023.jpg

Полянка с юга маловата - верх храма почти не просматривается.

A0030_7028.jpg
Проходим внутрь. Вроде бы ничего особенного. Белые стены. Ну очень белые - что значит экологически чистый район. На восточной - следы крепления демонтированного иконостаса.

B0020_7054.jpg

Скромная апсида.

B0030_7034.jpg

С другой стороны - проглядывает типичный “трапезный лес”. Но деревца пока небольшие - видимо кровля трапезной обрушилась не так давно. Тем не менее - никаких следов перекрытий. Трапезная была обширной, так что колокольня целиком влезвет в кадр.

B0060_7046.jpg

На полу - последние остатки чугунных плит.

B0090_7040.jpg

Свод на тромпах расписан в довольно оригинальной манере: восемь медальонов сложной формы создают иллюзию криволинейности купола.

B0100_7033.jpg

Вглядываемся в росписи. Боже, что это?

B0201_7081.jpg

Первое что приходит в голову: может быть это время как-то “хитро” стёрло отдельные слои краски? Но очень скоро все сомнения отпадают. Обратите внимание на линию плеча и руки персонажа в зелёной тоге (крайний слева) следующего клейма:

B0270_7073.jpg

С линиями время наверняка ничего сделать не могло. Я долго пытался сообразить, что мне это напоминает. Ну, конечно: листочки со стэндов “рисуют дети”, которые часто можно встретить в общественных местах. Вряд ли Николу на Быстрых расписывал ребёнок, но в мастерстве сей живописец от ребёнка ушёл явно недалеко. Случай не уникален. Аналог имеется, к примеру, в расположенном недалеко от Коломны Долгомостьеве - храм с выдающимся старинным интерьером прихожане “одарили” (о чём имеется соотв.подпись) неописуемой росписью стен. Но художества в Долгомостьеве датированы 198-ми годами. Что же касается дореволюционных росписей, то хоть они и не всегда отличаются высокими художественными достоинствами, всё же такого уровня живописи я нигде больше не встречал. Росписи “на Быстрых”, полагаю, выполнены не раньше начала 20 века. Предположения основаны вот на этом ангельском лике (слева):

B0212_7078.jpg


Тип лица довольно современный.

И всё же вряд ли роспись “Николы” велась в послевоенные годы. Если храм тогда и действовал, то не до росписей, наверное, ему было… Так и быть, пусть это останется тайной и без того загадочного храма.

Выйдем на пленэр через противоположный северный вход. На земле валяется железный козырёк, в стене видны искарёженные опоры его крепления.

C0020_7092.jpg


Именно такой, простейший козырёк, виден на фотографии 100-летней давности (http://www.old-churches.ru/ga_107.htm).



Там ещё видна и ограда, от которой не осталось и следа. Сам храм почти не изменился, а его окружение - кажется, находится в каком-то другом мире.

Увы, с этой точки храм теперь не снять: там, где стоял фотограф, ныне колосится буйный лес. Но с северо-востока пока ещё можно отойти довольно далеко и оценить архитектуру храма в целом.

C0140_7118.jpg

Вы извиняйте, но у нас в Костромской области такой вот классицизм. Это у вас в столицах принято распределять колонны равномерно вдоль стены, а мы их ставим по углам, как часовых… На самом деле, за пределами Костромской области сей приём практически не встречается. Это как бы гибрид “нормального” классического портика и барочных раскреповок, особенно характерных для колоколен (Троица в Серебряниках, Новоспасский м-рь). Сермяжный смысл костромского варианта угадать несложно: ту часть карниза, которую “вырезали”, не на что опереть. То есть в деревянном варианте всё просто : поверх колонн кладётся доска, и привет... А в кирпиче намного сложнее: требуется металлическая балка, которую надо укрыть внутри кирпичной кладки... Возни не оберёшься. Гораздо проще оставить карниз только непосредственно над колоннами - при этом сами колонны, понятно, из центра придётся убрать. Решение насколько выгодное с точки зрения экономии, настолько спорное с точки зрения архитектуры. Ибо портик как таковой оно устраняет. Остаются только “часовые” колонны, которые в рамках “нормального” классицизма смотрелись бы крайне неубедительно. Но в том то и дело, что в костромской области к “нормальному” классицизму особо не стремились. Тот вариант, который представлен ”на Быстрых”, опрокидывает сразу несколько классичечких постулатов. Это его и спасает. Следом за карнизом следует фронтон, высота которого раза в полтора превышает каноническую. Но важна даже не столько высота фронтона, сколько то, что фронтонов при этой высоте (и “узкоте”) целых 4 и они образуют особую особую “4-щипцовую” конструкцию, имеющую мало общего с классицизмом. Скорее это напоминает древние псковские образцы, хотя сходство здесь безусловно случайно. Но и это ещё не последнее “преступление против классицизма”. Над фронтонами расположен массивный цилиндрический цоколь (попробуйте отыскать такой в столичных постройках того времени) и мизерная по меркам классицизма ротонда. В столицах тенденция уменьшения относительного размера ротонд возникла намного позже, но вряд ли стоит утверждать, что костромичи опередили в этом Москву с Питером. Скорее здесь можно увидеть отголоски устюжско-вятско-сибирского постманьеризма с его изящно-миниатюрными завершениями. Впрочем, вятские “друзья” не рисковали помещать на свои конструкции пятиглавия. Такое умели только в окрестностях Галича. Пятиглавие “Николы на Быстрых” - безусловно, шедевр местных мастеров. И в целом сооружение получилось весьма импозантным. На тэмплах-ру кто-то написал, что Никола является вариацией "несколько раз повторённого" в костромских краях проекта. Это, видимо, не так. Более-менее похожа была единственная церковь вблизи Галича. Есть много храмов, имеющих нечто общее (я объединил их термином "чухлоциссизм"), однако отличий больше чем сходства. Как бы то ни было, перед нами безусловно "штучный" образец. Заряженный идеями, пытающийся соединить несоединимое (по сути, это эклектика) - и довольно успешно. Ветхозаветная апсида, барочные вертикали, классический лаконизм. Это даже немного напоминает классицизм сталинской эпохи - тогда тоже было принято выстраивать из классических элементов довольно странные и “не очень классические” конструкции. Впрочем, что есть очень. Многие произведения Палладио, к примеру, весьма далеки от хрестоматийного классицизма.

Но продолжим осмотр памятника. С севера на него открывается довольно дальний вид, но, к сожалению, съёмкам мешал встречный свет солнца.

C0210_7138.jpg

Осмотрим колокольню.

C0240_7140.jpg

Деревянные перекрытия её ярусов давно обрушились,

C0260_7146.jpg

но можно подняться до уровня крыши трапезной, откуда открывается незапланированный архитектором вид на храм

C0270_7158.jpg

и отличный вид на ротонду (почти в таком же ракурсе как издали).

C0300_7166.jpg


Отсюда сможно подробнее рассмотреть ступенчатый цоколь

C0310_7171.jpg


и детали пятиглавия

C0330_7159.jpg


На западной стене колокольни - табличка.

C0350_7172.jpg


Про “памятник архитектуры” - ни слова, зато указано, что сие есть церковь села Николаевское. Тем не менее на temples.ru значится адрес на 1917 г.: “пог. Никола на Быстрых”. Трудно сказать кто прав, но вокруг сёл в Костромской губ. обычно формировался большой безлесный участок. Светлые “звёздочки” бывших сельхозугодий остаются заметными на карте даже через многие десятилетия после исчезновения самого села. Вокруг Николы никакой “звёздочки” нет. С одной стороны лес, с другой река, с третьей - овраг. Логично предположить, что это всё же был погост: кладбище и “культурный центр” нескольких деревень.

С запада открывается замечательный вид на колокольню храма. Она гораздо более традиционна, чем сам храм, но тоже весьма изящна.

C0360_7174.jpg


Её эффектно обрамляют старые костромские сосны.

C0380_7182.jpg


Перед тем как расстаться с Николой, рассмотрим повнимательнее металлическую кровлю храма.

C0422_7197.jpg


Каждый её квадрат имеет выступы на углах, служащие площадкой для скрепляющих листы между собой заклёпок. Очевидно, такое решение позволило сэкономить металл, но вероятно, был и другой смысл: сделать покрытие полусферы плоскими квадратами менее “коробоватым”. Качество конструкции успешно прошло проверку временем. Что же касается эстетики, то её лучше всего можно оценить с другой стороны оврага, на откос которого я забрался по обратной дороге.

C0450_7210b.jpg


Оценка, конечно, может быть только самой высшей. Просто, изящно, нетривиально. Трудно поверить, что это сотворил непрофессиональный архитектор, но профессиональных в те поры (Никола построен в 1816 году) учили совсем другому.

В заключение о расположении храма: он находится всего в полутора километрах от шоссэ, так что если что, можно и пешком дойти. Но мне, с моей нынешней витарой, идти пришлось в 2 раза меньше: переехал поле, а потом всё же решил не рисковать. Дальше к церкви через перелесок вела тропка, вполне комфортная для пеших прогулок. Она довольно быстро вывела к пригорку, на котором притаилась красавица, и к упомянутому выше рыбаку. Путь к храму подробно изложен в маршруте “К востоку о Буя”. В этот маршрут входят, помимо Николы, ещё только 2 храма. Троицкий погост, сильно руинированный, но всё равно весьма интересный, расположен рядом с городом посреди оживлённого кладбища, в летнее время трудноснимабелен. Храм села Махрово (ударение на 1й слог: мАхрово, кстати: Никола на бЫстрых - подтвердил рыбачок) восстановлен в стиле “чем богаты, тем и рады”. Впрочем, сам факт уникален. Махрово - несуществующее село, храм восстановлен неким гражданином, прах которого ныне покоится тут же рядом. Ныне храм поддерживается в идеальном состоянии несколькими мужиками,  живущими в домике по соседству. В освещении храма епархия им отказала. Ну правильно, а где приход-то? Но, судя по всему, мужики не сильно огорчились и общаются со всевышним без посредников. Пообщался с ними чуток и я. На какую тему уже не помню. Помню только, что ребята вежливые, но очень непростые, упомянули про вашингтонский обком. Значит ещё и правильные.

Все фото в большем размере - здесь