суббота, 18 февраля 2017 г.

Никольское-Черенчицы весной

Когда я выбираю объект для очередного архитектурного эссэ (а выбрать мне есть из чего), я стараюсь избегать хорошо известные, “заезженные” памятники. Ротонда в Никольском-Черенчицах как раз из числа таких. Я много раз натыкался на её фотографии: редкий репортаж о Львове без них обходится. И представление у меня сложилось такое: памятник безусловно симпатичный, но “очевидный”. Что-то такое миниатюрное, вроде садового павильона. Когда пару лет назад я увидел ротонду воочию, я понял, что был дезинформирован. Во-первых, храм хоть и невелик, но не так уж и мал. Скажем так, он имеет  оптимальные размеры для того места, на котором стоит. Во вторых, это не тот случай, когда можно сделать пару снимков и сказать: ну всё, можно ехать дальше.
Похоже, все те фотографии, которые я видел ранее, были сняты с одной и той же точки - с которой ротонда лучше всего просматривается. С других точек снять её непросто из-за густых зарослей, подступающих прямо к стенам.

Но мне повезло: я очутился в Никольском ранней весной, когда только что проклюнувшиеся листья ещё не заслоняли ротонду полностью. Так что удалось снять много кадров с разных сторон. Конечно, они не заменяют живого восприятия, но всё же надеюсь, что они позволят "раскрыть тему".
Итак, вот это вид с запада, издали:


Чуть приблизим:


Немного сместимся к югу:


Двигаемся на восток:


Подробнее рассмотрим колоннаду:


 и купол:


И ещё чуть на восток:


Крупнее:


Выходим к дороге, ведущей к храму с юга:


Но мы по ней пока не пойдём, а попробуем зайти восточнее. Здесь растительность довольно буйная:


но можно найти брешь:


Вернёмся на дорогу и направимся к храму:


Почти у храма:


Ближе некуда:


Вид с запада широким углом:


Пробуем обойти с юга:


Вот мы уже на юго-востоке:


Отсюда хорошо заметно, что стены в плане вовсе не круглые. В них врезаны лоджии. Перед нами - южная, есть ещё северная. На каждую лоджию приходится 4 колонны. Лоджии приводят к "неэффективному использованию площади", отнимая эту самую площадь у внутреннего пространства храма. Однако именно лоджии делают архитектуру ротонды "неочевидной",  придавая глубину, создавая сложную игру света и тени.

Вот вид северной лоджии:


Единственное направление, с которого ротонду почти не заслоняют деревья  - северное:



С этой стороны ротонду можно снять издали:



и увеличить:



Я попытался отойти подальше на северо-восток. Но снять как следует храм не удалось. Сначала мешал контровый свет



А потом - густые деревья:



Ротонда - не единственное интересное сооружение в Никольском. Есть ещё флигель и пирамида.



Флигель без главного дома (утрачен) выглядит сиротливо. Но есть в нём одна деталь, выдающая с головой авторство Львова. Это лестница, вписанная в скругление стены. Вот эта стена снаружи:



 А вот изнутри:




В таком узком объёме возможности фотоаппарата весьма ограничены. Тем не менее чем богаты...



Вот как это выглядит если задрать голову вверх:



А вот верхнее окно:



Пирамида прекрасна



но распространяться о ней я здесь не буду. Кому интересно, может заглянуть в галерею. Там как всегда много снимков.