вторник, 6 июля 2021 г.

Суханово

С классическими храмами, утратившими портики, приходится сталкиваться довольно часто. И всегда эта потеря сильно обесценивает памятник. Но сооружения раннего классицизма теряют от этого значительно меньше, чем поздние ампирные постройки. Очевидно потому, что ампир “любил стены”, и после исчезновения портиков этих самых стен, унылых, нерасчленённых, становится слишком много. Вот примерно как в селе Суханове, расположенном недалеко от Епифани:


Именно по этой причине Сухановский храм не был предметом моего пристального интереса, просто ехал мимо и решил заглянуть…


Следующий снимок сделан с дороги при подъезде к храму:



Село стоит на высоком сухом месте, от этого вроде бы и получило своё название 



Помимо портиков хватает и других потерь. Колокольня утратила завершение, а ротонда храма - главу. Да и купол ротонды - вовсе не тот, что был изначально: высокая цилиндрическая “шея” над ним свидетельствует о том, что когда-то он был скрыт под высокой и крутой кровлей, конструкция которой ныне утрачена.



Ротонда прорезана огромными окнами, каждое из которых обрамлено полуколоннами:



Но поскольку у этих полуколонн принципиально нет капитэлей, можно их назвать “валиками”. На самом деле в таком отходе от классических канонов есть своя идея и свой вызов.


Приближаемся к храму:



Он был построен в 1821-27 годах во владениях князей Голицыных, а ныне расположен на территории какого-то давно заброшенного советского учреждения. Село находится дальше, за пределами видимости, так что храм погружён в атмосферу романтического  безлюдья:



Центральная часть главного фасада немного выступает относительно боков. Обратите внимание  на чёрное пятно в нижней части этого выступа:



Это маленькое “потайное” окошко, о котором мы ещё вспомним.


Вид колокольни широким углом:



Видно, что западный фасад был когда-то украшен то ли фронтоном, то ли двухколонным портиком.


Деревянные ворота с советским, уже тоже антикварным, замком:



Тем не менее, проникнуть внутрь не составляет труда.


Это вид на ту же дверь изнутри:



На самом деле, в колокольне - три входа, но два боковых тщательно заколочены досками, так что в примыкающих помещениях царит кромешная тьма. Наверное поэтому я их не зафиксировал. А жаль: теперь я уже не вспомню, как устроена и в каком состоянии находится лестница на колокольню (она должна быть где-то там).


Дверь, ведущая из колокольни в храм:



На потолке нижнего яруса колокольни частично сохранилась одна из немногих “читаемых” росписей.


Колокольню от храма отделяет узкий проход-притвор:



Это его же вид в противоположную (колокольни) сторону:



За проходом следует трапезная:



Она очень невелика. Значительную часть её площади отнимают 2 массивных столпа, прорезанные нишами и декорированные парными, квадратного сечения, полуколоннами: 



Между столпом и стеной притвора архитектор едва сумел втиснуть трехчастное окно:

 


Внутри столпов прорезаны щелевидные проходы, за которыми находятся круглые в плане … нет, помещениями это назвать трудно - полости. На следующем снимке - полость южного столпа:



Внутри даже есть окошко (помните я обращал ваше внимание на чёрное пятно на выступе фасада?). Над окошком - купольный свод:



Назначение полостей совершенно непонятно. По крайней мере я в других храмах ничего подобного не встречал.


На следующем снимке - вид на северный столп из полости столпа южного: 



Хоть и не каждый человек в такую щель сможет пролезть.


Ниша северного столпа (надеюсь, через 6 лет я ничего не перепутал):



Вид на южную часть трапезной и притвора:



Минуем декоративную деревянную перегородку, и попадаем из трапезной в основной объём храма:



Вид на восток:



Мы видим, что храм от апсиды отделяют точно такие же столпы, какие мы видели в трапезной. Их назначение понятно: служить опорой для мощных подпружных арок, на которых, в свою очередь, опираются ротонда и купол


Поднимаем глаза вверх:



На барабане еще можно разглядеть фигуры святых:



Арки, паруса, ротонда и купол:



Кажется, размер столпов и арок всё же чрезмерен, что архитектор перестраховался. Но возможно, целью была архитектура сама по себе: желание создать ощущение массивности и монументальности, столь характерное для ампира.


Вид на северо-восток:



Если снаружи колонны вообще без капитэлей, то внутри - только намёки на них. Что тоже работает на суровый ампирный образ. Хоть и считается, что ампир исходит из позднего Рима, но в такой архитектуре определённо чувствуется что-то египетское...


Ступени амвона неплохо сохранились:



Северо-восточный угол апсиды:



Вид апсиды с севера на юг:



Повернём фотокамеру правее. Оказывается, вторая пара столпов тоже содержит “прорези”:



Только они открываются внутрь апсиды и расположены не по центру.


Это южный столп, лучше освещённый:



Наверху такой же купол, какой мы видели в трапезной:



Во внутренней стене - ниша:



Вид апсиды с юга на север:



На восточной стене апсиды, хоть и плохо, но сохранилась фигура Христа:



Возвращаемся в основной объём храма:



Арки перегородки, имхо, плохо вписываются в строгий ампирный интэрьер. Возможно, перегородку добавили позже:



Тем не менее, интэрьер храма произвёл на меня сильное впечатление. Редкий случай, когда внутри было сделано снимков больше чем снаружи.


Но всё же вернёмся на пленэр:



На южных дверях висит табличка:



Я попытался поискать в интэрнэте, но Полтево городище нашёл только где-то в районе Пронска, а Красное даже и искать не стал - Красных в России несчётное количество. Зато интэрнэт поведал, что в паре километров к востоку от Суханова, на берегу реки Мокрой Таболы, находится городище древнего города Дорожен (Дорожень).


Южный фасад храма:



Можно оценить размер жертв, принесённых архитектуре за счёт экономики.  Во-первых, чтобы не нарушиать симметрию, архитектор уравнял в размере апсиду и трапезную, во-вторых, чтобы соблюсти центричность сооружения, отделил колокольню от храма узким, нефункциональным переходом. Там где экономили деньги, там максимизировали площадь дешевой трапезной и минимизировали - дорогого храма. Здесь всё наоборот. К тому же полезная площадь храма при обширных внешних габаритах не слишком велика. Если взять дверь, окна рядом с ней и примыкающие к окнам пилястры - это и есть ширина внутреннего объёма. А остаток занимают столпы. Крайне неэкономное расходование кирпича…


Площадь перед храмом заполнена растрескавшимся асфальтом, чуть в отдалении - руины каких-то хоз.построек:



Двигаемся на восток:



Чем меньше бросается в глаза утраченный портик, тем лучше вид:



Можно разглядеть (для этого лучше зайти в галерею) на выступе фасада заложенное маленькое окно: очевидно, все внутристолпные полости имели окошки.


Крыши некоторых близрасположенных руин довольно живописны:



Дальше начинаются деревья:



Если их обойти, то открывается вид на апсиду:



Снимки с севера затрудняли растительность и контровое освещение:



Если только спрятаться за тень храма:



Северный портик постигла та же судьба, что и южный.


Вид колокольни с севера:



Движемся на запад:



Вид храма с северо-запада:



Вот и всё. На последок - фото довольно живописных окрестностей Суханова:



Крупным планом:



Съёмки 2015 года. В галерее - больше и крупнее.