среда, 24 октября 2018 г.

Ухтым

Название этого села произошло от какого-то то ли татарского, то ли удмуртского слова. Но напрашивается версия, что тут на самом деле замешано восклицание “Ух ты!”. Именно оно невольно вырывается, когда среди вятского захолустья вырастает огромный купол. Точнее, целых 5 куполов. Не каждый уездный город может похвастаться столь масштабным сооружением.



Я перед путешествием изучаю обычно только маршрут, а про посещаемые места узнаю потом из интэрнэта. Про село Ухтым интэрнэт поведал, что было оно богатым, и жили в нём почти исключительно купцы. Не пахали - не сеяли, только торговали.  А на заработанные деньги строили церкви, строили и … ломали - чтобы построить ещё круче. Надо же было куда-то деньги девать (банки и промышленность были тогда в зачаточном состоянии). Наконец в середине  XIX века они надумали соорудить нечто совершенно грандиозное, остановив свой выбор на устаревшем (но неизменно величественном) классическом стиле. Встречается  предположение, что в Ухтыме был использован “один из образцовых проектов, близких по композиционной схеме работам К. И. Росси”. Вот только Росси прославился отнюдь не культовыми постройками. За ним числится, и то под вопросом, только собор г.Торжка - сооружение, с Ухтымским храмом имеющее мало общего. Но, даже если это не Росси, трудно отделаться от мысли, что где-то в Питере что-то подобное встречалось. Я специально проштудировал питерские  храмы и пришёл к выводу, что прямых аналогов Ухтыму там нет и не было. Прежде всего из-за пятиглавия. Но даже и среди однокупольных храмов находятся только отдалённые аналоги. К тому же они проигрывают в сравнении. Взять, к примеру, церковь Екатерины у Тучкова моста. Ухтым и изящнее, и детали тоньше прорисованы. Предположение же, что проект был "образцовым", вызывает улыбку. Ну, разве что то был образец из категории "мечтать не вредно". Итого: ухтымская церковь уникальна, и вятский край в праве ею гордиться. 

Ну а теперь приступим к осмотру.  При подходе с дороги путешественника встречает широкий и высокий портал трапезной.




Он “подрубает” вид на купола храма и заставляет предположить, что подобный ракурс не был предусмотрен архитектором. Трапезная визуально мешает и при взгляде с юго-запада - выглядит как огромный аппендикс, нарушающий гармонию центрической сердцевины.


Логично  предположить, что ранее композиция уравновешивалась расположенной отдельно от трапезной колокольней. Вот только трапезная настолько велика, что мне трудно было представить себе колокольню, способную её уравновесить. И неслучайно. Как выяснилось из старых фотографий,  ухтымская колокольня была именно из разряда “трудно себе представить”: гигантская, с 5-ю куполами - не то колокольня, не то ещё один храм. Глядя на те фотографии, трудно отделаться от мысли, что архитектор несколько “перегнул палку”. Тем не менее, очень жаль, что уникальное сооружение было разрушено. Можно себе представить, каких усилий это стоило. Вероятно, комиссары настолько притомились, что решили оставить основной храм в покое. Так продолжим же его осмотр.
Южная сторона - единственная, с которой открывается дальний вид на главный фасад храма.


Портик фасада имеет аж целых шесть коринфских колонн. Их дизайн предельно упрощен, но это кажется только идёт на пользу общей идее.


Что касается верхней части храма, то с этого расстояния она смотрится не так выгодно как с очень большого удаления при подъезде с Запада.


Тем не менее архитектору удалось удачно решить задачу визуального сопряжения 5 увенчанных куполами ротонд. Задача эта очень сложна. Обычно в проектах пятиглавых классических храмов угловые ротонды бывают сильно редуцированы. Это позволяет избежать визуальной “какофонии”, но с другой стороны сильно упрощает архитектурный образ. Угловые ротонды ухтымского  храма, напротив, довольно крупны. Результат - богатство ракурсов


при изменении угла и расстояния осмотра.


Представляется очень разумным, что полуколонны на ротондах оставлены без декора. Это позволило избежать визуального перегруза. На некоторых колоннах остались следы металлической обшивки. Металлом был обшит и фонарь основной ротонды. Довольно распространенный прием, хотя я не очень понимаю чем это лучше штукатурки.

Зайдём внутрь через раскрытый проём южной двери. От самой двери остались только висящие на петлях куски решетки.


Первое, что бросается в глаза - четыре огромных пилона:  


Они радикально перегораживают внутренний объём, лишают его ощущения простора. Да и центральный купол изнутри вовсе не кажется таким огромным.   Он даёт достаточно света,  но не сказать что в избытке. В основании купола расположена аркада, заполненная изображениями святых.


Некоторые из них неплохо сохранились, но живопись не отличается выразительностью. Ещё лучше сохранился пояс лепных украшений над аркадой - очень симпатичный. Далее следует ярус окон и на вершине купола - отверстие фонаря.


Всё-таки храм очень велик. Вот здесь на фото (вид в сторону трапезной от южного входа) попала человеческая фигурка


которая позволяет оценить масштабы сооружения.

Если западная и центральная части храма образуют более-менее единое пространство, то восточная часть разделена перегородками на трое. Серединный объём предваряет небольшую по размерам апсиду:



Здесь мало света, несмотря на оставленные в перегородках прорези.
По бокам расположены узкие закутки. Восточный -  самый нарядный:
 

Обычно в православных храмах в таких местах располагаются приделы. Вот только в торце должен быть помещён иконостас, а не окно, как в данном случае. С левой стороны расположены лучше всего сохранившиеся росписи:


две мужские фигуры на перегородке





и сцена на пилоне


Верхний свет из боковой главы даёт дополнительное освещение:


На самом деле там довольно светло. Кадр тёмный из-за большого контраста: в 2014 году у меня ещё не было камеры с HDR.

Северный придел не такой светлый


потому что окна заколочены

Сохранилось ещё несколько примечательных росписей. Приведу здесь сцену, запечатлённую на северной стороне с-з пилона:


ангела на западной стене:


и сцену исцеления на стене южной:


Остальные фрески (сохранилось не так много) можно посмотреть в галерее.

Бросим прощальный взгляд на юг (откуда заходили)


И пройдём в трапезную. Она тоже не маленькая


Причём перед нами только её часть. Не особенно примечательная. От заколоченного западного входа хорошо просматривается  основной объём храма.


Вторая, западная, часть трапезной, намного меньше по площади, зато имела 2 этажа. Она намного интереснее устроена, проблема только в том, что я её не слишком подробно зафиксировал. В результате пришлось долго разбираться, на каком фото что изображено. Расследование установило, что вот это


- северное крыло, снятое от восточного торца (проход в нём, судя по фото из основной трапезной, заложен). Угол закруглён. Слева виден проход в центральное помещение. А вот это то же крыло, снятое из вышеупомянутого прохода


Справа виден край какого-то прохода. Подозреваю, что это лестница на 2-й этаж. Хотя не факт. На фото этой лестницы, сделанной со 2-го этажа видно, что пол при входе завален чем попало


В то время как на предыдущем фото всё чисто (хотя самый низ обрезан).
А вот выход на 2й этаж:


Отсюда открывается прекрасный вид на купола:


Собственно второй этаж был невысоким


Если можно так выразиться, мансардного типа. Хорошо виден выход лестницы. Справа - значит, наверное, это было всё же оно.
Спустимся вниз и пройдёмся по южному крылу пред-трапезной. В него ведёт проход из трапезной основной:


В центре на фото, на месте заложенного торцевого окна, некая непонятного назначения неглубокая ниша. Если пройти чуть вперёд, то справа открывается  решётка в стене:


За ней расположено некое тёмное помещение, вход в которое моему расследованию обнаружить не удалось. Поворачиваем за угол


Слева открывается ещё одна ниша в стене, за ней - освещённое из неполностью заколоченного главного входа центральная часть пред-трапезной, а дальше - проход в более тёмное северное крыло.

А вот и собственно центральная часть:


Проход в основную трапезную наглухо заколочен, но, к счастью, сохранились остатки ажурной преграды.

В завершение я попытался исследовать снаружи северную сторону храма, но там растительность подступила слишком близко. Удалось только снять широким углом северную дверь с красивой металлической решёткой


И верх портика


С востока храм просматривается чуть лучше


Крутое закругление отсюда смотрится великолепно. Не хуже оно смотрится и на снимке, сделанном чуть раньше с другой стороны:


Ну вот и всё. Снимки, повторю, 2014 года (их в галерее намного больше). С тех пор храм начали восстанавливать, причём интэнсивно. Это не может не радовать, как и то, что я успел до.