суббота, 14 марта 2020 г.

Пырский погост

Место это имело разные названия: Пырская слободка, Пырский погост, Пырская Ёдома. Во всех вариантах присутствует “Пырский” - древний топоним. В первых летописях этих краёв (14й век) упоминается населённый пункт с именем Пырос. Правда, где он находился - неизвестно, но корни названия очевидны.

Расположен Погост в километрах 20 к ЮВ от Котласа. Места это малообитаемые, тем не менее к погосту ведёт довольно приличная грунтовая дорога, возможно потому что вблизи погоста расположено нечто вроде фермы.



Дорога проходит прямо под церковью (ведёт дальше, в деревню Кулига), но качество её сильно портится:



Вот церковь с той же точки, но крупным планом:



Храм поставлен на холме (слово "Ёдома" означает возвышенность между руслами рек) - не столько высоком, сколько широком. Это что-то вроде огромного блюдца, окруженного со всех сторон лесами:



Я решил не сразу идти к храму, а попытаться обогнуть его, сместившись к северо-западу. Начинаем восхождение на холм:



Вот вид с запада с увеличением:



Руинированная трапезная почти полностью скрыта за выступом холма. Виден только вверх - необычайно изящный.

Не менее изящна одинокая ель - единственное высокое дерево на всём холме:



Она будто бы пытается конкурировать с вертикалью храма:



И по мере моего продвижения создаёт множество интересных ракурсов:



Я смещаюсь всю дальше на север



И сворачиваю к востоку



Пора подойти к храму поближе



Освещение не очень удачное. Дымка.



Только на HDR-снимке можно различить солнце:



Наконец открывается вид на северный фасад. Цветущий Иван-чай подводит красивую черту под стенами сооружения:



Вообще-то это классицизм. Тут тебе и руст, и треугольный фронтон. Но приходит на ум скетч Райкина, в котором производителя ватников решили перепрофилировать на выпуск вечерних платьев, в результате чего на свет родился "ватник вечерний". Вот так и строители Пырского храма при помощи пары ярусов вытянутых ротонд-барабанов придали новомодному классицизму вполне традиционное для устюжской архитектуры звучание



Взгляд широким углом:



Смещаемся к востоку:



Весьма лапидарный вид



Вид с юго-востока:



Растущее на ротонде дерево вносит коррективы в архитектуру



Ещё чуть южнее:



И дальше от храма:



Вид с юга:



И юго-запада:



Вот мы у стен храма:



И заходим внутрь:



На самом деле, к трапезной наверняка когда-то примыкала колокольня, но от неё не осталось и следа.
Впрочем от трапезной осталась тоже не очень много:



Основной объём храма миниатюрен



И очень светел. Дверей нет ни в южной, ни в северной стене, что довольно необычно.

Ротонду прорезают две пары строенных окон:



Апсида тоже невелика:



Вид из апсиды у сторону трапезной:



Арка в стене между трапезной и основным объемом необычно велика и почему-то расположена не по центру:



Выходим из трапезной:



Вид западного торца трапезной:



Купол украшает посеревшая от времени лестница:



Вероятно это память о предпринимавшейся в 90-е годы попытке восстановить храм.

В конце фотосессии я решил спуститься вниз по холму



Здесь тоже растут ёлочки, но пока еще совсем маленькие



Внезапно освещение стало улучшаться



Дымка растворилась:



Впрочем, праздник длился недолго



На этом всё. Съемки 2015 года. В галерее как всегда лежит больше и крупнее.

Заодно: фото французской деревни Sain-Mayme (их снимал не я, а автомобиль с камерой на крыше - я только отобрал их, путешествуя в Google Street View)

Комментариев нет:

Отправить комментарий