четверг, 22 октября 2020 г.

"Неделя отпуска" Бертрана Тавернье

 Я слегка объелся Ромэром и решил  “сходить на сторону” - но недалеко, в пределах Франции. Французских фильмов я за свою жизнь пересмотрел немало, но память у меня очень плохая. В голове остались только Ренуар, Трюффо и Годар. Но хотелось чего-то другого, и выбор пал на “Неделю отпуска” Бертрана Тавернье - из-за располагающего названия и любимой мною сдецтва Натали Бай, которая там в главной роли. В процессе просмотра выяснилось, что я этот фильм уже смотрел в том самом “децтве”. То есть я бы об этом ни за что не догадался, если бы не шутка про домик с такими тонкими стенами, что можно слышать, как бьётся сердце любимой в соседней комнате. Только она у меня после первого просмотра в голове и застряла - я частенько вспоминал её, оказавшись в очередной российской новостройке. 

По поводу собственно фильма. Он является прекрасным дополнением к фильмам Ромэра. То есть из фильма Тавернье хорошо видно, что не так у Ромэра  и, напротив, из Ромэра - что не так у Тавернье. А “не так” у Тавернье сценарий. Ромэр досконально прорабатывает все сюжетные линии, даёт зрителю чёткое понимание мотивов, которые движут каждым героем.  Если даже герой появляется на экране на 2 минуты, создаётся ощущение, что про него сказано достаточно. Иное дело “Неделя отпуска”. Главная героиня, Лоранс, - учительница. Она разочаровалась в своих учениках, но Тавернье ничем не подкрепляет это её утверждение. Единственная показанная в фильме ученица вовсе не выглядит бестолковой и равнодушной… показанная и тут же забытая. Создаётся впечатление, что показали её только потому, что фильм про учительницу совсем без учеников смотрелся бы неприлично.

Ещё один прокол - подруга героини, тоже учительница. Она появляется на экране несколько раз, но вместо того чтобы рассказать о ней нечто существенное, Тавернье показывает её друга, озабоченного придурка, а потом заставляет её скоропостижно покончить с педагогикой по причине усталости от бесконечных реформ. В чём суть сих реформ, зрителю не объясняют. Хотя, по идее, и главная героиня должна была бы от них страдать. 

Другая проблема Лоранс - отношения с другом, Пьером. Он хочет ребёнка, а она не может определиться с этим вопросом, как по-видимому, и с самим Пьером. Нельзя сказать, что у неё совсем нет  оснований колебаться. Пьер - парень циничный, продаёт те самые дома с тонкими стенами. Но в отношении Лоранс он ведёт себя просто идеально. Стоически, с юмором переносит её нервные срывы. Кстати, Жерер Ланвэн, исполнитель роли Пьера, стал для меня открытием. Как раз он-то и показывает, чего не хватает в фильмах Ромэра (по крайней мере в тех, что я просмотрел). Мужчин! Ну, то есть они там, конечно, присутствуют, но не способны составить конкуренцию женским персонажам. Даже если поставлены в центре.  К примеру герой Трентиньяна из “Ночи у Мод”: набожный католик, бегающий за блондинками. Это что, магистральный мужской тип? Ну а герой “Летней сказки” - это вообще детский-сад-штаны-на-лямках. 

Другое дело Пьер. Образ типичный, узнаваемый, цельный. Где-то жёсткий, где-то нежный. Чуть отстранённый, но скорее умеющий вовремя отойти в сторону. Он настолько реален и интересен,  что способен затмить даже Натали Бай, с которой, кажется, Ботичелли писал свою “Весну” - настолько она прекрасна. 

И ещё один упрёк от Тавернье Ромэру - это “проза жизни”. В “Неделе отпуска” есть трудовые будни, есть счета к оплате, есть беспощадная старость - всё то, чего лишены фильмы Ромэра и без чего они превращаются в своеобразный “капреализм” (по аналогии с соцреализмом). Тавернье безусловно ближе к настоящему реализму, хотя мне всё же кажется, что в “Неделе отпуска” он копнул это поле недостаточно глубоко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий