вторник, 28 сентября 2021 г.

"Провидение" Алена Ренэ (Рене)

На imdb.com краткое содержание этого фильма сформулировано так: "умирающий знаменитый писатель основывает свою последнюю книгу на собственном восприятии своего семейства". Если применить к этим словам немного "провидения", то прорисовывается картина в духе "Воскресенья за городом" Бертрана Тавернье: престарелый мэтр, окруженный озабоченными родственниками. И подобное в фильме действительно обнаруживается… в последние минут десять повествования. А в начале Ренэ демонстрирует зрителю … охоту на оборотней в тёмном лесу. Её стремительно сменяет судебная драма, перерастающая вдруг в любовный треугольник. Время от времени за кадром раздаётся голос: "Ну нет, так не пойдёт!", после чего сцена повторяется с другими словами и в другом интэрьере. Сообразительный зритель сразу догадывается, что голос за кадром принадлежит вышеупомянутому умирающему писателю, и вскоре писатель появляется на экране. В дальнейшем он будет врываться в повествование регулярно, каждый раз буквально на минуту: будет материться, корчась от боли в постели, пить белое вино, наступать на собственные очки и сидеть на унитазе. Ну а основное экранное время Ренэ уделил тому, что на imdb обозвали "последней книгой". Вот только я сильно сомневаюсь, что тому кто обозвал приходилось читать подобные "книги". Перед зрителем проходит череда эпизодов, сшитых между собой нарочито грубыми швами. Режиссёр не позволяет зрителю усомниться в нереальности происходящего. Помимо сюжетных нестыковок, появления в кадре незваных футболистов, закадровых воплей больного писателя есть ещё много мелких дополнительных "так не бывает". К примеру, все без исключения герои "книги" страдают маниакальным пристрастием к белому вину, лишь изредка выпуская бокалы из рук. Именно такое вино глушит и сам писатель, когда появляется в кадре. Нетрудно догадаться: всё что мы видим на экране не самом деле происходит в мозгу больного писателя. Нет, это не книга, а скорее сновидение, болезненный бред, героями которого выступают два сына, невестка и покойная жена писателя. Причём роли им отведены весьма неожиданные. К примеру, покончившая собой жена писателя оказывается любовницей его (и своего) старшего сына. То есть напрямую об этом не объявлено, просто сказано что любовница похожа на мать, но сходств оказывается слишком много для случайного совпадения, и зритель догадывается кто есть кто. Вообще, "Провидение" как в любой сюрреалистический фильм заставляет зрителя все время строить догадки, пытаться отделить реальность от абсурда. Но в этом фильме есть и другая сторона: автор исследует природу нарратива. Вероятно именно так, “натягивая” знакомые персонажи на нехарактерные для них ситуации, писатель строит свои книги. В результате любящие сыновья превращаются в язвительных невротиков. … Мне припомнился художник Левитан, порвавший свои отношения с Чеховым после того как узнал себя и свою даму сердца в “Попрыгунье”. Если бы он посмотрел “Провидение”, вероятно он так не поступил бы. Фильм Ренэ наглядно демонстрирует пропасть между литературным сходством и реальным тождеством. Именно этому посвящён финал фильма, когда с трудом узнаваемые дети являются писателю и зрителям наяву.

Есть в “Провидении” кое-что ещё помимо исследования нарратива и игры в сюрреалистические ребусы. А именно: фрагменты “книги”. Пусть они не складываются в единое повествование, но каждый эпизод разыгран настолько мастерски, что представляет интерес сам по себе. Ренэ удалось собрать феноменальный актёрский состав: Джон Гилгуд - один из лучших театральных актёров ХХ столетия, Дирк Богард - звезда, к тому времени отвергавшая почти все предлагаемые роли, Эллен Бёрстин только что получила Оскара за “Алису”. Остальные два актёра: Дэвид Уорнер и Элейн Стритч тоже великолепны. Гилгуд позднее считал писателя из “Провидения” одной из всего двух своих кино-ролей, которой он гордится. Хотя заявляет он о себе в полную силу только в финале фильма, но и этих считанных минут Гилгуду хватило, чтобы “украсть шоу”. Что он играет - объяснить словами сложно. Страх смерти? Сожаление о прожитой жизни? Невозможность преодолеть пропасть, разделяющую его с близкими? Как бы то ни было, уже только ради этого одного фильм стоит смотреть.