среда, 30 декабря 2009 г.

Свобода трактовки как функция переосмысления дискурса

Цитата
Нектарий, а "верная" трактовка может быть только одна единсвенная?
И кто определяет "верность"? НеУжели вы?


Принцесса Эболи в исполнении Татьяны Троянос попала ко мне довольно давно. В аудио-варианте. Прослушивание меня несколько разочаровало: ну что это за "сарачинская канцона"? - тоска зелёная. Никакой игривости, никакого сексапила. Там ведь король выходит в сад, видит красотку под вуалью и говорит ей: спой, светик, не стыдись! А то моя жена-корова мне жуть как надоела. Красотка сбрасывает вуаль - и оказывается, что она и есть - жена, то бишь королева. Разве не весело? К тому же атмосфера какая: ночь, сарачинские страсти, вуали!.. Вот все певицы и трактуют это как "куртизанщину". А у Татьяны - не получилось.

Так я считал до той минуты, когда увидал её на (видео) и понял, что сильно ошибся. Моё восприятие было "замылено" десятками "стандартных" Эболей. Татьяна же перевернула песню на 180 градусов. Король невольно признаётся жене в нелюбви и измене! Разве это весело? И как они будут смотреть в глаза друг другу после такой сцены? Что в этом эротичного? Уместен ли здесь сексапил? Татьянина песня - изложение семейной трагедии. Весь свой вокальный арсенал певица направила на достижение соответствующего эффекта: резкие, злые звуки, мрачный тембральный колорит, рваный ритм королевского монолога. Её король холоден и беспощаден. Помимо него, Татьяна умудряется изобразить и королеву, хотя в тексте арии у королевы нет ни слова! Татьяна додумалась использовать с этой целью бессловесные колоратурные украшения. В них слышится "экспрессия несчастной королевы": смятение, отчаяние, мольба. Остальные певицы (по крайней мере мной слышанные) никакого смысла в украшения не вкладывают, просто демонстрируют виртуозность техники. То, что в их трактовке - всего лишь невинный анекдот, Троянос превращает в зловещее предзнаменование грядущих событий.

Я привёл эту историю для того, что бы проиллюстрировать ЧЕГО СТОИТ "другая трактовка". Другая трактовка вполне может возникнуть, но не как результат произвола, не под лозунгом "никто мне не указ!". Она возможна только в результате кропотливого осмысления образа и подбора соответствующих вокальных средств.

Взято вот отсюда (с доработками).

Комментариев нет:

Отправить комментарий