пятница, 4 февраля 2011 г.

Мариинский экспресс

Заодно вспомнил своё разоблачание мариинских "Троянцев". Идея анализа исполнений с использованием сравнительного хронометража кажется мне очень удачной:

Ща, господа, я вам объясню, почему вы на сей раз не опоздали на последнюю электричку.
Итак, берём две записи финала "Трои":
1. То самое: Гергиев с Губановой
2. Ливайн и Дж.Норман


(Оба видео были позднее удалены с ютуба, аналогичное видео с Губановой доступно вот здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=3quoZ2qJnG0&feature=related
а с Норман - здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=48fq3O4kXVg
Хронометраж, впрочем, нарушен.)

Откручиваем запись 1 на отметку 19 секунд, запись 2 - на 32 секунды. Получаем одно и то же место в партитуре "Бьянто ан Итали, у лё сор лез'аппэле". Фиксируем исходное отставание: 13 секунд.

Прокручиваем дальше. Запись 1 - на 1:37, запись 2 - на 2:17. Получаем другое "бьянто", но теперь "бьянто эль нэ сэра плю". Отставание - 40 секунд. Значит, отыграв 1мин.18 секунд, Гергиев умудрился сэкономить 27 секунд!!! То есть чуть ли не в полтора раза быстрее! При таких темпах на фига нам купюры? Самое забавное, что за эту минуту с хвостиком Губановой посчастливилось рассказать соотечественницам о том, как прекрасна будет жизнь в Италии, поскорбеть о гибели возлюбленного (иль э мор!), пожаловаться на свою бесполезную жизнь (мон инютиле виэ). Ну, и выслушать ответную реакцию хора, исесьно. Неплохая скорострельность, да? Но чем дальше, тем больше - к моменту начала душепотрясающего "гран хора" (3:18 и 4:11 соответственно) чистое отставание Ливайна достигло 40 секунд.
В принципе, больше можно ничего не разбирать: просто послушайте эти две записи и убедитесь, что речь идёт о двух РАЗНЫХ операх. В одной из них все цезуры дирижёром безбожно смазаны, "-Э Корэб? -Иль э мор!" пущены небрежной сороговоркой... В то время как в другой опере Джесси на фразе "иль э мор" скорбно горбится (голос "горбится" тоже!) и некоторое время не может прийти в себя. И т.д. и т.п.
Эти два примера прекрасно иллюстрируют ещё и тот факт, что Берлиоза нельзя петь заглублённым голосом (как Губанова), он требует пения "в маску", пения того качества, которое характерно для лидеров Шуберта, Шумана, опер Рих.Штрауса и т.п. Но не Вагнера, с его "иерихонскими трубами" - где певец зачастую является не более чем дополнением к оркестру.
Сказанное выше ещё в большей степени относится к г-же Семенчук. Ей, по-хорошему, надо было петь Кассандру (если бы для Кассандры было достаточно одного нахрапа) - она бы кого хош отвела "а ля рив энфернале", не то что спокойная как танк Губанова. Но и в Дидоне, как оказалось, есть где развернуться:

http://www.youtube.com/watch?v=21JVe...layer_embedded

Чем, спрашивается, вызвана эта истерика? Происками очередного троянского коня? Ничего подобного! В этом фрагменте Дидона всего-то навсего празднует
успехи "благородных трудов" и благодарит соотечественников за трудовые достижения. Благодарность к соотечественникам прямо-таки разлита в проникновенном исполнении г-жи Семенчук. Стоит ли удивляться, что чудесная лирическая мелодия "Шэр тириян..." несколько повредилась от буйного темперамента певицы и дирижёра? В "неповреждённом" виде её можно услышать на той же самой записи Ливайна, где Т.Троянос приберегла свой темперамент для финала. Впрочем, и в финале она ясно дала понять, что это - совсем-совсем не Вагнер.


И далее, на возражение о том, что Ливайн плох, а держится у него всё на Джесси и Татьяне:

Неужто вы хотите сказать, что если бы Джесси выделили полсекунды на рассказ о гибели жениха, в этом спектакле на ней что-то могло "удержаться"?

Опера держится на дирижёрах, которые позволяют опере держаться на певцах.©

Именно таков Ливайн. Он не только позволяет певцам открывать рот (впрочем, исключения бывали), но и известен особо чутким отношением к ним. Ну, и примадонны в долгу не остаются. В результате Ливайну за свою карьеру удалось создать такое количество блестящих спектаклей, каким мало кто из дирижёров может похвастаться. Притом что как дирижёр он звёзд с неба не хватает (по чуть ли не общему мнению). Но в опере это, оказывается, не так уж и важно. Ибо если опера продирижировна на 4, а спета на 5 - получается в сумме 5, а если продирижирована на 5, а спета на 4 - получается 4. Тот же принцип работает и в паре пианист-аккомпаниатор/вокалист, поскольку роль дирижёра в опере не многим больше, чем роль аккомпаниатора в лидер-абенде.

Ливайн свою четвёрку честно заработал - а дальше вы можете сколько угодно хвалить Норман и Троянос - это всё равно будет комплимент Ливайну. Ведь именно он уговорил Троянос покинуть Европы ради "поста" хаус-меццо в Мет.

К тому же, даже если Ливайну далеко до Гардинера (как спектаклю Гардинера до спектакля Ливайна?), это никоим образом не отменяет того факта, что Гергиеву далеко до Ливайна.



Оригинал здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий