воскресенье, 7 февраля 2021 г.

Рецензия на фильм "Воскресенье за городом" Бертрана Тавернье

Купился на название и идиллический постер. И вдруг, как только пошли титры, слышу: “по роману Месье Лядмираль скоро умрёт”. Вот это облом! Но, оказалось, ожидания меня не так уж и сильно обманули. Фильм рассказывает о нескольких днях жизни очень старого (так что прогноз не выглядит преувеличенным) художника, но днях - вполне идиллических. Живёт художник в прелестном мануаре (усадьбе). Без кричащей роскоши, но в комфорте. Под присмотром экономки (роль исполнила жена Филиппа Нуарэ), которая хоть и не пожалеет острого словца, но по-настоящему заботится и о художнике, и о его семействе. Семейство тоже не забывает своего патриарха: по выходным усадьбу регулярно посещает сын с женой и двумя детьми, а иногда наведывается и любящая дочь (Сезар за лучшую женскую роль - Сабин Азэма). Вот, в общем-то и весь фильм… То есть как фильм? Где фильм? Неужто Тавернье издевается над зрителем? Может там всё же кто-то кого-то полюбил? Погубил? Оскорбил?.. Ну, дочь Ирэн там и правда в кого-то влюблена, но любовь эта оказывается за кадром и никакой интриги не вносит. И тем не менее фильм - замечательный, можно сказать идеальный. Вместо событий - исследование психологии персонажей и размышление об их жизни. Образ угасающего, выполнившего свою жизненную функцию, художника, служит как бы контрапунктом для закостенелого в буржуазном благополучии сына, внуков-оболтусов, увлёчённо мучающих насекомых, и вечно несущейся куда-то в безоглядном порыве дочери. Пожалуй, самое ценное в фильме - то, как Тавернье прорисовывает образы: с беспощадной любовью, если можно так выразиться. Не так всё, оказывается, просто. Вот, к примеру, сын. Он тоже живописно одарён, но всегда находился под давлением славы своего отца и, в результате, решил наступить на горло собственной песне. Или сам месье Лядмираль. Он, как понятно из фильма, сделал весьма успешную карьеру. Его имя некогда гремело, но потом пришли импрессионисты (действие происходит перед 1-й мировой войной), и звезда месье закатилась. Его искусство не выдержало испытания временем, оказалось мимолётным капризом публики. Но! Тавернье (а точнее, наверное, автор романа Пьер Бост) неожиданно встаёт на защиту разжалованного художника: он отказался поворачиваться вместе с флюгером, не побежал вдогонку за изменившейся модой, а предпочёл остаться верным себе, петь свою скромную песню. Здесь угадывается автобиографический мотив: Бост одно время был очень востребованным сценаристом, по потом французский кинематограф накрыла “новая волна”, и творения Боста были гневно осуждены новаторами вроде Трюффо. Фильм Тавернье, уже после смерти Боста, успешно реабилитировал автора. Оказалось, “песнь месье Лядмираля” ничуть не уступает иным “импрессионистам”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий