суббота, 20 февраля 2021 г.

Покров-Пема

Не так редко со мной случается, что один и тот же заброшенный храм попадает в поле зрения повторно. И, хотя дважды в одну и ту же реку не удаётся войти никогда, всё же резкий контраст наблюдается только при радикальной смене сезонов. К примеру, у меня есть репортаж о селе Ёмсна, в котором сопоставлены кадры, сделанные зимой и летом.  А вот так чтобы приехать в тот же сезон и ничего вокруг не узнать… Ну, разве что если храм начали восстанавливать  (тогда обычно рассмотреть удаётся только строительные леса). Храм в бывшем селе Покров-Пема никто к моему второму приезду восстанавливать не начинал. Да и я второй раз его навещать особо не планировал. Просто так получилось, что путешествие в сторону Чухломы закончилось раньше предполагаемого времени. Мы уже подъезжали к Галичу, а до заката оставался ещё почти час. И тут у меня возникла мысль: а не завернуть ли в Покров-Пему. Это всего километров 5 в сторону, есть шанс получить эффектные предзакатные кадры - всё лучше чем сидеть в галичской гостинице. Каково же было моё удивление, когда по приезде в Пему я увидел… Впрочем, лучше это продемонстрировать на фото. Итак, летом 2012-го года это выглядело следующим образом:

 


В 2018-м стало выглядеть примерно вот так:



Найдите 5 отличий :)  На самом деле, ни одного кадра снятого с той же самой точки мне впоследствии найти не удалось:  в 12-м году с тех же точек можно было снять разве что кусты.  Что случилось, понятно: кладбище очистили от деревьев. Поскольку кладбище - довольно обширное и густо заросшее, работы наверняка было много. Уж не знаю, кто её затеял: хранители архитектуры или родственники усопших. Вообще-то расчищенные кладбища встречаются нередко. Но выглядит это обычно так: ты видишь церковь и радостно бежишь к ней навстречу, как вдруг выясняется, что встреча состоится не сразу: путь преграждают поваленные в беспорядке деревья, которых ты не заметил за зарослями бурьяна. Причём из-за этого самого бурьяна не видно, куда ступить, чтобы преодолеть хитросплетение лежащих на земле в беспорядке стволов и веток. Каждый шаг - мучение. И ты понимаешь, что скорее сломаешь себе ногу, чем прорвёшься через эти несчастные 20 метров завалов. Иное дело тут: всё аккуратно распилено, чистота чуть ли не идеальная. Возникло предположение: уж не соседний ли Галич постарался. Городок он невеликий, но всё же кладбище, по крайней мере то которое я видел (у Космодемьянской церкви) выглядело довольно перенаселённым. А тут  - недалеко от города, шоссэ рядом, и какой фэншуй! Впрочем, это только мои фантазии. В конце концов, в окрестностях Галича немало таких кладбищ, о которых московские покойники могут только мечтать.   


Теперь собственно о храме. Начну с более ранней фотосессии и прежде всего с ворот на кладбище:



Их монументальность позволяет предположить что ограда была внушительной



Увы, сегодня от неё не осталось и следа. 

Что касается самих ворот, то они тоже пострадали, но видно, что выполнены они были в классическом стиле, с парными колоннами, обрамляющими каждый из трёх проходов:



Самый дальний вид на храм открывался с северо-запада:



А с севера можно было рассмотреть только колокольню, и то - в контровом освещении:



Зато можно рассмотреть расположенный к северу от храма квадратный в плане дом:



Судя по всему, дом причта:



Дальше север исследовать нет смысла, вернёмся к воротам:



С обратной стороны они не столь живописны.

Вид ансамбля от ворот:



А это - солист ансамбля чуть крупнее:



Дальше я зашёл внутрь. Боковые арки колокольни перегорожены какими-то железяками:




Проход из колокольню ведёт не напрямую в трапезную. Сначала на пути встречается небольшой притвор:



Заходим в трапезную. Здесь довольно неплохо сохранились деревянные декорации обоих алтарей:



Это северный:



Алтари отделены от основного объёма трапезной массивными столпами, образующим арки со стенами, отделяющими трапезную от храма:



Все углы трапезной - закруглены


.


Это южный алтарь трапезной изнутри:



При входе в трапезную сохранились основания двух массивных печей:



Над проходом в основной объём уцелел крест:



Заходим внутрь.



Здесь тоже частично сохранились деревянные конструкции:



Верх храма:



Он необычен, но довольно характерен для чухлоссицизма: квадрат стен переходит в окружность основания фонаря, который не совсем фонарь - с тем же успехом можно назвать его восьмериком с неравными гранями. Таким он предстаёт снаружи, но не изнутри.   



БОльшие грани восьмерика несут на себе тройные палладианские окна. 


Северная стена храма:



А это - южная стена:



Западная стена:



Апсида:



Пол апсиды:



Сохранившиеся фрагменты деревянных декораций очень изящны:



Но сохранность - плачевная:



Не лучше сохранились и росписи:



Впрочем, уже сам их сиренево-серый фон  производит сильное впечатление



Помимо библейских сюжетов - довольно много геометрических узоров:



Другие росписи можно посмотреть в галерее. А мы направляемся к выходу. 


На окне в северной стене притвора сохранились остатки деревянной рамы:



С филенчатой резьбой:



Справа от выхода - ход на верхние ярусы колокольни:



Но высоко не поднимешься:



Выходим наружу и продолжаем осмотр:



Задачка не из простых, потому что деревья подступаются к стенам почти вплотную. 



Колонны - весьма нетрадиционного ордера: капитэли, по сути, образованы раскреповками архитрава. А на фризе им вторят пилястры с похожими раскреповками карниза. Ловишь себя на мысли, что ты уже где-то видел такое. Наверное, на ВДНХ. Но для храма, построенного в 1815 году - это было сильно. 


Делаем снимок верха колокольни  из-за трапезной:



И переходим на юго-восток



С этой стороны деревья отступают, так что можно снять храм почти целиком



Хорошо уже то, что с этой стороны съёмки - не против солнца: 



Становится понятно, что подобные “капитэли” - не следствие профнепригодности архитектора. Что к тому креативу, который устроен на куполе, ни один из известных ордеров не подошёл бы.


“Креатив”, который устроен на куполе Покрова-Пемы - это, пожалуй, один из самых ярких образцов чухлоссицизма. Что-то вроде “шапки мономаха”:



Фиксируем храм с самой дальней юго-восточной точки:



И смещаемся к югу. Но с этой стороны половину храма заслоняет дерево:



Вид на трапезную и колокольню от южной стены храма:



Второй ярус колокольни крупным планом:



Попытка снять храм с юго-запада:



Съёмке мешают не столько сами деревья, сколько создаваемые ими глубокие тени


 


Ну и под конец фотосессии я зафиксировал с увеличением завершение храма. Это вид купола с растущими на нём деревьями с запада:



Это юго-западная глава с сохранившимся крестом:



Юго-восточная глава:



Центральная глава с юго-востока:




Барабан центральной главы:




Луковица:



А это купол колокольни:



Шпиль:



И крест:



На этом фотосессия 2012 года была завершена. 


Сессия 2018 года оказалась намного короче. Минут 15 всего. Это потому что стоило ей начаться - солнце  почти сразу начало прятаться за облачность у горизонта.  

Только в самом начале освещение было ярким:



Имеется в виду верх храма:



Это он же в немного другом ракурсе:



до низа солнце уже не доставало


 


Храм отдельно:



Прямо на глазах освещение стало ослабевать:



Это последний кадр, который мне удалось снять при приличном освещении:


Когда я приблизился к колокольне, наступили сумерки: 



Правда вскоре солнечные лучи стали теплится: 



И остаток фотосессии я пытался улучить момент, когда они разгорятся



Верх храма с северо-запада. Видно, что растительность была удалена и с купола:



Съёмка с севера широким углом:



Хорошо видно закругление трапезной, в котором расположен алтарь.


После ликвидации деревьев стало возможно получить фронтальный вид храма:



Правда на этот раз только с севера (потому что с юга царила тьма)



Мощный, чрезвычайно цельный и гармоничный архитектурный образ:


Можно отойти ещё дальше, за линию ближайших оставленных деревьев:



Это верх крупным планом, снятый на повышенной чувствительности:



И вот уже наступили настоящие и "бесповоротные" сумерки:



Возвращаясь к машине, я ещё раз сфотографировал храм с юга:




Но на сей раз это были скорее съёмки вечернего неба:



Под конец наверное стоит как-то сопоставить впечатления от этих двух таких странных встреч с замечательным костромским храмом. Это здорово, что теперь ничто не заслоняет обзора и, что ещё важнее, деревья не растут на куполе. Но всё же потерялось какое-то очарование места и времени.  Хорошо что хоть фотографии остались. Они, хотя бы отчасти, позволяют сохранить память о былом.


В галереях как всегда фотографий больше, и они крупнее:

2012: https://photos.app.goo.gl/TVPr45NToaJRV8of7

2018: https://photos.app.goo.gl/gXKKj3Upmw3cfyuR7


Храм входит в маршрут "Ржавое кольцо Галича"


Комментариев нет:

Отправить комментарий